Перейти к основному содержанию
347 просмотров

История переноса крупных соревнований

Коронавирус внес серьезные коррективы в расписание абсолютного большинства общественных мероприятий

Фото: Shutterstock.com

2020 год обещал быть богатым на спортивные события: болельщики по привычке и с нетерпением ждали финальной стадии чемпионата Европы по футболу и Летних Олимпийских игр. Как уже известно, ни тот ни другой турнир в намеченные сроки не состоится.

Евро-2020 и Олимпиаде в Токио еще повезло – хотя бы в том, что их не отменили, а просто сдвинули на год вперед, и будем надеяться, что в 2021-м эти соревнования впервые в своей истории состоятся в нечетный год. 

У многих других турниров – таких, как чемпионаты мира по хоккею и бенди, Формуле-1 и фигурному катанию – участь куда менее завидная: их попросту отменили, так как переносить элементарно некуда, в графике на следующий сезон стоят уже новые.  

Но не стоит излишне драматизировать ситуацию и тем более приравнивать ее к катастрофе. В истории спорта было немало примеров, когда запланированные форумы не были проведены вовремя и в заранее определенном месте. Вспомним наиболее известные случаи.

VI Летние Олимпийские игры. 1916 год

Шестая по счету летняя Олимпиада современности должна была пройти в Берлине, такое решение принял МОК еще в 1912 году, отдав предпочтение столице Германской империи перед египетской Александрией, Амстердамом, Брюсселем, Будапештом и Кливлендом. В 1916-м планировалось впервые организовать и отдельную зимнюю Олимпийскую неделю – соревнования должен был принять Штутгарт. Все спортивные объекты с немецкой педантичностью были готовы принять атлетов задолго до начала соревнований. Однако в 1914-м Второй рейх развязал Первую мировую войну, и про спорт человечеству пришлось на какое-то время забыть. Примечательно, что, даже не состоявшись, VI Летние игры сохранили за собой порядковый номер, а первая в истории Зимняя Олимпиада состоялась только в 1924 году во французском Шамони. 

V Зимние и XII Летние Олимпийские игры. 1940 год

Интересный факт: Олимпиада-2020 в Токио – уже третьи Игры в Японии, которые не будут проведены в изначально намеченные сроки. Правда, в двух первых случаях Страну восходящего солнца пострадавшей стороной никак не назовешь, а соревнования, которые планировалось провести на ее территории, были не перенесены, а не состоялись вовсе. В 1940 году островитяне каким-то немыслимым образом получили право на проведение как зимней, так и летней Олимпиад. Но в связи с началом японо-китайской войны МОК сначала отобрал у Японии Игры на снегу и льду, а затем и состязания по «теплым» дисциплинам. Турниры были перенесены в немецкий Гармиш-Партенкирхен и Хельсинки, соответственно, но не состоялись и там, так как в дело вмешалась уже другая война – Вторая мировая. Что касается Японии, то впоследствии она трижды принимала у себя Игры – два раза зимние (Саппоро-1972 и Нагано-1998) и один раз летние (Токио-1964).

Чемпионат мира по футболу. 1942 год

Четвертый по счету мундиаль планировалось провести летом 1942 года. Правда, ФИФА еще не определилась с местом проведения финальной стадии мирового первенства – за право его принять должны были поспорить Германия с Бразилией. Но, как известно, в это время Третий рейх был озабочен не футболом, а завоеванием мира. ФИФА исключила Немецкий футбольный союз (DFB) из своих рядов, восстановив его в правах только в 1949-м, а год спустя, в 1950-м, хозяйкой планетарного форума стала Бразилия. Возможность организации и тем более проведения ЧМ-1946 даже не обсуждалась.

XIII Летние Олимпийские игры. 1944 год

Еще в 1939 году на сессии МОК было выбрано место проведения 13-й по счету летней Олимпиады. Право принять Игры 1944 года завоевал Лондон, обошедший в голосовании Рим, Детройт, Лозанну, Афины, Будапешт, Хельсинки и Монреаль. Удивительно, но, несмотря на то, что еще вовсю шла Вторая мировая война, в штаб-квартире МОК в Лозанне в Швейцарии с 17 по 19 июня 1944 года прошли торжества, посвященные 50-летию со дня основания Международного олимпийского комитета, который наградил Лондон правом организовать первые послевоенные Игры, состоявшиеся в 1948 году.

Чемпионат мира по футболу. 1986 год

Мундиаль-1986 должна была принять Колумбия, так было решено еще на исполкоме ФИФА в 1974 году. Но уже по окончании ЧМ-1982 в Испании стало понятно, что следующее мировое первенство в этой южноамериканской стране не состоится. У колумбийской федерации футбола попросту не было средств на организацию крупномасштабного турнира. Ей на помощь был готов прийти известный наркобарон Пабло Эскобар, но тогдашний президент Колумбии Белисарио Бетанкур категорически запретил футбольным властям связываться с медельинским картелем. На выручку пришла Мексика, пообещавшая в кратчайшие сроки справиться с непростой задачей по организации ЧМ-1986. Благо в этой стране было построено много стадионов к чемпионату мира 1970 года, но менее чем за четыре года предстояло их серьезно реконструировать. Мундиаль вполне мог не состояться и в Мексике из-за разрушительного землетрясения в сентябре 1985-го. Толчки силой более восьми баллов по шкале Рихтера нанесли серьезный ущерб главной арене предстоящего первенства – «Ацтеке». Но строители успели восстановить столичный объект, который с успехом принял главные матчи ЧМ-1986, в том числе и легендарный финал Аргентина – Германия.

Кубок африканских наций по футболу. 2015 год

Это был первый случай переноса крупного турнира в связи с эпидемией. Пять лет назад в западной части Черного континента лютовала Эбола. КАН-2015 должен был пройти в Марокко. Поняв, что в намеченные сроки турнир провести не получится, марокканцы попросили Африканскую конфедерацию отодвинуть соревнования на год. Чиновники прислушались к этой просьбе и… перенесли Кубок, но только не по срокам – он прошел зимой 2015 года в Экваториальной Гвинее.

Кубок африканских наций по футболу. 2019 год

Буквально год назад крупнейший африканский футбольный турнир среди сборных также сменил место своей дислокации. Изначально КАН-2019 намеревался у себя провести Камерун, однако всего за пару месяцев до старта чемпионата камерунские власти признались, что страна не готова принять это мероприятие. Гневу функционеров из КАН не было предела – президент организации Ахмад Ахмад в сердцах заявил, что Камерун больше никогда не сможет претендовать на право проведения турниров. В итоге КАН-2019 прошел в Египте, но не в зимнее время, а посреди лета.

banner_wsj.gif

936 просмотров

Сколько известные атлеты зарабатывают на торговых марках их имени

Выбрали наиболее яркие примеры спортсменов, которые монетизировали свою популярность

Коллаж Kursiv

Всемирно известное имя и народная любовь помогают спортсменам зарабатывать за пределами футбольного поля, теннисного корта или баскетбольной площадки. 

Кофе Pele

«Короля футбола» можно считать пионером в брендировании собственного имени среди спортсменов. Еще будучи действующим футболистом, Эдсон Арантис ду Насименто обнаружил в себе коммерческую жилку и занялся кофейным бизнесом. Пеле предложил использовать свое имя бразильской компании Cacique, которая занималась выпуском бодрящего напитка, но дела ее шли ни шатко ни валко.

Контракт между спортивной легендой и производителем кофе был заключен в 1972 году, что принесло огромную финансовую пользу обеим сторонам соглашения. Бренд Cafе Pele совершенно не нуждался в раскрутке, оборот компании мгновенно вырос, и быстрорастворимый кофе «Пеле» столь же быстро завоевал как внутренний, так и мировой рынок. А сам трехкратный чемпион мира стал очень богатым человеком – спонсорский договор принес прибыль в размере $70 млн. И до сих пор с каждой проданной банки напитка «Королю футбола» капает процент.

Кроссовки Air Jordan

В начале 1984 года, еще задолго до того, как лучший баскетболист всех времен завоевал свой первый из шести чемпионских перстней НБА, фирма NIKE заключила с Майклом Джорданом контракт на создание именного бренда спортивной обуви. Специально для него был выпущен пробный экземпляр, и уже через несколько месяцев кроссовки Air Jordan были запущены в серийное производство.

Изначально их розничная цена составляла $100, сейчас в продаже есть модели стоимостью до $2 тыс. В настоящее время бренд Air Jordan спонсирует и экипирует 21 игрока Национальной баскетбольной ассоциации. Что касается «Его Воздушества», то Джордану пожизненный именной контракт с NIKE приносит ежегодно $100 млн чистой прибыли.

Бейсболки RF

Тот же самый NIKE в 2006 году начал результативное сотрудничество с одним из лучших теннисистов в истории Роджером Федерером. Американская компания заключила со швейцарцем долгосрочный индивидуальный контракт, и мир увидел новую монограмму RF, которая стала появляться на бейсболках, кроссовках, спортивных костюмах. Товары с инициалами Роджера стали прекрасно продаваться, причем намного дороже, чем без них. Сейчас личный бренд Федерера оценивается в $26 млн. Кроме того, 20-кратный победитель турниров серии «Большого шлема» каждый год вне корта зарабатывает $86 млн благодаря личным соглашениям с такими гигантами, как Credit Suisse, Mercedes-Benz и Rolex.

Носки CR7

Один из величайших футболистов современности Криштиану Роналду не раз заявлял, что по окончании карьеры не видит себя в роли тренера или спортивного чиновника. Известный модник уже давно продвигает на рынке личный бренд CR7, под которым выпускается целая линейка товаров – от носков и трусов до чемоданов и одеколона. С таким сочетанием букв и цифр в 2019 году была открыта и сеть отелей. После ухода из большого спорта португалец планирует полностью посвятить себя раскрутке персонального бренда CR7.

Парфюм David Beckham

Еще одного футбольного щеголя, англичанина Дэвида Бекхэма, к созданию личного бренда подтолкнула жена, экс-солистка группы Spice Girls Виктория Адамс. Вместе они организовали холдинговую компанию Beckham Brand Holdings, которая стала заниматься выпуском различной продукции: стильных мужских костюмов, солнцезащитных очков, элитных сортов виски и даже мужской косметики. Одеколон David Beckham получил признание у профессионалов парфюмерного дела. Правда, в прошлом году бизнес-империя супругов Бекхэм столкнулась с серьезными проблемами, впервые получив убыток, который составил 1,6 млн фунтов стерлингов.

Ресторан TGR

Прославленный гольфист уже давно относится к профессиональному спорту как к хобби. Львиная доля дохода Тайгера Вудса приходится на рекламные контракты и спонсорские соглашения, которые с 1996 года обогатили его на $1,4 млрд. Ежегодно вне зеленого газона Вудс зарабатывает более $30 млн. Десять лет назад американец с филиппинскими корнями основал собственную фирму TW, в 2016-м она претерпела ребрендинг и стала называться TGR. Собственная компания Тайгера занимается близким его сердцу делом – дизайном гольф-полей, ей также принадлежит несколько элитных ресторанов.

Конфеты Sugarpova

До скандала, связанного с допингом, у Марии Шараповой не было отбоя от желающих заключить с ней выгодные спонсорские соглашения. Однако на пике популярности российская теннисистка решила заняться бизнесом, причем довольно неожиданным – она основала фирму по производству сладостей. Обыграв свою фамилию с английским словом sugar (сахар), Мария активно приступила к раскрутке личного бренда, проводя роскошные презентации прямо по ходу теннисных турниров. Перед Открытым чемпионатом США-2013 даже появилась информация о том, что Шарапова заявится на US Open под фамилией Sugarpova. Понятно, что это был всего лишь грамотный PR-ход, но он сработал: прибыль спортсменки от продажи конфет и жевательной резинки после него резко пошла вверх. На запуск бренда Шарапова потратила $500 тыс., каждый год торговля сладостями приносит ей доход в размере $10 млн.

Детская одежда Messi kids

В 2012 году компания Adidas обратилась к Лионелю Месси с предложением организовать собственную марку спортивной одежды. Лидер «Барселоны» без особого энтузиазма воспринял эту идею и собирался отказаться от затеи создания личного бренда. Однако в дело вмешалась жена аргентинского футбольного гения, благодаря которой на свет и появилась детская линия Messi kids. Это одежда для мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 13 лет, а также спортивная обувь и аксессуары. Большой прибыли «именной» бизнес чете Месси не приносит, так как Лео сам поставил Adidas  такое условие: с каждой проданной единицы товара на его банковский счет падает ровно один евроцент.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png