Социальное дистанцирование играет на руку производителям мотоциклов

Общественному транспорту потребители предпочитают двухколесный

Фото: Wu Hong/Epa/Shutterstock

Совершенно неожиданно экономический спад может оказаться на руку производителям различных мотоциклов, за исключением, вероятнее всего, лишь компании Harley-Davidson.

Потребители стали покупать мотоциклы чаще, судя по данным из Китая и некоторых стран Европы, где удалось обуздать пандемию. В мае продажи двухколесного транспорта в Германии, Австрии и Нидерландах опережали уровень продаж за аналогичный период прошлого года, хотя в целом на общеевропейском уровне они все еще ниже на 10% в связи с сохраняющимися проблемами в Великобритании и Испании.

Screenshot_1_8.png

По оценке исследовательской компании MotorCycles Data, темпы восстановления продаж должны ускориться в июне, в том числе за счет Италии, где по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи, про прогнозам, вырастут на 20%.

Причина, по которой люди пересаживаются с общественного транспорта на частный, напрямую связана с желанием защититься от коронавируса.

«Речь идет не только о мотоциклах и скутерах, но также и об электровелосипедах, электроскейтах и велосипедах. Все это – отличный выбор для тех, кто хочет соблюдать дистанцию», – говорит Карло Симоньини, руководитель компании MotorCycles Data.

Очевидное предпочтение частного транспорта показывают данные о ежедневных запросах на планирование маршрута, опубликованные компанией Apple. В странах, где карантин был снят не так давно, например в Германии и Франции, люди делают запросы на построение маршрутов в приложении Apple Maps чаще, чем раньше.

Тренд социального дистанцирования способен смягчить влияние рецессии и на автопроизводителей. Часть вполне обеспеченных потребителей, ранее отказывавшихся от приобретения автомобиля в пользу райдшеринга или общественного транспорта, теперь могут его приобрести. Bernstein изучила данные страховых компаний и выяснила что, например, в Китае продажи таких премиальных марок, как BMW и Audi, в мае выросли на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В инвестиционной компании результат связывают, в частности, с тем, что богатые горожане избегают общественного транспорта.

Однако автомобили – это достаточно дорогостоящий товар, на приобретение которого рядовые покупатели в период экономической неопределенности не готовы. В целом китайский авторынок находится на спаде.

Падают продажи автомобилей и в Европе, в мае падение составило 52%, и ситуация здесь намного хуже, чем на рынке двухколесного транспорта. Во многих странах именно небольшие мотоциклы и скутеры могут оказаться «золотой серединой» при выборе между высокой ценой на автомобили и сложностями с парковкой, с одной стороны, и рисками для здоровья в общественном транспорте – с другой. 

США, где культура владения личным автомобилем особенно сильна, могут стать исключением. На местном мотоциклетном рынке долгое время доминировал особый тип больших мотоциклов «для души», выпускаемых компанией Harley-Davidson, тогда как во всем остальном мире популярны небольшие практичные мотоциклы. Однако в последние годы, по мере того как поколение поклонников мотоклуба «Ангелы ада» становится старше, продажи Harley в США падают, а вместе с ними и цена акций компании. И нет никаких оснований полагать, что социальное дистанцирование эту тенденцию как-то изменит. 

Большие выгоды инвесторам сулит Honda. В США эта японская компания широко известна как производитель автомобилей, однако наибольшие прибыли она получает именно благодаря продажам двухколесного транспорта. Каждый третий продаваемый в мире мотоцикл сделан Honda. И это намного более серьезная доля на рынке, чем те, которыми могут похвастаться какие-либо автопроизводители, указывает Бен Престон из лондонской инвестиционной компании Orbis, владеющей пакетом акций Honda.

Еще большим потенциалом обладают акции компании Niu Technologies – китайского производителя премиального двухколесного транспорта на электротяге, чьи акции торгуются на Nasdaq. И разница здесь в том, что инвесторы уже, похоже, готовы обеспечить рост Niu – в этом году акции компании выросли в цене на 88%, тогда как акции Honda, наоборот, упали на 13%.

Уникальные причины возникновения текущей рецессии вполне способны привести к необычным результатам. Рост рынка практичного двухколесного транспорта может стать одним из них.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

Казахстан перетягивает на себя китайский транзит в Европу

Этому не мешает даже появление альтернативных маршрутов

Фото: Depositphotos/vladvitek

Международный транзит контейнеров через территорию Казахстана растет из года в год. В 2019 году его общий объем увеличился почти на четверть по сравнению с 2018-м и составил 664,6 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – условная единица в контейнерных перевозках). Транзит контейнеров является одним из наиболее доходных направлений для АО «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ). Заработать на транзите хотят и соседи по региону – летом 2020 года появился торговый путь из Китая в Узбекистан в обход Казахстана. 

Комбинированная альтернатива

Именно на маршрут Китай – Европа – Китай традиционно приходится основной объем транзита через РК. Грузы из Китая в Европу до июня доставлялись по трем маршрутам: из Китая сразу в российский Забайкальск, из Китая через Монголию в Россию и из Китая через Казахстан в Россию. Затем через Беларусь грузы отправляются в Европу.

«Мы еще больше увеличили долю присутствия в этом транзите и за четыре месяца он достиг доли 91% среди всех этих трех маршрутов. По двум другим маршрутам эта доля даже уменьшилась в абсолютном выражении», – сообщил председатель правления КТЖ Сауат Мынбаев на июньском совещании совета по управлению АО «Самрук-Казына». По данным Мынбаева, за первые четыре месяца 2020 года из Китая в Европу через казахстанские Достык и Алтынколь прошло 123,8 тыс. ДФЭ (+48,5% к аналогичному периоду прошлого года). Через Россию 7,9 тыс. ДФЭ (-15,2%), через Монголию – 2,6 тыс. ДФЭ (-65,1%). Еще одно растущее направление транзита – из Китая через казахстанский Сарыагаш в страны Центральной Азии (ЦА) и Афганистан. За январь – апрель 2020 года туда доставлено 65 тыс. ДФЭ (+26%).

За транзит грузов в Европу и ЦА решили побороться и соседи. 5 июня из логистического центра «Дунчуань», находящегося в китайском Ланьчжоу (провинция Ганьсу), в Ташкент отправился первый контейнерный поезд. Маршрут комбинированный – грузы доставляются до Кашгара на поезде, затем перегружаются на фуры, которые едут до кыргыз­ского Оша, и там груз вновь «садится» на поезд. Контейнерный поезд доставил в Ташкент 230 тонн электроприборов на $2,6 млн, а обратно в Китай отправил 525 тонн хлопчатобумажной ткани местного производства на $1 млн. Ожидается, что новый маршрут станет первой частью международного коридора из КНР в Европу в обход Казахстана и России. Вторая часть маршрута пройдет через Туркменистан, Азербайджан, Грузию и Турцию. 

Генеральный директор компании KTZ Express (оператор контейнерного транзита) Дмитрий Абдуллаев на онлайн-форуме «Магистраль» отметил, что альтернативный маршрут из Китая через Кыргызстан в Узбекистан проходит по сложному рельефу и пока предполагает перегрузку. Скорость прохождения груза из Кашгара до Ташкента составит 12 суток против 1,5-2 суток от Алтынколя до Ташкента. 

2 полоса_ЖД дорога из Китая в обход РК - первые результаты-1_0.jpg

Есть ли угроза 

Новый маршрут в Центральную Азию в обход Казахстана вряд ли будет работать в зимнее время в связи со сложным рельефом и погодными условиями, полагает и. о. директора департамента развития транзита и транспортной логистики МИИР РК Зейнолла Ахметжанов. Необходимость оплаты двух перегрузок – с поезда на автомобили и обратно – также негативно отражается на привлекательности маршрута. Еще одной сложностью он считает бюрократические вопросы с прохождением сразу нескольких межгосударственных границ.

Заместитель генерального директора международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» Суат Шыныбаев считает, что у альтернативного маршрута «есть шанс стать привлекательным», хотя пока по комбинированной схеме грузоперевозок через Кыргызстан идут «мизерные» объемы из Китая. Свою точку зрения он изложил в ходе форума «Магистраль».

«Существенная угроза оттока транзитных грузов может быть в случае, если страны построят железную дорогу Китай – Кыргыз­стан – Узбекистан», – сказал он.

Кроме того, в своей речи Шыныбаев отметил, что и в Казахстане из-за заторов на Алтынколе и Достыке владельцы грузов, предназначенных для отправки в ЦА, вынуждены прибегать к перегрузке товаров на автомобильный транспорт.

Как расширить узкое место казахстанского транзита

Альтернативные маршруты не представляют опасности для транзита через Казахстан при условии продолжения работ по модернизации транспортной инфраструктуры в РК, считает директор Международного координационного центра контейнерных блок-поездов Китай – Европа Ассоциации транспорта и коммуникаций КНР У Цзинь Юй. Дело в том, что бурный рост транзита уже привел к скоплению поездов и ограничениям в перевозках/перегрузке на Достыке и Алтынколе, а если трафик будет нарастать, то соответствующие проблемы возрастут кратно.

«За последние пару месяцев есть большое скопление и заторы на казахстанских погранпереходах. Ощущается нехватка подвижного состава на пограничных переходах», – констатировал китайский эксперт, предложив Казахстану оперативно решить эти вопросы.

В правительстве уже заявили о планах принять меры по повышению конкурентоспособности казахстанских железнодорожных транзитных коридоров за счет минимизации административных барьеров, оптимизации тарифной политики, модернизации инфраструктуры, повышения контейнерного сервиса, в том числе увеличения скорости контейнерных поездов. 
Чтобы сохранить привлекательность казахстанского маршрута, был отменен таможенный досмотр контейнерных поездов. Эта мера позволит нарастить скорость прохождения грузов. 

Стоит отметить, что на фоне заторов на Алтынколе и Достыке доля Казахстана в общем трафике Китай – Европа – Китай по итогам января – июня сократилась до 89% по сравнению с 91% в январе – апреле. Однако сам рост транзита через Казахстан продолжается: по данному маршруту в январе – июне перевезено 261,1 тыс. ДФЭ (+96%). Из КНР через Казахстан в Центральную Азию доставлено 106,8 тыс. контейнеров (+32%). 

Единственным маршрутом через Казахстан, где зафиксировано снижение трафика, стал Дальний Восток – ЦА. По маршруту перевезено 41,7 тыс. ДФЭ (-19% к аналогичному периоду годом ранее). «Это обусловлено тем, что мы переориентировали данный грузопоток, который был в прошлом году, через коридор Китай – ЦА – Китай. Мы подписали прямой контракт с корейскими производителями автокомплектующих и осуществляем перевозки через территорию Китая и Казахстана в Узбекистан на завод «Дженерал Моторс», – объяснил Абдуллаев.

В целом транзит контейнеров через Казахстан в первом полугодии вырос на 54% (до 450,2 тыс. ДФЭ).

2 полоса_Сведения по транзитным перевозкам железнодорожным транспортом-1.jpg

Все для скорости, все для транзита

Пока соседи только планируют наращивать перевозку грузов в обход Казахстана на Азербайджан, Турцию и Южную/Восточную Европу, Казахстан уже осуществляет регулярные перевозки в том направлении. Генеральный секретарь Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (ТМТМ) Рахметолла Кудайбергенов отметил, что ТМТМ предоставляет сквозные тарифные ставки и сервис на протяжении всего маршрута в режиме «единого окна». Участок от Алтынколя до порта Актау протяженностью в 3128 км контейнеры проходят за трое суток. С 16 апреля прошлого года фидерное судно компании «Казмортрансфлот» еженедельно доставляет 225 контейнеров в порт Баку, откуда грузы по железной дороге идут в Грузию и Турцию. Общее время в пути от китайского Сианя до турецкого Стамбула занимает 12 суток.

Абдуллаев также обратил внимание на регулярность движения. Контейнерный поезд из Алтынколя на Баку отправляется каждую субботу, а фидерное судно из Актау в Баку ходит каждую среду независимо от загрузки. Фидер из порта Туркменбаши в Баку ходит нерегулярно, поэтому пока при сравнении сроков, стоимости и времени доставки грузов он не видит рисков для трансказахстанского маршрута от запуска альтернативного.
 
Тем не менее время нахождения контейнеров в пути можно сократить, признается генеральный директор KTZ Express. «В России скорость выше, поэтому для нас ориентир – это Российская Федерация. У них скорость 1200-1250 км в сутки и мы потихонечку прибавляем и увеличиваем скорость», – сказал он.

Скорость позволит и минимизировать воровство из контейнеров – такие случаи отмечались в 2018 году: тогда были похищены товары из китайских контейнеров, направляющихся в Европу. В прошлом году подобного уже не было благодаря увеличению скорости прохождения поездов, сокращению количества остановок на станциях в пути и организации видеонаблюдения на перегрузочных терминалах.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg