1599 просмотров

Самые популярные велотуры выходного дня в Алматы

Подготовили для вас несколько маршрутов

Если оседлать велосипед прямо сегодня, то даже без предварительных тренировок вы переживете увлекательное приключение. А разницу между ним и кругосветным велотрипом составляет всего лишь прихваченная с собой горсть крупы. 

Мы подготовили краткий путеводитель по культовым для алматинских велосипедистов местам и людям, с которыми вы там можете встретиться и весело провести время.

История велотуров: в любом месте, в любое время

Первая зарегистрированная велосипедная многодневка прошла в 1820 году: группа любителей совершила тур вдоль границ Франции.

С тех пор любительские многодневки привлекают растущее число энтузиастов. Самый известный формат – Grand Fondo, шоссейная гонка для профессионалов и любителей, которую для десятков тысяч велосипедистов проводят в разных странах мира. В 2019 году старт этой серии был дан и в Казахстане – Grand Fondo Kazakhstan Tour of Zhetysu прошел в июне в Алматинской области.

К услугам любителей погорячее – ежегодная гонка Yak Attack в Непале: 400 километров трассы пролегают через джунгли и далее в Гималаи на самый высокий горный перевал в мире – 5416 метров над уровнем моря. Любителям похолоднее – The Yukon Arctic Ultra: 450 миль заснеженной тундры ждут ваш велосипед с привязанными к нему нартами. Наконец, вы можете испытать себя пустыней – Simpson Desert Bike предлагает преодолеть 360 миль песчаных барханов за пять дней, в течение которых вы не имеете права двигаться со скоростью ниже 12 миль в час.

Набирает популярность формат трансконтинентальных гонок. Последнее такое крупное событие – европейская транс­континенталка длиной 4 тысячи километров – завершилось 6 августа сенсационной победой Фионы Колбингер, 24-летнего врача из Германии. Впервые в таких соревнованиях победу одержала женщина, преодолев путь от Бургаса (Болгария) до Бреста (Франция) за десять дней, два часа и 48 минут. Когда она пересекла финиш, ближайший преследователь находился в 100 километрах позади, что уж говорить об остальных 250 участниках.

Любителей велопутешествий разнит только степень любви к комфорту. К примеру, поклонники традиционных форм велотуризма выглядят сибаритами на фоне испытаний, на какие обрекают себя суровые бэкпэкеры. Но в центре всего – велосипед.

Велобэкпэкинг: впереди неизвестность

Карабинский Иссык-Куль.jpg

Фото предоставлено Евгением Карабинским

Формат длительных самостоятельных путешествий в отрыве от благ цивилизации называется бэкпэкинг (от от англ. backpack – «рюкзак»). В этом суть явления: вы везете все нужное в рюкзаке, игнорируя возможности заночевать в придорожном отеле – для этого есть палатка.

С кем поехать. В Алматы хорошо развиваются классические направления велотуризма, но бэкпэкинг остается увлечением немногих. Среди них – Евгений Карабинский. Ищите его, если вам интересен этот опыт.

«Я хотел похудеть и начал бегать. Потом для разнообразия купил шоссейный велосипед. Планировал выступать в триатлоне, но получил серьезную травму в аварии. Прочитал про трансконтинентальные гонки и решил, что это для меня», – вспоминает Карабинский.

Куда можно поехать. Последний бэкпэкинг-трип, предпринятый Евгением Карабинским, – пятидневка «Алатау Ринг». Ровно тысяча километров: из Алматы в Кегень, далее – на Иссык-Куль, вдоль северного берега озера, потом до Бишкека и далее – Алматы. В будущем году планируется трип по горным дорогам: через Ассы на Бартогай и далее – на Кольсайские озера.

Начинал он со «скромных» туров: Алматы – Чарын – Алматы, Алматы – Бишкек – Алматы, Алматы – Бартогай – Алматы.

«Ограничений много: семья, работа. Приходится выбирать экспресс-маршруты», – смеется собеседник.

Что брать с собой. Вес груза должен быть минимальным и вместе с велосипедом не превышать 20 килограммов. Палатка и спальник – самые легкие, вместо каремата – надувной матрац, сменная одежда.

«С точки зрения комфорта, это все», – отмечает велопутешественник. Минимум вещей – принцип бэкпэкера: тяжелый багаж делает вас неповоротливым, уставшим и раздраженным.

Техническое снаряжение разнообразнее: это запасные камеры и ремкомплекты к ним, цепь, мультитул, насос.

«Главные проблемы в пути – проколы шин и разрыв цепи, остальное маловероятно», – говорит Евгений.

Сколько стоит экипировка. Велобэкпэкинг – дорогое удовольствие. Вот примерный список необходимого оборудования и его стоимости. Велосипед – $1500, дорожные сумки – $100, кармашек на раму – $50, палатка – $130, спальник – $100, надувной матрац – $50, велокомпьютер – $400, шорты – $100, велосипедные туфли – $100.

С чего начинать. Среди любимых тренировочных маршрутов Евгений Карабинский называет те, что пролегают в ущелье реки Большая Алматинка. Например, дорога на Большое Алматинское озеро идеальна для тренировок. Отличные условия для весенней «раскатки» представляют бетонка Алматы – Талдыкорган и дорога вдоль Большого Алматинского канала.

Классический велотуризм: путешествие с комфортом

P80509-143734.jpg

Фото предоставлено Екатериной Ушаковой

В Алматы хорошо развиваются формы классического велотуризма. Их две: кратковременные выезды группой с ночевками в заранее заказанных кемпингах и «дикие путешествия в сопровождении автомобилей технической поддержки. Особенности этого вида отдыха раскрыла поклонник велосипеда и параплана Екатерина Ушакова.

С кем ехать. Группы формируются самостоятельно в соцсетях, можно присоединиться к запланированным путешествиям, анонсируемым на специальных ресурсах – velotour.kz, gabchenko.kz.

Куда поехать. Вопрос второстепенный: ехать можно в любую точку, достижимую для автомобиля. Велосипеды доставляются на специальных креплениях.

Что брать с собой. Нет ограничений. С собой можно взять все, без чего отдых на природе кажется неполноценным. Вопрос снаряжения и технического обслуживания вторичен: при каж­дой машине есть закрепленный за ней веломеханик.

В чем удовольствие. Можно организовать привал в любом красивом месте, расположиться с максимальным комфортом, готовить и есть любые привезенные с собой продукты.

Кто может поехать. Участвовать может любой человек любой степени подготовленности. Сложные места можно проехать на машине или пройти пешком, ведя велик «на поводу». Велосипед – любой марки, можно взять напрокат. Важно наличие шлема и защиты для локтей и коленей. Неудивительно, что особо удачные туры собирают до 200 участников.

Как готовиться. Учитывая снисходительные требования к подготовке, можно начать с семейных поездок в роще Баума или вокруг озера Сайран. Продолжить на Терренкуре вдоль реки Малая Алматинка. Полученные навыки полезно закрепить на ровной и длинной дороге вдоль Большого Алматинского канала.

Глобальный маршрут: вокруг света на 380 дней

133FDAC8-926E-45EB-A41A-D24772C0F295_w1200_s.jpg

Фото предоставлено Магжаном Сагимбаевым

Рано или поздно велосипедисту хочется заглянуть за ускользающий горизонт. На это и решился алматинец Магжан Сагимбаев. 1 мая 2014 года он отправился в одиночное кругосветное велопутешествие, из которого вернулся 280 дней спустя, 16 мая 2015 года. Ищите Магжана, если хотите разделить с ним его страсть к дальним путешествиям – сейчас он постоянно организует трансконтинентальные туры и многодневные велопутешествия внутри страны по сакральным местам.

Куда можно поехать. Задумывая кругосветку, направление можно выбрать любое. Магжан Сагимбаев предпочел отправиться на запад: Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Иран, Грузия, Турция, Болгария, Сербия, Венгрия, Австрия, Франция, Испания, Португалия, Эквадор, Колумбия, Австралия, Камбоджа, Таиланд, Лаос, Малайзия, Вьетнам, Китай.

Что брать с собой. Велосипед – обычный Centurion, циклокрос, то есть универсальный, созданный одинаково как для гладкой дороги, так и для сложных условий. Общий вес багажа составил 30 килограммов. Но это не значит, что пришлось везти с собой большой продуктовый запас. Напротив, отправляясь в путь, Магжан берет с собой буквально горсть риса или гречки. Запас воды даже при пересечении пустыни не превышал одного литра на запланированные 100 километров пути.

Сколько стоит. О фактической стоимости путешествия Магжан предпочитает не распространяться, потому что ряд ЧП в пути сильно усложнил «бухгалтерский отчет». В среднем, говорит он, на один день путешествия хватает $3-5.

С чего начинать. Магжан Сагимбаев говорит, что настоящим велопутешественником почувствовал себя на третий месяц пути. Столько времени прошло, чтобы тело полностью адаптировалось к нагрузке. При этом на этапе подготовки к путешествию он не отлынивал. Любимый тренировочный маршрут – дорога на Медеу.

«Эта дорога удобна малой загруженностью автомобилями», – говорит Магжан Сагимбаев. Сейчас он преодолевает этот популярный в Алматы тренировочный маршрут за 45 минут.

веломаршруты.png

banner_wsj.gif

115 просмотров

Футбольные клубы – банкроты

Каким командам былая слава не помогла решить проблемы с деньгами

Коллаж:Вадим Квятковский

Павлодарский «Иртыш» так и не смог найти выход из финансовых сложностей, которые начались не вчера, а несколько лет назад. Печальный итог – команды, которая первой в стране завоевала пять чемпионских титулов, больше нет. Впереди ФК «Иртыш» ждет процедура банкротства, и в дальнейшем в Павлодаре нельзя будет создавать клуб с аналогичным юридическим названием. Какие еще клубы оказывались в аналогичной ситуации.

«Астана-1964» (Казахстан)

«Астана-1964» не стоит путать с действующим чемпионом страны, эта команда не является предшественницей современной «Астаны», хотя какое-то время и выступала под тем же именем. «Астана-1964» – это бывший «Целинник», который играл еще в первенстве Советского Союза, затем был переименован в «Женис» и под этим именем три раза побеждал в чемпионате и Кубке Казахстана. 

В начале 2000-х столичная команда была одной из самых преуспевающих в отечественном футболе. Проблемы начались в 2008 году: долги по зарплатам футболистам и тренерам, а также налоговым отчислениям росли, и в итоге, когда сумма достигла 36 млн тенге, клуб «Астана-1964» был признан банкротом. Это произошло в 2016 году.

«Алания» (Россия)

Клуб из Владикавказа оказался первым и единственным, кому в 90-х годах прошлого века удалось на один год прервать гегемонию московского «Спартака» в российском футболе. В следующем году команда из столицы Северной Осетии едва не повторила свой успех, но в «золотом» матче уступила все тому же «Спартаку». А затем «Алания» стала стремительно угасать. 

С наступлением XXI века владикавказский коллектив лишь изредка появлялся в высшем российском дивизионе. В 2014 году наблюдательный совет «Алании» принял решение о снятии команды с участия в чемпионате России и прекращении деятельности клуба как юридического лица из-за накопленного миллиардного долга. 

«Глазго Рейнджерс» (Шотландия)

The Teddy Bears – 54-кратные чемпионы Шотландии, 33 раза они выигрывали Кубок страны, а в 1972-м победили в розыгрыше Кубка УЕФА. Дальнейшее существование «Рейнджеров» казалось безоблачным, ничто не предвещало беды.

Неприятности гранда из Глазго начались с того момента, как его приобрел местный бизнесмен Крейг Уайт, выкупив контрольный пакет акций клуба за символическую сумму в 1 фунт стерлингов. Всего за несколько лет долги «Джерс» достигли астрономической суммы в 100 млн фунтов стерлингов, из которых 9 млн составляли налоги.

В результате клуб был исключен из состава участников шотландской Премьер-лиги сезона 2012/2013, хотя годом ранее занял в ней второе место. «Глазго Рейнджерс» лишился профессио­нального статуса и вскоре был ликвидирован. Возрождение команды с легендарным прошлым началось в 2013 году с четвертого по силе шотландского дивизиона, но сейчас она называется просто «Рейнджерс».

«Парма» (Италия)

Победитель последнего в истории Кубка обладателей кубков в 90-х годах прошлого столетия наделал немало шума как внутри родной Италии, так и на международной арене. В течение десяти лет «крестоносцы» завоевали восемь трофеев – тогда казалось, что они пришли в мировой футбол высших достижений всерьез и надолго.

Но в начале 2000-х финансовый крах потерпел титульный спонсор «Пармы» – концерн по производству молочных продуктов Parmalat, что и стало началом конца для футбольного клуба. На протяжении нескольких лет пармезанцы каким-то чудом сохраняли себе прописку в сильнейшем итальянском дивизионе, однако в 2015 году ФК «Парма» был объявлен банкротом.

На следующий год был создан клуб под названием «Парма Кальчо 1913», которому предстояло восхождение наверх с Серии D – низшего профессионального дивизиона в Италии.

«Лидс Юнайтед» (Англия)

Клуб из графства Уэст-Йорк­шир трижды становился чемпионом Англии, в том числе вы­играл турнир сезона 1991/1992, последний перед образованием Премьер-лиги. С созданием английской Премьер-лиги и приходом туда больших денег «Лидс» быстро превратился в середняка. Тем не менее из высшего дивизиона не вылетал, а временами даже цеплялся за призовые места, что позволяло ему участвовать в еврокубках. В розыгрыше 2000/2001 «павлинам» удалось даже добраться до полуфинала Лиги чемпионов. Правда, это достижение стало их лебединой песней.

Через несколько лет долг клуба вырос до 80 млн фунтов стерлингов, «Лидс» был вынужден продать всех игроков, а также собственный стадион и тренировочную базу. «Павлинов» приобрел бизнесмен Кен Бейтс, который незадолго до этого продал «Челси» Роману Абрамовичу. Но вскоре Английская футбольная ассоциация уличила нового владельца «Лидса» в финансовых махинациях, а сам клуб был отправлен в третью по силе лигу страны и переведен под внешнее управление. 

Но и этим проблемы «белых» не ограничились. Их следующим хозяином стал Массимо Челлино, который из-за неуплаты налогов получил тюремный срок и был отстранен от любой деятельности, связанной с футболом. Дела «Лидса» снова пошли в гору только после того, как в 2018 году миноритарным акционером клуба стала американская инвестиционная компания «49ers Enterprises».

«Депортиво» (Испания)

Команда, представляющая город Ла-Корунья, на стыке веков смогла удивить все мировое футбольное сообщество, оставив в итоговой таблице чемпионата Испании 1999/2000 позади себя и «Барселону», и «Реал», не говоря уже обо всех остальных. В том же году она завоевала Суперкубок страны. На протяжении двух последующих сезонов галисийцы держали высокую планку достижений, неизменно финишируя вторыми в первенстве и удачно выступая в кубковых турнирах. 

«Депор» стал завсегдатаем Лиги чемпионов, его уважали и побаивались европейские гранды. Однако спустя 10 лет после своего единственного чемпионства «бело-голубые» попали в зону экономической турбулентности, их долг достиг 35 млн евро, что привело к банкротству клуба. 

Сейчас «Депортиво» близок к тому, чтобы вылететь из Сегунды, – второй по ранжиру испанской лиги.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg