Перейти к основному содержанию

4939 просмотров

Блеск и нищета большого хоккея

Считаем деньги в КХЛ

Фото: Shutterstock

Заокеанская НХЛ – одна из самых богатых и влиятельных лиг в Северной Америке, в ней соревновательная составляющая тесно переплетена с бизнесом. Более близкая нам КХЛ экономически не настолько мощна, как ее «старшая сестра», хотя и в ней крутятся огромные деньги. 

Но между этими лигами есть одно очень существенное различие: «континенталы» пока так и не научились зарабатывать. За сезон каждый из клубов КХЛ оправдывает, по приблизительным подсчетам, лишь 10% спонсорских и государственных вложений. 

Богатые и бедные

По данным финансового отчета Континентальной хоккейной лиги, общий бюджет всех ее 24 представителей, принимающих участие в сезоне 2019/20, составляет 20 млрд рублей – это более 122 млрд тенге, или приблизительно 292 млн евро.

Самые состоятельные клубы КХЛ выступают в Западной конференции и имеют общие «армейские» корни – финансирование московского ЦСКА и СКА из Санкт-Петербурга составляет 25,5 млн евро в год. Своими выступлениями эти команды, в общем-то, оправдывают такие вливания – оба коллектива идут в лидерах «Запада» и считаются главными претендентами на победу в Кубке Гагарина (в прошлом году его выиграл ЦСКА). 

Для сравнения: на содержание рижского «Динамо» в год выделяется 3,8 млн евро, и это напрямую сказывается на результатах команды из латвийской столицы – она набрала меньше всех очков в регулярном чемпионате и закономерно прозябает на самом турнирном дне. 

На «Востоке» корреляция финансового благополучия с результатами выглядит не столь однозначно: наиболее богатый клуб конференции – магнитогорский «Металлург», на содержание которого в сезоне 2019/20 выделено 22 млн евро, занимает лишь восьмое место в таблице, всерьез рискуя не попасть в плей-офф. А не пустить в Кубок Гагарина «Магнитку» запросто может идущий девятым «Адмирал», чей бюджет самый скромный во всей лиге, он равен 3,65 млн евро. Это даже меньше, чем у рижан, что, впрочем, не мешает дальневосточникам демонстрировать в текущем сезоне вполне привлекательный хоккей и всерьез претендовать на попадание в кубковую восьмерку.

Единственный казахстанский представитель в КХЛ – «Барыс» – по финансовым показателям далеко не в лидерах: на сезон клубу из Нур-Султана выделяется сумма в размере 3,65 млрд тенге (8,76 млн евро). По этому показателю наш хоккейный флагман делит с «Сибирью» только 15–16-е места во всей лиге, а в Восточной конференции, с ней же, – 8-ю и 9-ю позиции.

Для сравнения: финансирование ФК «Астана» составляет примерно 28 млн евро, и «Барыс» со своим 3,65 млрд тенге не вошел бы даже в первую шестерку бюджетов клубов отечественной футбольной Премьер-лиги.

Соотношение цены и качества

Можно сказать, в соотношении «цена – качество» менеджмент, тренерский штаб и игроки «Барыса» демонстрируют довольно приличные показатели. Особенно если учесть тот факт, что ни одного хоккеиста столичной команды нет даже в числе 50 наиболее высокооплачиваемых спортсменов КХЛ. Больше всех в «Барысе» зарабатывают Даррен Диц и Роман Старченко – их оклад составляет 600 тыс. евро в год. Возглавляет же этот список форвард «Металлурга» Сергей Мозякин, чей годовой доход равен 2,6 млн евро – больше половины зарплатной ведомости «Адмирала» или рижского «Динамо» за целый сезон. И это без учета всевозможных бонусов, которые могут дойти до 600 тыс. евро. 

Примечательно, что второе место в рейтинге самых дорогих хоккеистов c 2,2 млн евро чистыми занимает нападающий «Автомобилиста» Найджел Доус – обладатель казахстанского паспорта и бывший игрок «Барыса». Расставшись два года назад с одним из своих лидеров, «барсы» заметно разгрузили свою зарплатную ведомость, при этом на их результатах это вообще никак не отразилось. 

Из чего же формируется экономика клубов КХЛ? По данным Лиги, в среднем 54% финансирования – это государственные средства, еще 24% – деньги спонсоров, 10% – вливания из муниципальных источников и 2% – прочие инвестиции. И лишь 10% бюджета составляет собственная коммерческая деятельность – доход от продажи билетов и сезонных абонементов, а также клубной атрибутики и сувенирной продукции. 

Понятно, что тому же «Барысу» при максимальной цене за билет в 4,5 тыс. тенге трудно рассчитывать на солидное пополнение «копилки» даже при постоянных аншлагах. Плюс-минус это относится к любой из команд КХЛ. Получается, что хоккей и в Казахстане, и в России – соревнование тугих государственных кошельков. Своими силами ни одному из клубов Континентальной хоккейной лиги не выжить.

кхл копия-1.jpg

banner_wsj.gif

503 просмотра

Каким будет спорт в будущем

Пять спортивных дисциплин, чья популярность растет

Иллюстрации: Kyle Hilton

Кибатлон

Кибатлон – это международное спортивное соревнование для спортсменов, которые используют бионические протезы или другие механические устройства, заменяющие потерянные или безвозвратно поврежденные части тела. Проходит это соревнование раз в четыре года. Участники Кибатлона – люди с ограниченными возможностями, которые состязаются друг с другом, используя робототехнику, экзоскелеты и другие технологии. На одном из соревнований участники использовали силовой протез для того, чтобы нарезать хлеб, надеть толстовку с капюшоном и вкрутить лампочку. При помощи мозг­компьютерного интерфейса в гонках онлайн­аватаров участвуют даже парализованные люди; по подключенным к голове участника проводам сигналы мозга передаются на компьютеры, что и обеспечивает движение аватара. В случае функциональной электронной симуляции велогонки участники с парализованными ногами едут на полурикамбентах, а двигаться их мышцы заставляет ток, проходящий через электроды на коже.

Пока в Паралимпийских играх атлеты с ограниченными возможностями соревнуются в олимпийских видах спорта, кибатлон выступает площадкой для испытаний различных технологий на эффективность. Это место, где молодые компании и исследовательские лаборатории могут продемонстрировать технологии, которые они разработали для людей с ограниченными возможностями. По словам профессора Цюрихского университета по сенсомоторным системам Роберта Райнера, он инициировал эти соревнования для того, чтобы они приносили пользу участникам и служили выставочной площадкой для новейшей робототехники. Первый Кибатлон, в котором приняли участие 66 команд, состоялся в Цюрихе в 2016 году. Во втором Кибатлоне в сентябре прошлого года команд­участниц было уже 96.

im-162483.jpg

Брейк-данс

Брейк­данс возник на улицах Нью­Йорка в 1970­х годах – и покорил всю Америку. Теперь этот вид спорта может появиться в программе Олимпийских игр. В июне прошлого года Международный олимпийский комитет дал предварительное согласие на включение брейк­данса в программу Олимпиады в Париже в 2024 году. Окончательное решение МОК примет в декабре.

На соревнованиях по брейк­дансу танцоры в течение одной минуты выполняют различные элементы на пространстве размером 12 на 12 футов. Судьи оценивают танцоров по их креативности, техничности, оригинальности, музыкальности и личной харизме. Один из самых эффектных элементов брейк­данса – headspin, вращение на голове. Танцор балансирует на собственной голове, зачастую не касаясь руками пола. По данным официальных представителей этого направления в США, ежегодно количество участников соревнований увеличивается на 40%. Наибольший прирост приходится на детей младше 13 лет, говорит Антонио Кастилло, председатель некоммерческой организации USA Breakin, продвигающей этот вида спорта.

«Это очень доступный вид спорта. Вам не потребуется ничего, кроме пола. Некоторые участники соревнования даже не надевают обувь», – отмечает он.

Как правило, выступления проходят под музыку hip­hop, поэтому диджеи и граффити – неотъемлемая часть шоу.

«Этот танец понятен всем, вне зависимости от принадлежности человека к какой­то конкретной расе или религии. Это значительная часть американской культуры», – отмечает Кастилло.

im-162484.jpg

Квиддич

Квиддич – игра в виде комбинации рэгби, доджбола и салок, появившаяся под влиянием воздушных развлечений Гарри Поттера и его друзей­волшебников, уже пользуется популярностью в американских колледжах, а теперь выходит и за их пределы. В квиддич играют две команды по семь игроков на поле длиной в 60 ярдов. Чтобы получить балл, команда преследователей должна забить или забросить квоффл (волейбольный мяч) в одно из трех колец соперника. Это обеспечивает команде 10 очков. Тем временем два игрока используют бладжер – мяч­вышибалу, чтобы вывести оппонентов из игры. Каждая команда также имеет ловца, который пытается поймать снитч – мяч, прикрепленный к поясу бегуна со снитчем, нейтрального участника игры, который старается, чтобы его никто не поймал. Снитч приносит 30 очков, и его поимка означает конец игры. Также игроки удерживают между ног шест длиной 39–41 дюйм – так называемую метлу, это реверанс в сторону произведений Дж. Роулинг, где играют в квиддич, летая на метлах. Впервые эта игра возникла среди студентов Вермонтского Миддл бери­колледжа в 2005 году, а затем распространилась и в других университетах.

Сегодня образованная в 2015 году Старшая лига квиддича является полупрофессиональной лигой в США и Канаде, в нее входят 15 команд по 30 игроков, получающих небольшую стипендию. Кубок США по квиддичу, национальный чемпионат среди любителей, собирает 2–3 тыс. зрителей, говорит исполнительный директор U. S. Quidditch Мэри Кимбэлл. В этом году соревнование пройдет в Чарльстоне, Западная Вирджиния, в апреле. По словам Кимбэлл, одним из современных аспектов этого вида спорта является то, что в США нет отдельных лиг для мужчин и женщин.

«Это позволяет спортсменам разной комплекции и уровня подготовки выступать вместе», – отмечает она.

im-162551.jpg

Подводный хоккей
 
По сути это обычный хоккей, только под водой. Игра, где площадкой служит плавательный бассейн, аналогична хоккею на льду, когда при помощи клюшек игроки пытаются забить шайбу в ворота. Однако в хоккее под водой нет вратарей, вместо ворот с сеткой здесь лоток девять футов длиной, клюшки всего 11 дюймов, а форма игроков – это лишь ласты и дыхательная трубка. В каждой команде шесть игроков, которые остаются под водой на период от 15 до 30 секунд, а сама игра состоит из двух таймов по 15 минут.

«Популярность хоккея под водой постоянно растет», – говорит Тристан Рейнард, директор мирового чемпионата по этой дисциплине при Международной федерации подводных видов спорта.

К примеру, о своем участии в Чемпионате мира в австралийском Голд­Косте в июле заявили 52 команды из 19 стран. Сама игра, которая изначально называлась octopush, была изобретена в Великобритании в 1954 году для того, чтобы ныряльщики не теряли физическую форму в зимний период. Большая часть игры проходит под водой, что мешает болельщикам наблюдать за игрой и сдерживает распространение этого вида спорта. Организаторы соревнований пытаются решить проблему при помощи камер (в том числе и мобильных), размещая их над и под водой. Трансляция игры ведется онлайн, также фанаты могут следить за хоккеем на большом экране. Более совершенные подводные камеры и онлайн­трансляция обеспечили рост популярности этого вида спорта, и он был включен в программу Игр Юго­Восточной Азии 2019 года, рассказывает Рейнард. 

im-162481.jpg

Гонки дронов

Профессиональный дрон­рейсинг, возникший в 2016 году в США, пожалуй, не является мейнстримом, однако число его поклонников растет.

Телеканалы NBC и NBC Sports начали трансляции с гонок Drone Racing League в прошлом году и, по данным лиги, первые четыре сезона гонок DRL посмотрело свыше 100 млн человек. На этих гонках специальные гоночные дроны – они построены самой лигой и имеют обычно 10 дюймов в диаметре – носятся по кругу со скоростью 90 миль в час. Пилоты при этом используют очки, которые, благодаря закрепленным на дроне камерам, позволяют им наблюдать за полетом от первого лица. Обычно продолжительность гонки – около одной минуты. Дроны подсвечены разными цветами (каждый цвет соответствует отдельному пилоту), чтобы зрители могли их видеть. Пролетая через прямоугольные ворота и другие препятствия, дроны во время гонки двигаются по озаренному неоновым светом маршруту вокруг трибун со зрителями. На подобных мероприятиях некоторые фанаты надевают очки «от первого лица», чтобы наблюдать за полетом дронов. Для этого им нужно подключиться к каналу понравившегося пилота – и в итоге зрители могут видеть то же самое, что и сами участники гонок. По словам основателя и руководителя Drone Racing League Николаса Хорбачевски, такой микс цифровых технологий и реальности придает зрелищу особый эффект. 

«Наши фанаты называют это видеоигрой в реальной жизни», – говорит он.

Пилоты DRL, призовые которым оплачивает лига, на этом спорте вполне могут зарабатывать себе на жизнь. Раньше победители получали шестизначные зарплаты, что позволяло им выступать и в следующем году, сообщают в лиге. Не исключена и поддержка спонсоров. Основное препятствие к росту популярности этого вида спорта – некоторым зрителям порой сложно уследить за высокоскоростным полетом маленького дрона.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif