Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Зачем казахстанцам ходить по-скандинавски

Рассказывает экстремал Максим Прощенко

Фото предоставлено Максимом Прощенко

Вирусом скандинавской ходьбы Алматы инфицировали 26 апреля 2015 года. В тот день на старт традиционного алматинского марафона вышли 19 тысяч бегунов и… один пешеход.

Пример Максима Прощенко – а это был именно он – спровоцировал целую волну последователей. Участие пешеходов в марафонах растет в геометрической прогрессии: 60, 140, 250... В 2019 году на старте Алматы марафона были 500 ходоков. Тысячи вовлечены в этот спорт через Школу скандинавской ходьбы «Евразия». Подвижничество Максима Прощенко обусловлено той ролью, какую скандинавская ходьба сыграла в его жизни.

Как лыжники стали ходоками

Скандинавская ходьба, или Nordicwalking, зародилась в Финляндии в начале XX века. Лыжники этой страны летом практиковали бег и быструю ходьбу с лыжными палками.

Скандинавская ходьба имеет много преимуществ. Она поддерживает в тонусе 90% мышц, утилизирует на 50% больше энергии в сравнении с традиционной прогулкой, исправляет осанку и щадящее действует на суставы ног, улучшает кровоток, оздоравливает сердце и легкие, излечивает депрессивные настроения благодаря активной выработке эндорфинов и так далее.

Ходьба практически не имеет противопоказаний и полезна для людей в любом возрасте и любого уровня здоровья. И ничто не свидетельствует об этом лучше, чем история жизни Максима Прощенко.

Пешие прогулки вернули здоровье

Зимой 2003 года Максим Прощенко, альпинист и убежденный экстремал, участвовал в съемках документального фильма в Домбайских горах. Часть трюков выполнялась на вантовом мосту над рекой Аманауз. Глубина ущелья – 40 метров.

Как произошел срыв, никто не видел, а сам Максим Прощенко – не помнит. Спустя почти год, в течение которого Максим кочевал из больницы в больницу, он получил свидетельство инвалида первой группы и напутствие свыкнуться с этим положением.

Он вспоминает, что больше всего в то время его раздражала жалость, которую многие питали к нему. Сам себя он жалеть не собирался. Характер требовал достижения немыслимой в его положении цели – полного восстановления.

Максим решил, что лучшая нагрузка в его положении – ходьба, поэтому стал много ходить с помощью костылей. Один из друзей посоветовал зимой лыжи – пусть ноги не работают, зато можно было тренировать все тело, отталкиваясь палками. Максим вспоминает, что именно это упражнение вернуло ему ощущение мышечной радости.

Вскоре Максим отказался от костылей, заменив их спортивными палками. Год спустя он мог совершать многочасовые прогулки. Наконец, в 2005 году его судьба официально пересеклась со скандинавской ходьбой на семинаре по новому спортивному снаряжению. Он начал целенаправленно тренироваться, вскоре включил в тренировки скалолазание и сноуборд и понял, что физически полностью восстановился.

Только 10% бросают ходьбу

Максим Прощенко называет три основные европейские школы скандинавской ходьбы, каждая из которых интересна своей интерпретацией этой дисциплины. Финская – максимально спортивная, германская – наиболее прогрессивная в отношении методологии тренировок, итальянская – ориентированная на фитнес-результат.

Максим отмечает высокий уровень вовлеченности людей в скандинавскую ходьбу. 60% впервые опробовавших ее продолжают заниматься самостоятельно, 30% становятся постоянными участниками клубных занятий.

Что нужно для занятий скандинавской ходьбой? Обувь должна быть не беговой, подобранной по стопе. Самое главное в Nordicwalking – палочки. Максим не рекомендует торопиться с покупкой этого аксессуара, лучше сделать осознанный выбор после первых тренировок. Ценовой разбег на рынке – от 10 тыс. до 100 тыс. тенге за пару. Палки играют в скандинавской ходьбе важную роль. Наиболее эффективны – палки из карбона фиксированной длины, они наилучшим образом передают импульс движения телу, такие стоят примерно 50 тыс. тенге.

Непременный атрибут настоящей палки для ходьбы – так называемый «капкан». Это полуперчатка, которая крепится к рукоятке специальным зажимом и помогает при ходьбе расслаб­лять кисть руки, делая толчок максимально эффективным.

Новая мечта Прощенко – подготовить в Казахстане один миллион последователей. Он считает, что эта цель вполне достижима. Достаточно ему самому подготовить тысячу хороших инструкторов, каждый из которых, в свою очередь, обучит тысячу человек.


1 просмотр

Самые популярные велотуры выходного дня в Алматы

Подготовили для вас несколько маршрутов

Если оседлать велосипед прямо сегодня, то даже без предварительных тренировок вы переживете увлекательное приключение. А разницу между ним и кругосветным велотрипом составляет всего лишь прихваченная с собой горсть крупы. 

Мы подготовили краткий путеводитель по культовым для алматинских велосипедистов местам и людям, с которыми вы там можете встретиться и весело провести время.

История велотуров: в любом месте, в любое время

Первая зарегистрированная велосипедная многодневка прошла в 1820 году: группа любителей совершила тур вдоль границ Франции.

С тех пор любительские многодневки привлекают растущее число энтузиастов. Самый известный формат – Grand Fondo, шоссейная гонка для профессионалов и любителей, которую для десятков тысяч велосипедистов проводят в разных странах мира. В 2019 году старт этой серии был дан и в Казахстане – Grand Fondo Kazakhstan Tour of Zhetysu прошел в июне в Алматинской области.

К услугам любителей погорячее – ежегодная гонка Yak Attack в Непале: 400 километров трассы пролегают через джунгли и далее в Гималаи на самый высокий горный перевал в мире – 5416 метров над уровнем моря. Любителям похолоднее – The Yukon Arctic Ultra: 450 миль заснеженной тундры ждут ваш велосипед с привязанными к нему нартами. Наконец, вы можете испытать себя пустыней – Simpson Desert Bike предлагает преодолеть 360 миль песчаных барханов за пять дней, в течение которых вы не имеете права двигаться со скоростью ниже 12 миль в час.

Набирает популярность формат трансконтинентальных гонок. Последнее такое крупное событие – европейская транс­континенталка длиной 4 тысячи километров – завершилось 6 августа сенсационной победой Фионы Колбингер, 24-летнего врача из Германии. Впервые в таких соревнованиях победу одержала женщина, преодолев путь от Бургаса (Болгария) до Бреста (Франция) за десять дней, два часа и 48 минут. Когда она пересекла финиш, ближайший преследователь находился в 100 километрах позади, что уж говорить об остальных 250 участниках.

Любителей велопутешествий разнит только степень любви к комфорту. К примеру, поклонники традиционных форм велотуризма выглядят сибаритами на фоне испытаний, на какие обрекают себя суровые бэкпэкеры. Но в центре всего – велосипед.

Велобэкпэкинг: впереди неизвестность

Карабинский Иссык-Куль.jpg

Фото предоставлено Евгением Карабинским

Формат длительных самостоятельных путешествий в отрыве от благ цивилизации называется бэкпэкинг (от от англ. backpack – «рюкзак»). В этом суть явления: вы везете все нужное в рюкзаке, игнорируя возможности заночевать в придорожном отеле – для этого есть палатка.

С кем поехать. В Алматы хорошо развиваются классические направления велотуризма, но бэкпэкинг остается увлечением немногих. Среди них – Евгений Карабинский. Ищите его, если вам интересен этот опыт.

«Я хотел похудеть и начал бегать. Потом для разнообразия купил шоссейный велосипед. Планировал выступать в триатлоне, но получил серьезную травму в аварии. Прочитал про трансконтинентальные гонки и решил, что это для меня», – вспоминает Карабинский.

Куда можно поехать. Последний бэкпэкинг-трип, предпринятый Евгением Карабинским, – пятидневка «Алатау Ринг». Ровно тысяча километров: из Алматы в Кегень, далее – на Иссык-Куль, вдоль северного берега озера, потом до Бишкека и далее – Алматы. В будущем году планируется трип по горным дорогам: через Ассы на Бартогай и далее – на Кольсайские озера.

Начинал он со «скромных» туров: Алматы – Чарын – Алматы, Алматы – Бишкек – Алматы, Алматы – Бартогай – Алматы.

«Ограничений много: семья, работа. Приходится выбирать экспресс-маршруты», – смеется собеседник.

Что брать с собой. Вес груза должен быть минимальным и вместе с велосипедом не превышать 20 килограммов. Палатка и спальник – самые легкие, вместо каремата – надувной матрац, сменная одежда.

«С точки зрения комфорта, это все», – отмечает велопутешественник. Минимум вещей – принцип бэкпэкера: тяжелый багаж делает вас неповоротливым, уставшим и раздраженным.

Техническое снаряжение разнообразнее: это запасные камеры и ремкомплекты к ним, цепь, мультитул, насос.

«Главные проблемы в пути – проколы шин и разрыв цепи, остальное маловероятно», – говорит Евгений.

Сколько стоит экипировка. Велобэкпэкинг – дорогое удовольствие. Вот примерный список необходимого оборудования и его стоимости. Велосипед – $1500, дорожные сумки – $100, кармашек на раму – $50, палатка – $130, спальник – $100, надувной матрац – $50, велокомпьютер – $400, шорты – $100, велосипедные туфли – $100.

С чего начинать. Среди любимых тренировочных маршрутов Евгений Карабинский называет те, что пролегают в ущелье реки Большая Алматинка. Например, дорога на Большое Алматинское озеро идеальна для тренировок. Отличные условия для весенней «раскатки» представляют бетонка Алматы – Талдыкорган и дорога вдоль Большого Алматинского канала.

Классический велотуризм: путешествие с комфортом

P80509-143734.jpg

Фото предоставлено Екатериной Ушаковой

В Алматы хорошо развиваются формы классического велотуризма. Их две: кратковременные выезды группой с ночевками в заранее заказанных кемпингах и «дикие путешествия в сопровождении автомобилей технической поддержки. Особенности этого вида отдыха раскрыла поклонник велосипеда и параплана Екатерина Ушакова.

С кем ехать. Группы формируются самостоятельно в соцсетях, можно присоединиться к запланированным путешествиям, анонсируемым на специальных ресурсах – velotour.kz, gabchenko.kz.

Куда поехать. Вопрос второстепенный: ехать можно в любую точку, достижимую для автомобиля. Велосипеды доставляются на специальных креплениях.

Что брать с собой. Нет ограничений. С собой можно взять все, без чего отдых на природе кажется неполноценным. Вопрос снаряжения и технического обслуживания вторичен: при каж­дой машине есть закрепленный за ней веломеханик.

В чем удовольствие. Можно организовать привал в любом красивом месте, расположиться с максимальным комфортом, готовить и есть любые привезенные с собой продукты.

Кто может поехать. Участвовать может любой человек любой степени подготовленности. Сложные места можно проехать на машине или пройти пешком, ведя велик «на поводу». Велосипед – любой марки, можно взять напрокат. Важно наличие шлема и защиты для локтей и коленей. Неудивительно, что особо удачные туры собирают до 200 участников.

Как готовиться. Учитывая снисходительные требования к подготовке, можно начать с семейных поездок в роще Баума или вокруг озера Сайран. Продолжить на Терренкуре вдоль реки Малая Алматинка. Полученные навыки полезно закрепить на ровной и длинной дороге вдоль Большого Алматинского канала.

Глобальный маршрут: вокруг света на 380 дней

133FDAC8-926E-45EB-A41A-D24772C0F295_w1200_s.jpg

Фото предоставлено Магжаном Сагимбаевым

Рано или поздно велосипедисту хочется заглянуть за ускользающий горизонт. На это и решился алматинец Магжан Сагимбаев. 1 мая 2014 года он отправился в одиночное кругосветное велопутешествие, из которого вернулся 280 дней спустя, 16 мая 2015 года. Ищите Магжана, если хотите разделить с ним его страсть к дальним путешествиям – сейчас он постоянно организует трансконтинентальные туры и многодневные велопутешествия внутри страны по сакральным местам.

Куда можно поехать. Задумывая кругосветку, направление можно выбрать любое. Магжан Сагимбаев предпочел отправиться на запад: Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Иран, Грузия, Турция, Болгария, Сербия, Венгрия, Австрия, Франция, Испания, Португалия, Эквадор, Колумбия, Австралия, Камбоджа, Таиланд, Лаос, Малайзия, Вьетнам, Китай.

Что брать с собой. Велосипед – обычный Centurion, циклокрос, то есть универсальный, созданный одинаково как для гладкой дороги, так и для сложных условий. Общий вес багажа составил 30 килограммов. Но это не значит, что пришлось везти с собой большой продуктовый запас. Напротив, отправляясь в путь, Магжан берет с собой буквально горсть риса или гречки. Запас воды даже при пересечении пустыни не превышал одного литра на запланированные 100 километров пути.

Сколько стоит. О фактической стоимости путешествия Магжан предпочитает не распространяться, потому что ряд ЧП в пути сильно усложнил «бухгалтерский отчет». В среднем, говорит он, на один день путешествия хватает $3-5.

С чего начинать. Магжан Сагимбаев говорит, что настоящим велопутешественником почувствовал себя на третий месяц пути. Столько времени прошло, чтобы тело полностью адаптировалось к нагрузке. При этом на этапе подготовки к путешествию он не отлынивал. Любимый тренировочный маршрут – дорога на Медеу.

«Эта дорога удобна малой загруженностью автомобилями», – говорит Магжан Сагимбаев. Сейчас он преодолевает этот популярный в Алматы тренировочный маршрут за 45 минут.

веломаршруты.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций