За пять лет Европа снизила свою долю в общем экспорте из Казахстана

Опубликовано
Журналист
Рассказываем, что дает республике экономическая интеграция

Участие РК в крупных региональных экономических объединениях позволило стране значительно расширить свои торговые связи. За последние пять лет изменился «портрет» импортеров казахстанских товаров. Европа снизила свою долю в общем экспорте из Казахстана, а более значимыми для внешней торговли стали ближайшие соседи – Китай и Россия.

Казахстан входит в четыре крупных региональных интеграционных объединения: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Содружество независимых государств (СНГ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация экономического сотрудничества (ОЭС). История взаимодействия с каждым из этих союзов различна как по срокам членства в них Казахстана, так и по задачам. Все четыре союза имеют общую характеристику: это альянсы соседей.

С мусульманскими государствами Казахстан связывают отношения в рамках Организации исламского сотрудничества (ОИС), в которую входит 57 стран и которая имеет мощный экономический блок. В ОИС созданы и самостоятельно действуют такие важные финансовые институты, как Исламский банк развития и Исламский фонд развития.

Всемирная торговая организация (ВТО), куда Казахстан стремился в течение 19 лет и, наконец, в 2015 году вступил, создавалась для либерализации международной торговли. Долгий подготовительный процесс вхождения в ВТО нужен был РК для того, чтобы гармонизировать внутренние законы и правила с международными стандартами. Только так можно было воспользоваться теми преференциями, которые дает членство в ВТО.

Присутствие Казахстана в организации Международного валютного фонда (МВФ) открыло для республики новые инвестиционные перспективы. Объединение, связывающее 190 государств, неоднократно выделяло займы для РК через различные международные институты развития.

za-pyat-let-evropa-snizila-svoyu-dolyu-v-obshhem-eksporte-iz-kazaxstana (2).jpg

Союзные расчеты 

«Выгодность регионализации торговли – это аксиома, а не тренд последнего века. В современной международной экономике идет конкурентная борьба уже не за рынки отдельных стран, а за рынки отдельных региональных торговых объединений. Да, последствия экономической интеграции не всегда однозначны. Неизбежны расширение «более торгуемых» секторов экономики и сокращение других. Интеграция отражается на инвестиционных потоках, распределении экономической деятельности и доходов. Но обес­печение целостного поступательного экономического роста и региональной стабильности практически невозможно без участия в региональных объединениях», – считает министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов. 

Он опубликовал на своей странице в Facebook статью о региональной интеграции – ответ на мнение экспертов о скромной роли Казахстана в ЕАЭС. Главный вывод, который Султанов поддерживает экономическими расчетами, сводится к тому, что Казахстан получает значительную выгоду от членства в ЕАЭС, хотя и не является лидером в этом экономическом объединении. За первые пять лет существования ЕАЭС экспорт (в том числе и несырьевой) казахстанских товаров в страны-участницы вырос на четверть (с $5,1 млрд в 2015 году до $6,4 млрд в 2019 году). 

Правда, кризис 2020 года практически нивелировал этот рост – по итогам прошлого года в денежном выражении экспорт Казахстана в ЕАЭС сократился до $5,5 млрд.

В целом за последние пять лет товарооборот между Казахстаном и ЕАЭС увеличился с $13,7 млрд до $19,7 млрд, или на 43%. Ведущую роль в союзе играют торгово-экономические связи с Россией ($18,2 млрд в 2020 году против $12,7 млрд в 2016 году).

Если детализировать структуру товарооборота республики со странами ЕАЭС, то становится понятно, что Казахстан на рынках союза больше покупает, чем продает. Удельный вес импорта из стран ЕАЭС в РК в 2020 году составлял 37,3%. Больше трети импортных товаров на прилавках казахстанских магазинов – российские (доля поставок из РФ – 34,9%). Объем экспорта продукции made in Kazakstan в Евразийский экономический союз занимает 11,8%.

По мнению главного экономиста Евразийского банка развития Евгения Винокурова, в последние годы во взаимной торговле стран – участниц союза снижается доля топливно-энергетических товаров. По итогам 2019 года доля промышленных товаров в экспортных поставках внутри ЕАЭС почти в два раза превысила аналогичную долю в поставках в третьи страны (19% против 10%). 

Консолидация в более масштабном по количественному составу участников союзе – СНГ – принципиально не изменила показатели взаимной торговли Казахстана с другими постсоветскими государствами, которые не состоят в ЕАЭС. Исключением является Узбекистан, нарастивший с 2016 по 2020 год импорт казахстанских товаров вдвое – с $925 млн до $2,1 млрд.

Восток все ближе

За последние пять лет значительно изменился «географический портрет» торговых парт­неров Казахстана. Если в 2016 году 58% товаров у Казахстана покупала Европа ($21,1 млрд), то по итогам 2020 года эти цифры уменьшились до 42% ($19,8 млрд). Основная продукция, которая уходит за рубеж – нефть, газ, металлы, продукты неорганической химии. Активнее всего покупают Италия, Нидерланды, Франция, Швейцария.

Европу заместил Китай, который в 2020 году нарастил объем поставок из РК на 12,5%. Теперь Поднебесная, как «ядро интеграции» Шанхайской организации сотрудничества, занимает первое место по удельному весу в экспорте Казахстана (19,2%, или $9 млрд). Еще пять лет назад доля КНР была равна 11%.

Казахстан продает соседям на востоке не только нефть, газ и цветные металлы, но и текстиль, шерсть, мясо, пшеницу, мед. Список товаров, которые Китай экспортирует в Казахстан, очень длинный и состоит в основном из продукции обрабатывающей промышленности. В 2020 году китайские поставщики продали РК товаров более чем на $6,3 млрд.

Консолидация в рамках ОЭС имеет свои особенности. Крупнейшее межправительственное экономическое объединение Центральной Азии и Ближнего Востока работает в рамках двусторонних соглашений между странами-участницами. Отсюда – и разрозненные результаты в динамике товарооборота Казахстана с каждым государством – членом ОЭС. Например, с такими странами, как Таджикистан, Туркменистан, Пакистан, Афганистан, структура взаимной торговли за последние пять лет не изменилась. А вот торговые связи с Турцией укрепились за счет роста и экспорта, и импорта. Если в 2016 году Турецкая Рес­публика покупала у Казахстана товары на $851 млн (или 2,3% от всего экспорта), то по итогам 2020 года этот показатель вырос до $2,1 млрд (или 4,5%). 

*В материале использованы данные Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, АО «Центр развития торговой политики QazTrade»

Читайте также