Как работают технологии дополненной реальности в казахстанском ретейле

Примерить обувь можно не выходя из дома

Фото: broglasses

AR-технологии (augmented reality, или дополненная реальность) изначально появились как развлечения, но быстро стали осваиваться военными. Сегодня же они проникли практически в каждую сферу нашей жизни – в медицину, инженерию и образование. И, конечно же, дополненную реальность не могли обойти стороной ретейлеры.

Виртуальные ожидания

Швейцарский бренд Tissot еще в 2010 году запустил целую рекламную кампанию, в рамках которой можно было примерить часы из новой коллекции, используя специальный бумажный браслет и мобильное приложение или интерактивную витрину в магазине. AR-разработки помогли Hugo Boss пригласить прохожих на частный модный показ и разыгрывать денежные призы, а покупателям американского Uniqlo – менять цвета одежды в примерочных сети.

Но больше всех, вероятно, прославился японский миллиардер и владелец онлайн-магазина ZOZO Юсаку Маэдзава. Мужчина изобрел костюм в горошек, который в связке с приложением снимает множество мерок для индивидуального пошива одежды. Поначалу все шло неплохо: в начале 2018 года технология стала распространяться на Западе, и через 6 месяцев уже более миллиона человек хотели протестировать Zozosuit.

Однако к концу года компания заявила о снятии проекта с производства – ожидания не совпали с реальным количеством покупок.

К тому же на ZOZO обрушилась волна критики за скудную линейку одежды индивидуального кроя и проблем с доставкой. Неудача с костюмами и уход с платформы нескольких брендов привели к потере $229 млн и падению акций компании на 60%.

Но Маэдзава не планирует отказываться ни от более индивидуального подхода к размерной сетке, ни от новых технологий. По прогнозам Statista, к 2022 году сектор розничной торговли составит 5% от общего рынка программного обеспечения с дополненной и смешанной реальностью, а это $11,8 млрд.

А исследовательская компания Gartner еще до пандемии прогнозировала,  что в 2020 году более 100 млн пользователей будут использовать дополненную реальность при совершении покупок.

Виртуальные очки

Прогрессивная электронная коммерция развивается и в Казахстане, хоть и гораздо более скромными темпами. В июле этого года функция виртуальной примерки появилась у отечественного бренда очков BRO glasses. За пять лет компания выросла из уличной стойки возле костанайского ТРЦ до сети из шести магазинов в трех городах страны. Все это время коммуникация с клиентами строилась в основном через Instagram. Поэтому история с виртуальной примеркой началась именно там.

Сначала основатели компании Данияр Шайкемелов и Рафаель Тлепов выяснили, что домашняя примерка (когда курьер привозит вам домой несколько моделей, вы их меряете и покупаете только ту, что больше подходит) – не самый привычный для казахстанцев способ купить очки и надо его как-то упростить. А потом начался карантин и стало понятно: самое время тестировать виртуальные технологии, к примеру, маски (виртуальные маски, которые можно «примерять» через специальные приложения). Делали их своими силами командой из трех человек: один отрисовывает модели, второй настраивает цвет и калибрует «посадку» очков на лице, третий занимается соглашением с Instagram, чтобы компания разрешила «залить» в приложение сторонние маски.

Через неделю в аккаунте BRO glasses появилось пять масок – четыре модели-бестселлера и одна со слабыми продажами в офлайне. Таким способом предприниматели хотели попробовать отследить маркетинговую эффективность нововведения. Спустя неделю было уже 50 тыс. «примерок» (контрольная модель и в онлайне людям не сильно приглянулась), а еще через пару недель очки-бестселлеры закончились на всех складах.

После такого успеха пришло решение обновить сайт и добавить туда полноценную функцию AR-примерки. Технологию еще год назад ребятам предлагали столичные программисты, но тогда она не вызвала особого интереса. На казахстанском рынке такая история едва ли будет интересна кому-то еще: для зависимых от разных брендов компаний подобные затраты будут слишком большими, а BRO glasses может их компенсировать за счет собственного производства.

Финансовую сторону вопроса, как и имена разработчиков, в компании пока не раскрывают. На данный момент виртуальная примерочная работает в тестовом режиме и требует некоторой доработки. Но даже на этом этапе Данияр Шайкемелов считает, что у полностью казахстанского продукта нет аналогов. По его словам, на территории СНГ ни один бренд не предоставляет клиентам возможность виртуального знакомства со своими товарами. К тому же программа BRO glasses очертания лица распознает самостоятельно (к примеру, Ray Ban для аналогичной процедуры просит поместить лицо в очерченный на экране овал, а Warby Parker – поднести к лицу банковскую карту для сравнения масштабов). Помимо исследования клиентского поведения, с помощью AR-примерочной Шайкемелов рассчитывает упростить работу партнеров в регионах и тем самым ускорить развитие сети.

Трехмерная обувь

Еще один заметный игрок на казахстанском поле AR-технологий в ретейле – Lamoda. В августе 2019 года, когда в их приложении только появилась такая возможность, виртуально примерить около 100 моделей кроссовок могли только владельцы iPhone 6S и новее. Сейчас это можно сделать и на Android, а ассортимент увеличился до 400 пар самых популярных женских и мужских моделей обуви. Основу для AR-примерочной создал белорусский стартап Wannaby, занимающийся разработкой технологий компьютерного зрения и рендеринга для взаимодействия с товаром в дополненной реальности. Условия партнерства стороны не раскрывают, однако известно, что белорусские программисты продолжают оказывать компании техническую поддержку.

Работает технология довольно просто: выбираете пару обуви из списка в приложении, наводите камеру на ноги (для улучшения качества картинки лучше быть босиком) – и вот вы почти обладатель новой обуви. Виртуальная кроссовка не «спадает» с ноги при движении или повороте камеры – за это отвечает сложный алгоритм трехмерной геометрии и нейронная сеть, обученная определять положения предметов в пространстве.

Сразу после запуска в Lamoda увидели рост продаж спортивной обуви примерно на 5%. Хотя никакого отдельного продвижения для AR-примерочной не делалось, сегодня каждый месяц ею пользуются примерно 100–120 тыс. человек только на iOS. В среднем один клиент использует виртуальную примерку дважды в месяц. Пользуясь этой функцией, люди добавляют в корзину примерно на 5% больше моделей. Более конкретной взаимосвязи между виртуальной примерочной и покупкой товара в Lamoda.kz не проводили, считая разработку по большей части имиджевой. Однако генеральный директор компании Мольдер Рысалиева не исключает, что через полтора года AR-технологии станут настолько популярными, что мы начнем примерять в виртуальном пространстве буквально все.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В правительстве и регионах Казахстана видят разные сценарии развития интернет-торговли

С чем связан выбор различных моделей

Фото: Depositphotos/nmedia

Объемы интернет-торговли и электронных платежей резко выросли в Казахстане. Если в 2019 году безналичные платежи внутри страны составили 2,8 триллиона тенге, то к 1 мая этого года они достигли 7,5 триллионов тенге. То есть лишь первые четыре месяца 2020-го «перевесили» годовой показатель 2019-го в 2,6 раза. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Министерство торговли и интеграции сообщает, что за шесть месяцев 2020 года объем электронной торговли составил 435 млрд тенге. Это больше итогового показателя всего 2019 года (422 млрд тенге). По прогнозу министерства, к концу 2020 года размер рынка электронной торговли дорастет до 900 млрд тенге.

Вирус – двигатель торговли

Рост интернет-торговли – следствие тех ограничений, которые были наложены на казахстанский рынок оффлайн-торговли из-за пандемии коронавируса.

По данным Комитета по статистике, общий объем розничной торговли в стране в первом полугодии текущего года сократился на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В то же время доля электронной торговли, на работу которой ограничения повлияли в меньшей степени, в общем объеме резко выросла. За шесть месяцев 2020 года она составила 9,4% всего объема (по итогам 2019 года – 3,7%). С учетом этого правительство изменило целевой показатель развития этого рынка в 2025 году с 10 до 15%.

Наиболее активно растут foodtech и pharmtech. Например, лидер рынка онлайн-заказа и доставки медпрепаратов «Биосфера» обслуживает в 5 раз больше заказов, чем в прошлом году. С начала года востребованность услуги доставки продуктов проекта Arbuz.kz выросла в 7 раз. Arbuz работает на рынке Алматы, и, вероятно, именно проекты мегаполиса вносят самый заметный вклад в увеличение доли онлайн-торговли.

Не хватает маркетплейса

Если смотреть на цифровое развитие торговли в регионах, то успехи там довольно скромные. Так, Карагандинская область занимает третье место среди регионов по объему розничной торговли (9,5% от рынка всей страны). Однако доля онлайн-продаж этого региона в прошлом году составляла лишь 0,8% (8,1 млрд тенге при годовом обороте 1012,5 млрд тенге). До конца года интернет-торговля должна вырасти до 2,4%. Такой прогноз дает управление предпринимательства Карагандинской области.

Почему в регионе такие низкие показатели онлайн-торговли? Одна из причин – отсутствие маркетплейса, где местные предприниматели могли бы представлять свои товары. «Курсив» опросил продавцов карагандинских рынков. 90% из опрошенных предпочитают работать через Instagram. При этом в Караганде есть пример успешного развития интернет-магазина. Это Flip.kz, который открылся в 2007 году и осуществляет поставки по всему Казахстану и миру, пункты выдачи которого находятся в 31 населенном пункте РК.

«Объемы наших продаж по сравнению с первым полугодием прошлого года увеличились на 60%», – говорит директор Flip.kz Александр Соколов, не раскрывая абсолютные данные.

Но этот магазин работает в формате, который невыгоден мелким продавцам. Flip.kz приобретает товары оптом и продает их в розницу по всему Казахстану, используя собственную службу доставки.

«Мы готовы предоставить свою площадку предпринимателям, которые в силу ограничений не могут торговать офлайн, но для этого они должны отвечать ряду условий», – поясняет менеджер по развитию ассортимента Flip.kz Алтын Бесимбаева.

Решение о партнерстве Flip.kz принимает после изучения ассортимента, схемы ценообразования, сертификатов соответствия на продукцию. Также важно, чтобы у компании была точная система учета складских запасов. Сейчас интернет-магазин сотрудничает с 200 крупными компаниями.

В период карантина Flip.kz начал доставку продуктов питания. Соответствующий раздел на сайте появился еще в прошлом году, но был неактивен. До Flip.kz такую услугу в Караганде уже предлагали торговые сети «Космос» и «Аян». Данные о сервисе эти игроки не раскрывают.

Виртуальная полка дороже

Северо-Казахстанская область –один из аутсайдеров показателей розничной торговли. В первом полугодии 2020 года объем розницы зафиксирован на 107,7 млрд тенге. Это 86,2% от первого полугодия 2019 года.

По наблюдениям корреспондента «Курсива» по СКО, проникновение онлайн-торговли и таких услуг, как заказ продуктов на дом, очень слабое. Спрос на эти услуги, по данным игроков рынка, вырос на этапе жесткого карантина, но с послаблением ограничений люди вернулись к формату самостоятельных покупок в магазинах.

И тому есть причины: в Петропавловске цена одного товара, выставленного в онлайн-магазине, часто оказывается выше, чем в торговом зале. Да и присутствие его в приложении или на интернет-странице не гарантирует наличие на складе.

В период карантина борьбу за клиентов в онлайн-пространстве развернули две торговые сети города – «Северный» и «Семейный». Каждая выбрала свою линию продвижения в интернете.

Торговая сеть «Семейный» – это 13 супермаркетов, два гипермаркета и онлайн-магазин, который организует доставку заказов, полученных через собственное приложение или через сайт. Также в активе компании имеются распределительный центр, фабрика-кухня и линейка продуктов под собственной торговой маркой.

Торговая сеть «Северный» – второй по величине игрок регио­нального розничного рынка, опирающийся на три супермаркета. В период карантина «Северный» сделал ставку на сотрудничество с интернет-площадкой TUTA.SHOP, имеющей собственную службу доставки.

Ассортимент и цены на товары в обеих сетях одинаковы, а вот условия доставки разные. Например, курьеры TUTA.SHOP везут продукты «Северного» в самый отдаленный уголок Петропавловска бесплатно при сумме заказа от 2,5 тыс. тенге. Бесплатная доставка курьерами сети «Семейный» доступна при сумме заказа 15 тыс. тенге. При этом ожидание клиента «Северного» может затянуться до глубокой ночи, а курьеры «Семейного» закрывают доставку в течение 2-3 часов. Платная услуга доставки в обеих сетях одинакова – 500 тенге.

На выходе из режима ограничений обе сети отчитались, что доставка помогла удержать розничные продажи на привычном уровне. Директор торговой сети «Семейный» Андрей Исаков сказал, что в период карантина продажи через приложение выросли на 120%. Руководство онлайн-магазина TUTA.SHOP заявило, что число активных пользователей этой площадки в период карантина увеличилось в 1,5 раза.

Но когда ограничения ослабли, стало ясно, что обращения в службы доставки было временной данью обстоятельствам. Сейчас пользование приложением «Семейный», свидетельствует Андрей Исаков, упало до уровня, существовавшего до карантина, аналогичные данные приводит сеть «Северный».

Как выжил «Чунга-Чанга»

Объем розничной торговли Западно-Казахстанской области за шесть месяцев 2020 года зафиксирован на уровне 149 млрд тенге. Это 90,6% от аналогичного периода прошлого года.

Как следует из опроса «Курсива», компании региона, которые сделали ставку на онлайн-торговлю и организацию доставки товаров до покупателя... прогадали.

«Мы давно занимаемся доставкой продуктов и лекарств на дом, принимая заказы по телефону, и можем сравнивать. Это парадокс, но в период карантина заказов у нас стало меньше», – говорит совладелец сети магазинов и аптек «Назэль» Альбек Кусаинов.

Основной площадкой для мелких предпринимателей стал Instagram. Компании с крупными оборотами обратились к теме создания собственных интернет-магазинов. Тему перевода бизнеса в интернет-магазин изучил владелец магазина сувениров и мелкой бытовой техники Азамат Тайкенов. Он столкнулся с дефицитом специалистов в области. В итоге свой выбор Тайкенов сделал в пользу иностранных фрилансеров: разрабатывает техзадание и ищет добросовестного исполнителя на виртуальных биржах труда.

Как ни странно, лучше иных ограничения в торговле пережил супермаркет детских игрушек «Чунга-Чанга». Руководство компании вовремя оформило разрешение на розничную торговлю продуктами питания. Изменение формата позволило продолжить торговлю в период ограничений. «Даже если продукты составляют 5% всего товара, по закону мы считаемся продуктовым супермаркетом», – комментирует директор ТД «Чунга-Чанга» Дархан Сариев.

Способы развития

Для развития рынка электронной торговли в регионах правительство планирует организовать обучающие семинары для местных предпринимателей. Опытом развития бизнеса с ними поделятся лидеры рынка – Аrbuz.kz, Chocofood.kz, другие компании.

Серьезным стимулом для развития обещают стать налоговые послабления для рынка электронной торговли. Министерство торговли и интеграции предлагает освободить от уплаты КПН и ИПН индивидуальных предпринимателей, чьи доходы от электронной торговли составляют не менее 40% совокупного годового дохода.

9-полоса_Доля-электронной-коммерции-в-объеме-розничного-товарооборота_млрд-тенге.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg