Россияне и белорусы теснят казахстанских производителей сахара

Республика кратно нарастила сахарный импорт из этих стран

Фото: Pixabay

Казахстан, заявлявший ранее о планах по замещению за пять лет импорта сахара собственным производством, отошел от импорта бразильского тростникового и украинского свекловичного сахара, но перешел на российский и белорусский. 

Причина перехода – окончание действовавшей в течение 10 лет таможенной льготы на ввоз сахара-сырца и введение на него 5% пошлины. 

Потребление сахара в Казахстане в 2019 году (его ежегодное потребление составляет более 400 тыс. тонн) на 45% обеспечивалось внутренним производством, остальная часть покрывалась импортом. Отечественный сахар в большей степени производился из тростникового сахара-сырца, ввозимого из Бразилии, и в меньшей степени – из отечественной сахарной свеклы. 

Бенефициары – Россия и Беларусь

В январе – мае 2020 года Бразилия не поставила в республику ни одного килограмма сахара, в то время как годом ранее Казахстан за первые пять месяцев импортировал из этой страны 56,9 тыс. тонн на $18,7 млн. Схожая картина наблюдалась и по другим крупным поставщикам, не входящим в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Польша поставила 0,2 тонны против 8,8 тыс. тонн в 2019 году, Украина – 33 тонны против 4,2 тыс. тонн годом ранее. Всего же из стран, не входящих в ЕАЭС, Казахстан ввез 71,5 тонны на $61,9 тыс. – в январе – мае 2019 года импорт составил 70 тыс. тонн на $24,6 млн. 

Импорт сахара из стран Евразийского экономического союза в январе – мае составил 206,7 тыс. тонн на $70,5 млн. Это означает, что Казахстан нарастил импорт сахара год к году в 2,7 раза в количественном выражении и в 1,8 раза в стоимостном.  В частности, из Беларуси было импортировано 50,1 тыс. тонн на $14,4 млн – рост к аналогичному периоду прошлого года в 3,4 и 2,1 раза соответственно. Из России было импортировано 156 тыс. тонн сахара на $55,9 млн – рост год к году составил 2,6 и 1,8 раза соответственно. Рост поставок шел при одновременном снижении стоимости сахара: до 29 центов за килограмм белорусского сахара в 2020 году с 45 центов в 2019 году и до 35,8 цента за килограмм российского сахара с 51 цента в 2019 году. 

 

rossiyane-i-belorusy-tesnyat-kazaxstanskix-proizvoditelej-saxara.jpg

Снижение цен на импортный сахар помогло снизить стоимость сахара в Казахстане. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики, средние цены на сахар в июне составили 208 тенге за килограмм по сравнению с 240 тенге годом ранее.
 
Однако то, что породило снижение цен на сахар в казахстанских торговых сетях, теперь грозит покончить с ним и задать импульс к росту стоимости сладкого продукта. На 22 июля оптовые цены предприятий-производителей, расположенных в европейской части России, составили 29,5–33 рубля за килограмм, включая НДС, против 20,2–23 рублей на 9 января. При этом удорожание идет на фоне роста производства сахара в соседней стране. По данным Росстата, валовой сбор сахарной свеклы в 2019 году составил 54,4 млн тонн, что выше уровня 2018 года на 29,2%. По данным Союза сахаропроизводителей России, переработка сахарной свеклы по состоянию на 16 марта завершилась – с марта по март было переработано 50,5 млн тонн свеклы и выработано 7,6 млн тонн сахара, что больше уровня 2018–2019 года на 1,7 млн тонн. В январе – мае Россия увеличила экспорт сахара в 6,7 раза – до 598,1 тыс. тонн. Помимо Казахстана крупными покупателями стали Таджикистан, Азербайджан, Турция, Узбекистан и Беларусь. Объем импорта сахара в Россию в январе – мае 2020 года снизился на 27,3% и составил 86,4 тыс. тонн.

Если где-то убыло, значит, где-то и прибыло

В Казахстане ситуация не такая благостная – производство сахара в республике рухнуло в январе – июне до 52 324 тонн, или на 56,3 процентных пункта. В текущем году, по планам Минсельхоза, посевные площади под сахарной свеклой планировалось увеличить до 22 тыс. га по сравнению с 19,6 тыс. га в 2019 году. В конце мая в ведомстве отчитались о том, что 20,4 тыс. га, или 93%, от плана уже засеяны.

Теоретически для полного обеспечения внутреннего рынка только местным свекловичным сахаром в объеме 450–500 тыс. тонн необходимо выращивать 4 млн тонн сахарной свеклы. На начало года в республике действовало лишь три из семи существующих сахарных заводов. Их общая производственная мощность составляет 12,6 тыс. тонн сахарной свеклы в сутки. Таким образом, они могут переработать 4 млн тонн свеклы за 317 суток, но проблема в том, что свекла не подлежит такому длительному хранению. Поэтому стоит вопрос по наращиванию производственных мощностей. Несмотря на отправленные запросы, на момент написания статьи получить официальный комментарий от МСХ не удалось. 

«Велосипед не надо придумывать»

Источник в отрасли сообщил «Курсиву», что выполнить планы по полному импортозамещению будет сложно. Он связывает это с дороговизной процесса: необходимо строить заводы, наращивать посевные площади сахарной свеклы, закупать технику и проводить ирригационные работы. 

Вместе с тем, по его мнению, можно использовать российский опыт развития отрасли. «Все можно сделать. Велосипед не надо придумывать. Надо брать, что россияне делали. Они же буквально за какие-то два года полностью заместили свой импорт и еще начали экспортировать, завалив нас, киргизов и СНГ», – сказал он.

Помимо существенной государственной поддержки, как это делается в РФ, развитие отрасли должно идти в комплексе, отметил собеседник. Сахарная свекла участвует в севообороте с кормовыми культурами, картофелем и другими культурами. Кроме того, при ее переработке получается побочный продукт в виде жома, который идет на корм скоту, то есть развивается мясное животноводство. По его словам, российские вертикально интегрированные компании, занимающиеся производством сахара, получают лишь часть доходов от него, продавая также спирт, дрожжи, мелассу и патоку.

За несколько дней до введения пятипроцентной пошлины на ввоз тростникового сахара-сырца президент Ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности Айжан Наурзгалиева предлагала принять ряд мер для поддержки отечественных производителей сахара, в том числе введение заградительных таможенных пошлин в размере не менее 5% на сахар белый, ввозимый из стран ЕАЭС, сроком до 5 лет, до 2024 года.
  
Помимо пошлины речь шла и о введении квоты на российский импорт в размере не более 50 тыс. тонн с установлением минимальной цены продажи на казахстанском рынке. Также предлагалось субсидировать закупки местного сахара с одновременным введением запрета на покупку сахара для государственных нужд не у отечественных производителей. 

Вкупе с предоставлением площадей сахарным заводам под выращивание сахарной свеклы, по примеру развитых агропромышленных стран, данные меры должны были существенно повысить уровень конкурентоспособности казахстанских производителей сахара и обеспечить равные условия конкуренции с белорусскими и российскими сахарными заводами. Однако в правительстве такие предложения не поддержали.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В правительстве и регионах Казахстана видят разные сценарии развития интернет-торговли

С чем связан выбор различных моделей

Фото: Depositphotos/nmedia

Объемы интернет-торговли и электронных платежей резко выросли в Казахстане. Если в 2019 году безналичные платежи внутри страны составили 2,8 триллиона тенге, то к 1 мая этого года они достигли 7,5 триллионов тенге. То есть лишь первые четыре месяца 2020-го «перевесили» годовой показатель 2019-го в 2,6 раза. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Министерство торговли и интеграции сообщает, что за шесть месяцев 2020 года объем электронной торговли составил 435 млрд тенге. Это больше итогового показателя всего 2019 года (422 млрд тенге). По прогнозу министерства, к концу 2020 года размер рынка электронной торговли дорастет до 900 млрд тенге.

Вирус – двигатель торговли

Рост интернет-торговли – следствие тех ограничений, которые были наложены на казахстанский рынок оффлайн-торговли из-за пандемии коронавируса.

По данным Комитета по статистике, общий объем розничной торговли в стране в первом полугодии текущего года сократился на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В то же время доля электронной торговли, на работу которой ограничения повлияли в меньшей степени, в общем объеме резко выросла. За шесть месяцев 2020 года она составила 9,4% всего объема (по итогам 2019 года – 3,7%). С учетом этого правительство изменило целевой показатель развития этого рынка в 2025 году с 10 до 15%.

Наиболее активно растут foodtech и pharmtech. Например, лидер рынка онлайн-заказа и доставки медпрепаратов «Биосфера» обслуживает в 5 раз больше заказов, чем в прошлом году. С начала года востребованность услуги доставки продуктов проекта Arbuz.kz выросла в 7 раз. Arbuz работает на рынке Алматы, и, вероятно, именно проекты мегаполиса вносят самый заметный вклад в увеличение доли онлайн-торговли.

Не хватает маркетплейса

Если смотреть на цифровое развитие торговли в регионах, то успехи там довольно скромные. Так, Карагандинская область занимает третье место среди регионов по объему розничной торговли (9,5% от рынка всей страны). Однако доля онлайн-продаж этого региона в прошлом году составляла лишь 0,8% (8,1 млрд тенге при годовом обороте 1012,5 млрд тенге). До конца года интернет-торговля должна вырасти до 2,4%. Такой прогноз дает управление предпринимательства Карагандинской области.

Почему в регионе такие низкие показатели онлайн-торговли? Одна из причин – отсутствие маркетплейса, где местные предприниматели могли бы представлять свои товары. «Курсив» опросил продавцов карагандинских рынков. 90% из опрошенных предпочитают работать через Instagram. При этом в Караганде есть пример успешного развития интернет-магазина. Это Flip.kz, который открылся в 2007 году и осуществляет поставки по всему Казахстану и миру, пункты выдачи которого находятся в 31 населенном пункте РК.

«Объемы наших продаж по сравнению с первым полугодием прошлого года увеличились на 60%», – говорит директор Flip.kz Александр Соколов, не раскрывая абсолютные данные.

Но этот магазин работает в формате, который невыгоден мелким продавцам. Flip.kz приобретает товары оптом и продает их в розницу по всему Казахстану, используя собственную службу доставки.

«Мы готовы предоставить свою площадку предпринимателям, которые в силу ограничений не могут торговать офлайн, но для этого они должны отвечать ряду условий», – поясняет менеджер по развитию ассортимента Flip.kz Алтын Бесимбаева.

Решение о партнерстве Flip.kz принимает после изучения ассортимента, схемы ценообразования, сертификатов соответствия на продукцию. Также важно, чтобы у компании была точная система учета складских запасов. Сейчас интернет-магазин сотрудничает с 200 крупными компаниями.

В период карантина Flip.kz начал доставку продуктов питания. Соответствующий раздел на сайте появился еще в прошлом году, но был неактивен. До Flip.kz такую услугу в Караганде уже предлагали торговые сети «Космос» и «Аян». Данные о сервисе эти игроки не раскрывают.

Виртуальная полка дороже

Северо-Казахстанская область –один из аутсайдеров показателей розничной торговли. В первом полугодии 2020 года объем розницы зафиксирован на 107,7 млрд тенге. Это 86,2% от первого полугодия 2019 года.

По наблюдениям корреспондента «Курсива» по СКО, проникновение онлайн-торговли и таких услуг, как заказ продуктов на дом, очень слабое. Спрос на эти услуги, по данным игроков рынка, вырос на этапе жесткого карантина, но с послаблением ограничений люди вернулись к формату самостоятельных покупок в магазинах.

И тому есть причины: в Петропавловске цена одного товара, выставленного в онлайн-магазине, часто оказывается выше, чем в торговом зале. Да и присутствие его в приложении или на интернет-странице не гарантирует наличие на складе.

В период карантина борьбу за клиентов в онлайн-пространстве развернули две торговые сети города – «Северный» и «Семейный». Каждая выбрала свою линию продвижения в интернете.

Торговая сеть «Семейный» – это 13 супермаркетов, два гипермаркета и онлайн-магазин, который организует доставку заказов, полученных через собственное приложение или через сайт. Также в активе компании имеются распределительный центр, фабрика-кухня и линейка продуктов под собственной торговой маркой.

Торговая сеть «Северный» – второй по величине игрок регио­нального розничного рынка, опирающийся на три супермаркета. В период карантина «Северный» сделал ставку на сотрудничество с интернет-площадкой TUTA.SHOP, имеющей собственную службу доставки.

Ассортимент и цены на товары в обеих сетях одинаковы, а вот условия доставки разные. Например, курьеры TUTA.SHOP везут продукты «Северного» в самый отдаленный уголок Петропавловска бесплатно при сумме заказа от 2,5 тыс. тенге. Бесплатная доставка курьерами сети «Семейный» доступна при сумме заказа 15 тыс. тенге. При этом ожидание клиента «Северного» может затянуться до глубокой ночи, а курьеры «Семейного» закрывают доставку в течение 2-3 часов. Платная услуга доставки в обеих сетях одинакова – 500 тенге.

На выходе из режима ограничений обе сети отчитались, что доставка помогла удержать розничные продажи на привычном уровне. Директор торговой сети «Семейный» Андрей Исаков сказал, что в период карантина продажи через приложение выросли на 120%. Руководство онлайн-магазина TUTA.SHOP заявило, что число активных пользователей этой площадки в период карантина увеличилось в 1,5 раза.

Но когда ограничения ослабли, стало ясно, что обращения в службы доставки было временной данью обстоятельствам. Сейчас пользование приложением «Семейный», свидетельствует Андрей Исаков, упало до уровня, существовавшего до карантина, аналогичные данные приводит сеть «Северный».

Как выжил «Чунга-Чанга»

Объем розничной торговли Западно-Казахстанской области за шесть месяцев 2020 года зафиксирован на уровне 149 млрд тенге. Это 90,6% от аналогичного периода прошлого года.

Как следует из опроса «Курсива», компании региона, которые сделали ставку на онлайн-торговлю и организацию доставки товаров до покупателя... прогадали.

«Мы давно занимаемся доставкой продуктов и лекарств на дом, принимая заказы по телефону, и можем сравнивать. Это парадокс, но в период карантина заказов у нас стало меньше», – говорит совладелец сети магазинов и аптек «Назэль» Альбек Кусаинов.

Основной площадкой для мелких предпринимателей стал Instagram. Компании с крупными оборотами обратились к теме создания собственных интернет-магазинов. Тему перевода бизнеса в интернет-магазин изучил владелец магазина сувениров и мелкой бытовой техники Азамат Тайкенов. Он столкнулся с дефицитом специалистов в области. В итоге свой выбор Тайкенов сделал в пользу иностранных фрилансеров: разрабатывает техзадание и ищет добросовестного исполнителя на виртуальных биржах труда.

Как ни странно, лучше иных ограничения в торговле пережил супермаркет детских игрушек «Чунга-Чанга». Руководство компании вовремя оформило разрешение на розничную торговлю продуктами питания. Изменение формата позволило продолжить торговлю в период ограничений. «Даже если продукты составляют 5% всего товара, по закону мы считаемся продуктовым супермаркетом», – комментирует директор ТД «Чунга-Чанга» Дархан Сариев.

Способы развития

Для развития рынка электронной торговли в регионах правительство планирует организовать обучающие семинары для местных предпринимателей. Опытом развития бизнеса с ними поделятся лидеры рынка – Аrbuz.kz, Chocofood.kz, другие компании.

Серьезным стимулом для развития обещают стать налоговые послабления для рынка электронной торговли. Министерство торговли и интеграции предлагает освободить от уплаты КПН и ИПН индивидуальных предпринимателей, чьи доходы от электронной торговли составляют не менее 40% совокупного годового дохода.

9-полоса_Доля-электронной-коммерции-в-объеме-розничного-товарооборота_млрд-тенге.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg