155 просмотров
155 просмотров

Казахстанцам рассказали о цене пользования бесплатными сервисами

В АЗРК назвали риски работы с цифровыми платформами

Фото: Depositphotos

Цифровые платформы, предоставляя бесплатно определенные услуги своим клиентам, получают в свое пользование их персональные данные. Кроме того, они могут выпускать различные расчетные средства, которые несут угрозу для национальных платежных систем. 

Такое мнение в ходе обсуждения цифровых услуг на площадке Open Space 19 ноября высказал председатель агентства РК по защите конкуренции Серик Жумангарин. По его словам, при пользовании услугами технологических гигантов наблюдается цифровое неравенство.

«Те, кто владеет информацией в цифровой экономике, то организаторы цифровых платформ, и те, кто не владеет ею, это мы – пользователи, находятся в абсолютно неравных условиях. Сбор и обработка наших персональных данных, то есть зачастую бытует мнение, что мы бесплатно получаем какие-то услуги. Это не так – мы платим своими персональными данными, а это валюта твердая и не подлежит девальвации никогда. Естественно, финансовые регуляторы рассматривают риски эмиссии различного рода суррогатов для расчетов, которые могут подрывать платежные системы государства», – сказал глава АЗРК.

Кроме того, по его мнению, есть и другие потенциальные риски. В частности, это так называемый эффект запирания внутри одной платформы, поскольку она становится настолько большой и удобной для пользователя, что переход на другую платформу так или иначе будет нести какие-то издержки для пользователей. 

По данным АЗРК, в январе-июне количество электронных транзакций в Казахстане выросло на 97% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Средний чек по итогам полугодия составил 46 тыс. тенге (+10%). Ожидаемая доля маркетплейсов в секторе e-commerce в 2021 году – 62%.

«Различные регуляторы сейчас рассматривают очень много кейсов. Допустим, Google приоритизирует собственную поисковую систему, и на первой странице, когда вы набираете поиск, всегда будет то, что предлагается самой поисковой системой Google. Остальные поисковые системы всегда ранжируются», – сказал Жумангарин.

При АЗРК планируется создать экспертный совет по развитию конкуренции на цифровых рынках. Агентство проведет совместную работу с Евразийской экономической комиссией по разрешению вопросов применения положений антимонопольного законодательства к отношениям, складывающимся на цифровых рынках, а также выработает собственные предложения по совершенствованию подходов к регулированию цифровых рынков в Казахстане. Кроме того, АЗРК подготовит законопроект о внесении изменений и дополнений в законодательство в области защиты конкуренции.

Ранее сообщалось, что транснациональная компания ООО «Яндекс» пожаловалaсь в АЗРК на действия Google. По мнению «Яндекса», другая иностранная компания злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке.

Как считают в «Яндексе», Google делает невозможным доступ на рынок для конкурентов – других разработчиков мобильных приложений и сервисов для ОС Android. В АЗРК «Курсив» сообщили, что проведут консультации с коллегами по Евразийскому экономическому союзу.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер