Перейти к основному содержанию
1288 просмотров

Почти на миллиард тенге проштрафился павлодарский ФК «Иртыш»

Бывшее руководство клуба само себя поощряло за спортивные успехи

Фото: Shutterstock

Грубые налоговые и финансовые нарушения выявили аудиторы в ходе проверки деятельности футбольного клуба «Иртыш».

Факты начисления многомиллионных премий тренерам и футболистам обнародовали независимые эксперты, закончившие проверку финансовой деятельности павлодарского футбольного клуба. За последние три года – с 2017 по 2019 – местный тренерский и игровой состав получили в общей сложности 379,5 млн тенге сверх своих окладов. При этом за спортивные успехи регулярно премировали не только спортсменов, но и работников административно-управленческого аппарата, никакого отношения к спортивным достижениям команды не имеющим, отмечают аудиторы. Только в прошлом году на эти цели ушло 36 млн тенге. Из них 8 млн заплатили «мертвым душам», никогда не работавшим в клубе, но получавшим зарплату по фиктивным договорам.

Кроме этого, футбольный клуб не заплатил 973,9 млн тенге различных налогов. По некоторым видам налогов, например, земельному, за три года нет ни одного платежа.

Аудиторскую проверку инициировал новый руководитель футбольного клуба Нурлан Искаков, заступивший на этот пост в конце февраля 2019 года. Вместе с ним в Павлодар приехал Дмитрий Васильев, до этого работавший в «Актобе» и оказавшийся в эпицентре скандала о незаконном премировании футболистов и тренеров. Верховный суд его оправдал, после чего россиянин оказался в Павлодаре на должности спортивного директора футбольного клуба. Правда, проработал в новом качестве он недолго -– уже 20 марта написал заявление об увольнении.

Примерно в это же время аудиторы закончили свою проверку. Ее результаты, как сообщили в пресс-службе акима области, переданы в прокуратуру. По всей видимости, дальнейшая судьба «Иртыша» во многом будет зависеть от решения надзорного ведомства. Но перспективы у пятикратных чемпионов Казахстана, мягко говоря, совсем не радужные. Помимо неуплаченных налогов, которые платить все равно придется, клуб еще должен по решению суда выплатить 541 млн тенге болгарскому тренеру Димитару Димитрову и его ассистентам, которые были незаконно уволены прошлой весной.

Но главная неприятность заключается в том, что от «Иртыша» отказался его основной финансовый покровитель – компания ERG, выделявшая на содержание клуба больше половины годового бюджета – 2 млрд тенге из 3,8.

Образовавшаяся долговая нагрузка может поставить вопрос о банкротстве «Иртыша». Правда, акимат Павлодарской области пообещал этого не допустить, но вариант самоликвидации клуба исключать нельзя, так как в случае погашения долга перед Димитровым и с учетом отказа спонсора казна «Иртыша» пуста уже сейчас, когда чемпионат только начался, а потом был приостановлен.

После того, как чемпионат КПЛ ушел на вынужденные каникулы, игроков «Иртыша» принудительно перевели на минимальную оплату труда. Футболисты, совсем не привыкшие жить на 42 500 тенге, обратились с письмом к акиму области Абылкаиру Скакову. В ответ глава области заявил, что «учитывая затруднительное финансовое положение, приостановление всех спортивных мероприятий в стране и условия заключенных трудовых договоров, перевод всех игроков клуба на минимальную заработную плату был вынужденной мерой».

Решение урезать доход игрокам противоречит законам ФИФА и Международной федерации ассоциации профессиональных футболистов (FIF Pro). В уставах этих организаций четко прописано, что любое сокращение заработной платы может производиться только с согласия работников, то есть самих футболистов. Самовольные действия руководителей считаются нарушениями, грозящими серьезными санкциями, – от снятия очков до перевода в низшую лигу.

Так, решение сократить зарплату игрокам ФК«Астана» незаконно, в то время как футболисты алматинского «Кайрата» сами предложили урезать им зарплату вдвое.

banner_wsj.gif

1112 просмотров

Как происходит финансирование спорта в разных странах

Модель госфинансирования действует на постсоветском пространстве, а в других инвесторами являются болельщики

Фото: Pixabay

Модель госфинансирования профессиональных атлетов, привычная для Казахстана и России, совершенно не актуальна для других стран. Рассмотрим, как спонсоры тратят деньги на спорт в двух вариантах – российско-казахстанском и германском.

Что у нас

Российскую транснациональную энергетическую компанию «Газпром» смело можно считать главным спонсором всего мирового спорта. Уж на территории постсоветского пространства равных ей по затратам на футбол, хоккей и прочие дисциплины точно нет. А если учитывать тот факт, что более 50% акций «Газпрома» принадлежат государству, то можно смело утверждать, что именно руководство РФ занимается финансированием многих спортивных проектов – как внутри страны, так и далеко за ее пределами. 

На содержание ФК «Зенит» из Санкт-Петербурга выделяется самая большая сумма, однако и зарубежным командам, а также целым организациям перепадает немало. Ежегодно футбольному клубу с берегов Невы «Газпром» выделяет 100 млн евро при общем бюджете «Зенита» в 160 млн евро. Да и из оставшихся 60 млн почти все – те же самые государственные вливания, только из других источников – городской и областной казны. Лишь малую толику клуб способен заработать сам. 

За спонсорское соглашение с немецким «Шальке» российские энергетики выложили 150 млн евро, правда, их договор рассчитан на пять лет, так что в год гельзенкирхенцы получают примерно по 50 млн евро. По 40 млн евро «Газпром» каждый год перечисляет на счета ФИФА и УЕФА, что позволяет компании быть титульным спонсором главного клубного турнира Европы – Лиги чемпионов. Кроме того, на финансовой подпитке у российской госкорпорации находятся футбольные клубы «Оренбург» и «Томь», а также белградская «Црвена Звезда» и венская «Аустрия». 

Футболом экономическое влияние «Газпрома» на спорт не ограничивается. Газовый монополист содержит два волейбольных «Зенита» – из Казани и Санкт-Петербурга, одноименный баскетбольный питерский коллектив, футзальную «Югру», финансирует проекты по настольному теннису, автогонкам, велоспорту и, конечно же, хоккею.

Поддержка лучшей в мире игры на льду – особая статья расходов газового гиганта. Непосредственно «Газпром» содержит ХК СКА. Одно его дочернее предприятие – «Газпром нефть» – спонсирует омский «Авангард», другое – СОГАЗ – обеспечивает львиную долю бюджета всей Континентальной хоккейной лиги. Таким образом, ежегодные финансовые вливания «Газпрома» и аффилированных с ним компаний составляют около 1 млрд евро. 

В Казахстане роль местного «Газпрома» выполняет фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», обеспечивающий безбедное существование футбольной и баскетбольной «Астаны», хоккейного «Барыса» и велокоманды Astana Pro Team.

Что у них

Законодательство большинства европейских стран не предусматривает финансирование спорта высших достижений из госказны. К примеру, в Германии, где вообще нет министерства спорта, невозможно в принципе купить футбольную команду, потому что в каждом клубе страны 50% + 1 акцией владеют зарегистрированные болельщики.

Львиную долю прибыли команды Бундеслиги извлекают из продажи билетов, атрибутики, прав на телетрансляции, международных выступлений и трансферов. Инвесторы, причем все вместе взятые, могут вкладывать в содержание клуба не более половины бюджета. Они, в отличие от тех же «Газпрома» или «Самрук-Казыны», не имеют права влиять на трансферную политику клуба, каким-либо образом дополнительно премировать футболистов.

Поэтому все, что остается немецким компаниям, это рассчитывать на спонсорский логотип на игровой форме. Возьмем для примера «Баварию». Мюнхенцы с 2010 года носят форму с буквой «T» на груди. Эта честь ведущему немецкому оператору связи Deutsche Telekom стоит 30 млн евро каждый сезон.

Другой популярный прием – нейминг стадионов. В Бундеслиге лишь менхенгладбахская «Боруссия» выступает на одноименной арене, все остальные носят названия спонсоров. Самый жирный «стадионный» контракт, как и положено наиболее успешному клубу страны, заключила опять же «Бавария». Мюнхенское спортивное сооружение с момента его постройки в 2005 году и по 2031 год включительно будет называться Allianz-Arena. За это более чем четвертьвековое соглашение страховая корпорация отстегнула мюнхенскому клубу 100 млн евро. Впрочем, если разделить эту сумму на количество лет, то получится не так уж и много – 3,7 млн евро в год.

Третий крупнейший спонсор лидера немецкого футбола – концерн Audi. Автогигант заключил с «Баварией» 10-летнее соглашение на 90 млн евро, это еще плюс 9 млн евро на сезон. Неплохо поддерживает «красную машину» и ее технический спонсор. Компания спортивной одежды Adidas, помимо необходимого инвентаря и экипировки, ежегодно тратит на баварцев 27 млн евро.

Итого получается около 70 млн евро – вполне солидная сумма для аутсайдера Бундеслиги, но даже не для «Зенита» и уж никак не для «Баварии». Ее годовой бюджет равняется 550 млн евро, так что спонсорские вложения – это лишь десятая его часть. Для сравнения: выручка от продажи билетов только за один матч составляет 4 млн евро. За год мюнхенцы проводят на своем стадионе не меньше 30 игр, таким образом, с помощью билетной программы они зарабатывают как минимум 120 млн евро, столько же составляет прибыль от продажи именных футболок. 29 млн евро приносят платные телевизионные трансляции, еще 12 млн – продажа пива, закусок и сувенирной продукции. Однако больше всего «Бавария» зарабатывает непосредственно футболом – на участии в Лиге чемпионов от 70 до 75 млн евро в год и, конечно же, на трансферах игроков.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png