Перейти к основному содержанию

1015 просмотров

Блеск и нищета большого хоккея

Считаем деньги в КХЛ

Фото: Shutterstock

Заокеанская НХЛ – одна из самых богатых и влиятельных лиг в Северной Америке, в ней соревновательная составляющая тесно переплетена с бизнесом. Более близкая нам КХЛ экономически не настолько мощна, как ее «старшая сестра», хотя и в ней крутятся огромные деньги. 

Но между этими лигами есть одно очень существенное различие: «континенталы» пока так и не научились зарабатывать. За сезон каждый из клубов КХЛ оправдывает, по приблизительным подсчетам, лишь 10% спонсорских и государственных вложений. 

Богатые и бедные

По данным финансового отчета Континентальной хоккейной лиги, общий бюджет всех ее 24 представителей, принимающих участие в сезоне 2019/20, составляет 20 млрд рублей – это более 122 млрд тенге, или приблизительно 292 млн евро.

Самые состоятельные клубы КХЛ выступают в Западной конференции и имеют общие «армейские» корни – финансирование московского ЦСКА и СКА из Санкт-Петербурга составляет 25,5 млн евро в год. Своими выступлениями эти команды, в общем-то, оправдывают такие вливания – оба коллектива идут в лидерах «Запада» и считаются главными претендентами на победу в Кубке Гагарина (в прошлом году его выиграл ЦСКА). 

Для сравнения: на содержание рижского «Динамо» в год выделяется 3,8 млн евро, и это напрямую сказывается на результатах команды из латвийской столицы – она набрала меньше всех очков в регулярном чемпионате и закономерно прозябает на самом турнирном дне. 

На «Востоке» корреляция финансового благополучия с результатами выглядит не столь однозначно: наиболее богатый клуб конференции – магнитогорский «Металлург», на содержание которого в сезоне 2019/20 выделено 22 млн евро, занимает лишь восьмое место в таблице, всерьез рискуя не попасть в плей-офф. А не пустить в Кубок Гагарина «Магнитку» запросто может идущий девятым «Адмирал», чей бюджет самый скромный во всей лиге, он равен 3,65 млн евро. Это даже меньше, чем у рижан, что, впрочем, не мешает дальневосточникам демонстрировать в текущем сезоне вполне привлекательный хоккей и всерьез претендовать на попадание в кубковую восьмерку.

Единственный казахстанский представитель в КХЛ – «Барыс» – по финансовым показателям далеко не в лидерах: на сезон клубу из Нур-Султана выделяется сумма в размере 3,65 млрд тенге (8,76 млн евро). По этому показателю наш хоккейный флагман делит с «Сибирью» только 15–16-е места во всей лиге, а в Восточной конференции, с ней же, – 8-ю и 9-ю позиции.

Для сравнения: финансирование ФК «Астана» составляет примерно 28 млн евро, и «Барыс» со своим 3,65 млрд тенге не вошел бы даже в первую шестерку бюджетов клубов отечественной футбольной Премьер-лиги.

Соотношение цены и качества

Можно сказать, в соотношении «цена – качество» менеджмент, тренерский штаб и игроки «Барыса» демонстрируют довольно приличные показатели. Особенно если учесть тот факт, что ни одного хоккеиста столичной команды нет даже в числе 50 наиболее высокооплачиваемых спортсменов КХЛ. Больше всех в «Барысе» зарабатывают Даррен Диц и Роман Старченко – их оклад составляет 600 тыс. евро в год. Возглавляет же этот список форвард «Металлурга» Сергей Мозякин, чей годовой доход равен 2,6 млн евро – больше половины зарплатной ведомости «Адмирала» или рижского «Динамо» за целый сезон. И это без учета всевозможных бонусов, которые могут дойти до 600 тыс. евро. 

Примечательно, что второе место в рейтинге самых дорогих хоккеистов c 2,2 млн евро чистыми занимает нападающий «Автомобилиста» Найджел Доус – обладатель казахстанского паспорта и бывший игрок «Барыса». Расставшись два года назад с одним из своих лидеров, «барсы» заметно разгрузили свою зарплатную ведомость, при этом на их результатах это вообще никак не отразилось. 

Из чего же формируется экономика клубов КХЛ? По данным Лиги, в среднем 54% финансирования – это государственные средства, еще 24% – деньги спонсоров, 10% – вливания из муниципальных источников и 2% – прочие инвестиции. И лишь 10% бюджета составляет собственная коммерческая деятельность – доход от продажи билетов и сезонных абонементов, а также клубной атрибутики и сувенирной продукции. 

Понятно, что тому же «Барысу» при максимальной цене за билет в 4,5 тыс. тенге трудно рассчитывать на солидное пополнение «копилки» даже при постоянных аншлагах. Плюс-минус это относится к любой из команд КХЛ. Получается, что хоккей и в Казахстане, и в России – соревнование тугих государственных кошельков. Своими силами ни одному из клубов Континентальной хоккейной лиги не выжить.

кхл копия-1.jpg

1118 просмотров

Как гибнут легенды спорта

Истории Дениса Тена, Валерия Харламова, «Пахтакора» и других

Фото: Shutterstock

26 января 2020 года частный вертолет 41-летнего баскетболиста Коби Брайанта потерпел крушение неподалеку от Лос-Анджелеса. На борту находились пять человек, никто из них не выжил. В том числе одна из дочерей экс-звезды «Лейкерс» – 13-летняя Джанна-Мария. По злому року Брайант с компанией как раз направлялся на игру девочки, которая, как и ее легендарный отец, занималась баскетболом.

Все 20 лет своей профессиональной карьеры Коби Брайант выступал за одну команду НБА – «Лос-Анджелес Лейкерс». За это время Коби выиграл пять чемпионских титулов и 18 раз принимал участие в матче всех звезд. В составе сборной США дважды побеждал на Олимпийских играх.

Гибель баскетболиста Коби Брайанта в авиакатастрофе шокировала весь спортивный мир и невольно заставила вспомнить о других трагических случаях, внезапно оборвавших жизни великих спортсменов.

Айртон Сенна: «Формула-1» (34 года)

Бразильский автогонщик погиб во время самого трагичного в истории этапа «Формулы-1» Гран-при Сан-Марино 1994 года. Еще по ходу квалификации произошло несколько аварий, одна из которых оборвала жизнь австрийского пилота Роланда Ратценбергера, а еще двое гонщиков получили серьезные увечья.

Однако организаторы «Больших призов» не стали отменять этап, и это решение привело к еще более трагическим последствиям. Трехкратный чемпион «Формулы-1» Айртон Сенна, не справившись с управлением своего болида, на скорости 218 км/ч врезался в бетонную стену. Бразильца срочно госпитализировали, однако врачам оставалось лишь констатировать смерть пилота.

Денис Тен: фигурное катание (25 лет)

19 июля 2018 года оборвалась жизнь талантливейшего спортсмена – казахстанского фигуриста Дениса Тена. Посреди жаркого летнего дня Денис получил ножевое ранение в центре Алматы и, несмотря на все усилия медиков, скончался от кровопотери. К своим 25 годам Тен успел стать призером чемпионата мира и Олимпийских игр, выиграть чемпионат Четырех континентов, Универсиаду и Азиатские игры.

Валерий Харламов: хоккей (33 года)

Баск по материнской линии, Валерий Харламов стал одним из лучших представителей такого северного вида спорта, как хоккей. Игра Валерия Харламова завораживала техникой и быстротой принятия решений, он успел дважды выиграть Олимпиаду и восемь раз стать чемпионом мира в составе сборной СССР. 27 августа 1981 года находившаяся за рулем автомобиля «Волга» жена Валерия Ирина выехала на полосу встречного движения Ленинградского шоссе в Подмосковье, что привело к столкновению с грузовиком ЗИЛ. В результате аварии супруги Харламовы и двоюродный брат хоккеиста погибли на месте.

Бекзат Саттарханов: бокс (20 лет)

2000-й год стал для молодого казахстанского боксера самым успешным и в то же время последним в его недолгой жизни. В сентябре Бекхат Саттарханов в красивом стиле выиграл Олимпиаду в Сиднее, а спустя всего три месяца его не стало. За 15 минут до наступления Нового года неподалеку от Шымкента автомобиль под управлением Саттарханова угодил в ДТП, которое привело к смерти Бекзата.

Иван Ярыгин: борьба (48 лет)

Иван Ярыгин провел блестящую карьеру, добившись мирового признания и выиграв все титулы, которые разыгрывались в вольной борьбе. Причиной гибели одного из ярчайших борцов вольного стиля за всю историю этого вида спорта также стало дорожно-транспортное происшествие. Жизнь великого спортсмена оборвалась 11 октября 1997 года из-за неисправности его автомобиля, который под управлением Ярыгина врезался в припаркованный у обочины грузовик.

Дражен Петрович: баскетбол (28 лет)

Карьера одного из сильнейших европейских баскетболистов XX века прервалась на самом пике. Дражен Петрович успел стать чемпионом мира и Европы, а также призером трех олимпиад в составе сборной Югославии. В 25-летнем возрасте Петрович отправился покорять НБА и всего за три года влюбил в себя требовательных североамериканских ценителей игры. Ему прочили славу Клайда Дрекслера или даже Майкла Джордана, но судьба распорядилась иначе. 7 июня 1993 года авария на одном из автобанов Германии унесла жизнь Петровича. Этот баскетболист был посмертно включен в Залы славы НБА и ФИБА.

Гаэтано Ширеа: футбол (36 лет)

Итальянский футболист сделал блестящую карьеру, завоевав массу персональных и командных наград, в том числе и титул чемпиона мира. Повесив бутсы на гвоздь, Гаэтано Ширеа не ушел из любимого дела, оставшись работать в родном «Ювентусе» скаутом и тренером. 3 сентября 1989 года он просматривал в Польше соперника туринского клуба по Кубку УЕФА и уже возвращался с задания. Автомобиль, в котором находился Гаэтано, на большой скорости врезался в бензовоз. Полиции потребовались сутки, чтобы опознать обугленные тела погибших.

Алексей Прокуроров: лыжный спорт (44 года)

Один из величайших лыжников конца ХХ века завершил спортивную карьеру в 39 лет, после чего перешел на тренерскую должность. Но на новом поприще Алексею Прокуророву толком так и не удалось себя реализовать. Его жизнь остановилась 10 октября 2008 года возле дома, где он проживал с семьей, – олимпийского чемпиона Калгари сбил пьяный водитель, который даже не понял, что произошло.

ФК «Пахтакор»: футбол

11 сентября 1979 года футболисты, тренерский штаб и персонал «Пахтакора» в полном составе погибли в результате столкновения двух самолетов Ту-134 в небе над Днепродзержинском. Это была одна из крупнейших катастроф в истории авиации. С момента трагедии прошло уже 40 лет, однако народ помнит о том страшном событии и каждый год чтит память 17 игроков ташкентского клуба.

XK «Локомотив»: хоккей

7 сентября 2011 года погибла хоккейная команда «Локомотив» из Ярославля. Команда отправилась на игру в Минск на ЯК-42, который на взлете рухнул на землю. На борту находился основной состав команды, почти весь тренерский штаб и члены экипажа. В этой авиакатастрофе выжил только бортинжинер Александр Сизов.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif