Россия снова открыла Казахстану окно в Европу

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
С 15 июля снят запрет на транзит санкционных товаров

Транзит товаров с Запада в Казахстан через РФ стал возможным благодаря запуску российской системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб на основе ГЛОНАСС. Оператором пломбирования в России определена компания «Центр развития цифровых платформ» (ЦРЦП). Пломбы с российским программным обеспечением будут ставиться на въезде в РФ и сниматься на выезде из нее. Происходить это будет на 20 автомобильных и 10 железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу России. Электронные пломбы помогут отследить, что санкционные товары были действительно доставлены в Казахстан, а не выгружены на территории РФ.

Как было до

Эмбарго на ввоз продуктов из ряда западных стран действует в РФ с 7 августа 2014 года (автоматически под санкции попал и транзит через территорию России). Запрет распространялся на поставки мясо-молочной и рыбной продукции, а также овощей и фруктов из стран ЕС, США, Канады и Норвегии, которые ввели антироссийские санкции из-за проведенного в Крыму в марте 2014 года референдума и последовавших за этим событий. Позднее под российское эмбарго попала продукция из Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна и Украины.
 
Эффект санкций можно увидеть на примере Украины, которая была крупным экспортером продуктов в Казахстан. Посол Украины в Казахстане Иван Кулеба на казахстанско-украинском бизнес-форуме в Нур-Султане в сентябре 2019 года сообщил, что с 2014 года в результате российских ограничений на транзит украинской продукции двусторонний товарооборот упал более чем в 4,5 раза – до $1 млрд в 2018 году.

Альтернативным маршрутом для украинских и европейских товаров стал закавказский маршрут через Грузию и Азербайджан. Однако он длиннее и сложнее – грузы нужно перегружать с морского транспорта на сухопутный и затем обратно на морской и сухопутный. Все это существенно влияет на стоимость и время транспортировки товаров до Казахстана и, соответственно, на их конкурентоспособность на местном рынке. 

Как стало после

После 15 июля этого года для того, чтобы доставить санкционные товары через РФ в Казахстан, перевозчик должен зарегистрироваться в системе ЦРЦП и как минимум за 2 часа до прохождения границы передать ему сведения о планируемой перевозке (код товара, его происхождение, страна отправления и назначения, предполагаемые даты транзита) и транспортном средстве. Оплатить услугу может не только перевозчик, но и грузоотправитель или грузополучатель. После активации пломбы водителю должны передать учетный талон, который он обязан сохранить на все время транзита и вернуть при выезде из России. Самостоятельное снятие пломбы будет распознано системой как несанкционированный доступ и попытка выгрузить запрещенный товар на российской территории. Такой товар могут конфисковать и уничтожить. 

Навигационная пломба в режиме реального времени передает информацию о местонахождении груза в систему, доступ в которую имеют Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральная таможенная служба РФ, а также через личный кабинет перевозчика и грузоотправителя. 

По мнению собеседника «Курсива» из Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, новая схема транзита товаров через Россию в Казахстан может привести к удорожанию западного импорта. «Потому что за пломбу должен заплатить перевозчик», – объяснил он.

Сколько стоит пломба

Использование навигационных пломб платное: услуга навешивания устройства стоит 1 224 рубля (официальный курс Нацбанка на 29 июля составляет 5,74 тенге за один рубль), снятия – 996 рублей, а аренда пломбы – 2500 рублей в сутки. Кстати, пломба способна отработать на одной зарядке 45 суток. В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» оценили совокупную стоимость использования одной российской пломбы на всем маршруте по РФ в 10–12 тыс. рублей.

«Для казахстанских автомобильных перевозчиков выгодней осуществлять перевозки по территории России с использованием навигационных пломб, чем по иным обходным маршрутам», – сообщил заместитель председателя НПП Евгений Больгерт.

Теоретически западные товары, если они вновь будут проходить через Россию, могут подешеветь с учетом сокращения стоимости и времени транспортировки. Однако Больгерт считает, что изменение цен на санкционные товары будет зависеть от российской практики применения навигационных пломб.

«Перевозчики информируют, что, несмотря на введение в РФ данного инструмента, физические досмотры грузов таможенными службами не прекращаются. Есть случаи, когда транспортное средство около 3-4 суток простаивает в ожидании досмотра. Соответственно, нарушаются сроки доставки груза и в конечном итоге увеличивается цена товара», – сказал он. 

По его мнению, навешивание пломб стало дополнительной мерой контроля и увеличило финансовые издержки перевозчиков.
Вместе с тем в Министерстве транспорта РФ со ссылкой на расчеты международных автомобильных перевозчиков сообщают, что каждый рейс в обход России стоит более чем на $5 тыс. (официальный курс Нацбанка на 29 июля составил 414,54 тенге за $1) дороже, чем по традиционному маршруту через РФ. И эта выгода способна нивелировать стоимость пломб. 

Вице-министр транспорта России Алексей Семенов считает, что открытие транзита санкционных товаров станет стимулом для роста контейнерных перевозок через РФ и возможностью для российских логистических компаний получить дополнительную загрузку и новых крупных грузоотправителей в Азии и Европе в период пандемии коронавируса. С запуском механизма навигационных пломб Минтранс РФ прогнозирует объем транзита санкционных товаров через Россию в размере около 82 тыс. перевозок на автомобильном и железнодорожном транспорте в год.

Читайте также