Как государство помогает восстановиться авиаотрасли Казахстана

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Участники рынка считают, что принятых мер недостаточно

Авиаперевозчики просят помощи. Аэропорты просят помощи. Аэронавигационные компании просят помощи. В таком состоянии сейчас находится авиарынок Казахстана. Как государство будет помогать отрасли выходить из крутого пике? Как пассажиры отреагировали на частичное открытие границ? Ответы на эти вопросы искал «Курсив».

Границы приоткрыли

С 17 августа Казахстан возобновил полеты за границу. Это решение Межведомственной комиссии по недопущению возникновения и распространения коронавирусной инфекции. Сейчас власти разрешили вновь летать из РК в ОАЭ, Беларусь, Германию, Нидерланды, Египет, Украину и РФ.

Эти страны поддерживают возобновление регулярных пассажирских рейсов с Казахстаном, но с условием: нужно соблюдать санитарно-эпидемиологические требования – термометрию, социальное дистанцирование, масочный режим и ПЦР-тестирование на коронавирус. Однако от России все же требуется разрешение на полеты из Казахстана. Когда верстался номер, этого разрешения еще не было.

Авиасообщение с Южной Кореей было возобновлено еще в июне. То есть при всех допущениях казахстанцы теперь могут планировать полеты в восемь стран. Но это все равно лишь малая толика по сравнению с 99 международными направлениями, по которым самолеты из Казахстана летали до пандемии.

Жесткая посадка

Авиаотрасль Казахстана вошла в крутое пике после введения в стране чрезвычайного положения. Режим ЧП начал действовать с 16 марта и с учетом двух продлений растянулся до 11 мая. В карантинном апреле, на самом дне, пассажирские авиаперевозки в Казахстане сократились на 96%. В мае, несмотря на запуск внутренних маршрутов, пассажиропоток составил 53% от аналогичного показателя прошлого года.

В середине апреля КГА оценил потери казахстанских авиакомпаний от запрета и ограничения полетов в 245 млрд тенге, потери аэропортов – в 24,5 млрд тенге, потери РГП «Казаэронавигация» – в 28 млрд тенге. В SCAT сообщили, что за период режима ЧП весной прямые убытки авиакомпании составили более 5,6 млрд тенге, а недополученный доход за это время – более 18 млрд тенге. В SCAT и Air Astana затруднились оценить совокупные потери в результате пандемии на текущий момент. В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» (НПП) отметили, что «практически все авиапредприятия несут убытки и остаток ресурсов у многих уже на исходе». 

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в конце июля ухудшила прогноз восстановления мирового авиарынка до докризисного уровня. Теперь ожидается, что показатели пассажиропотока 2019 года будут достигнуты вновь не ранее 2024 года (предыдущий прогноз IATA был позитивнее – 2023 год).

«По нашим самым оптимистичным прогнозам, для того чтобы выйти на показатели 2019 года, авиакомпании SCAT потребуется около полутора-двух лет», – отметили в казахстанской компании.

В SCAT предполагают, что пассажиропоток авиакомпании по итогам 2020 года может снизиться более чем вдвое от прошлогодних 2,2 млн пассажиров. Частично компенсировать падение доходов этот перевозчик смог за счет грузоперевозок – их объем за время карантина увеличился в два с лишним раза, до 450 тонн с 210 тонн за аналогичный период годом ранее. 

На земле не только самолеты, но и их экипажи. В Air Astana около 2/3 сотрудников были отправлены в отпуска, а затем – в простой с оплатой 50% в связи с резким сокращением полетов.

«Компания заморозила все внешние вакансии на неопределенное время. Мы все надеемся на полное возобновление объемов перевозок с тем, чтобы допустить к работе весь коллектив», – отметили в авиакомпании.

2 полоса_Воздушный транспорт РК-1.jpg

Помогли, но мало

Весной была принята серия налоговых послаблений для авиакомпаний и аэропортов. Но все эти меры поддержки, по словам исполнительного директора АО «Международный аэропорт «Нур-Султан» Даулета Хамзина, позволили покрыть только 10% от всех потерь столичного аэропорта, понесенных в результате пандемии. 

Заместитель директора департамента логистики и перевозок НПП «Атамекен» Инесса Жумабаева считает: если государство не примет дополнительных мер поддержки, то это может привести к неисполнению обязательств участниками авиарынка перед бюджетом, банками и бизнес-партнерами, невыплате заработных плат и, как следствие, остановке воздушного сообщения.

В НПП полагают, что «нулевой коэффициент» налогов на ФОТ необходимо продлить до конца 2021 года для всех аэропортов вне зависимости от размера и формы собственности. 

«Перенести сроки выплаты сумм основного долга и вознаграждения по всем займам без последующего начисления пени на просроченные платежи до конца 2021 года (применить данную меру к субъектам крупного предпринимательства по аналогии с уже введенными мерами для МСБ); снизить кредитную нагрузку путем рефинансирования заемных средств через БРК и установлением минимального порога процентных ставок по займам не более 5%; предоставить беспроцентные займы на пополнение оборотных средств», – перечислила другие требования бизнеса Жумабаева.

Также предлагается предоставить временные понижающие коэффициенты на услуги аэронавигации на внутренних и международных воздушных линиях в размере 50% с отсрочкой платежей на один год и объявить мораторий на проведение антимонопольных проверок и расследований в отношении оте­чественных авиаперевозчиков. Кроме того, участники рынка просят нулевую ставку НДС на внутренние воздушные линии для авиаперевозчиков на период до 31 декабря 2021 года и авиационный керосин по фиксированной цене 95 тыс. тенге за тонну до конца 2020 года. 

По мнению Жумабаевой, в других странах власти гораздо активнее помогают отрасли. В России внедрен механизм субсидирования убытков авиапредприятий: для авиакомпаний выделено 24 млрд рублей, для аэропортов – 10 млрд рублей. Единственным условием для получения субсидий является сохранение рабочих мест и поддержание деятельности авиапредприятий. В США выделено около $60 млрд, из них $25 млрд кредитов и гарантий для пассажирских авиакомпаний и $10 млрд для поддержки аэропортов. В странах ЕС отменены аэронавигационные сборы, а самим аэронавигационным предприятиям выделен заем от Центрального банка ЕС на покрытие операционных расходов.

Еще одна угроза восстановлению рынка – возможное повышение тарифов аэропортов. У семи из них в 2020 году истекает действие пятилетних тарифов, поэтому не исключено, что регулятор поддержит повышение. Авиакомпании предлагают, чтобы аэропорты зафиксировали тарифы на текущем уровне, но это может привести к ухудшению финансового состояния аэропортов. Однако если аэро­порты повысят тарифы, это сильно ударит по уже ослабшим авиаперевозчикам. В НПП допускают сохранение тарифов аэропортов с выплатой им субсидий или повышение тарифов с соответствующей поддержкой авиакомпаний.

Взлетели? Скорее подпрыгнули

Судьба авиакомпаний зависит также от поведения пассажиров. Поэтому «Курсив» решил узнать, стали казахстанцы покупать билеты или нет после того, как республика 12 августа объявила о «приоткрытии» границ. 

Оказалось, что компании, которые продают пакетные туры, особого оживления не заметили. Сервисы по продаже авиабилетов зафиксировали бешеный рост…в процентах. Абсолютные цифры не так радужны.

По словам директора турагентства Be Star Оксаны Шнайдер, продажи после частичного открытия границ принципиально не изменились. «Все ждут, когда откроется Россия. Мы-то открыты для продаж, но россияне нам еще не дали разрешение, – объясняет Шнайдер. – Люди бронируют Турцию. Но продажи не очень активные, потому что Стамбул и Анталья закрыты. Только с 1 сентября откроются. Путешествия в ОАЭ казахстанцы также бронируют. Но не так сильно, как хотелось бы. Люди еще переживают из-за пандемии и уже устали: ежемесячно, еженедельно сначала пишут «Границы открываются», а потом это все переносится». 

Пресс-служба сервиса по продаже авиабилетов Aviata по просьбе «Курсива» сравнила свои продажи за два коротких периода – с 6 по 11 августа (до объявления о частичном открытии границ) и с 13 по 18 августа (после объявления). Рост в процентах окрыляющий: продажи авиабилетов в ОАЭ подлетели на 1850%, в Беларусь – на 1200%, в Украину – на 500%, в Россию – на 160%, в Германию – на 140%. Но абсолютные цифры «сбивают на взлете». Так, в ОАЭ с 6 по 11 августа купили билеты 2 человека, а с 13 по 18 августа – 39; в Беларусь – 1 и 12 соответственно; в Украину – 4 и 20; в Россию – 43 и 69; в Германию – 5 и 7.

Читайте также