Как правительства Казахстана, России и Беларуси хотят заработать на халал-индустрии

И что из этого получится

Фото: Офелия Жакаева

С 1 июля в Казахстане введены пять государственных стандартов, регулирующих производство халал-продукции. Они утверждают общий регламент для предприятий, работающих в этом сегменте. На очереди принятие стандартов, регулирующих аспекты производства халал-продукции в каждой отдельной отрасли. 

Есть и наднациональные инициативы. «Курсиву» стало известно, что Казахстан, Россия и Беларусь готовят к запуску мультимедийную площадку Halal Life Guide. В ее составе разворачивают маркет-плейс для производителей продукции халал ЕАЭС, нацеленный на большой рынок мусульманского мира.

Производители республики обсуждают перспективы экспорта товара на глобальный мусульманский рынок больше 10 лет, с начала развития рынка халал-продукции в Казахстане. При этом даже внутренний рынок не был приведен к единым правилам и стандартам. «Курсив» разбирался, что изменилось.

Почему отечественный халал-продукт не мог пробиться на экспорт 

Понятие «халал» означает принадлежность к товарам или услугам, одобренным в мусульманском мире. В отчете о глобальной мусульманской экономике речь идет о 1,8 млрд клиентов международного рынка халал, в денежном выражении этот рынок оценивается в $2,1 трлн. Ожидается, что к 2023 году объем рынка достигнет $3 трлн. Там же указано, что к 2060 году число мусульман во всем мире вырастет до 3 млрд человек, что увеличит рынок еще на 70%.

В Казахстане эти цифры долго служили обоснованием для теоретических планов по организации экспорта продуктов. Внедрение сертификатов халал в Казахстане началось в 2009 году, вспоминает директор ТОО Halal Holding Алмагуль Абильдинова. Важным стимулом их внедрения была кажущаяся легкость в организации поставок продуктов в мусульманские страны. 

На деле же оказалось, что каждый такой национальный рынок имеет свои стандарты производства продукта халал. А в Казахстане таких стандартов, единых для всех производителей, не существовало. Продукцию сертифицировали разные компании (сейчас их, по словам Абильдиновой, осталось шесть), что порой приводило к казусам типа водки или колбасы со знаком «Халал», в которой была свинина.

Халал занял пятую часть отечественного рынка

За 10 лет развития отечественный продукт халал, по оценке Алмагуль Абильдиновой, занял не менее 20% внутреннего рынка. Этому способствовал не только религиозный аспект, но и растущее стремление людей есть здоровую пищу. По оценке эксперта, сертификаты соответствия продукции халал получили более тысячи казахстанских компаний. Они выпускают мясо и колбасы, молочные и кондитерские изделия, биологически активные добавки и бытовую химию, бакалейные продукты и напитки.

xalal-propisali-standarty.jpg

Фото: Офелия Жакаева

В некоторых сегментах производства продуктов халал наблюдается сильная конкуренция. В первую очередь речь идет о продукции мясоперерабатывающих предприятий и производстве колбас. К примеру, Духовное управление мусульман Казахстана сообщает, что выдало сертификаты соответствия халал более чем 1 тыс. сортов колбас. 

Маркетинговое агентство KazData, ссылаясь на исследование колбасного рынка страны, проведенное в 2016 году, в комментарии для «Курсива» отметило, что уже тогда около 60% казахстанских мясоперерабатывающих предприятий позиционировали свою продукцию как халал. «Продукция стандарта «халал» производится во все больших объемах каждый год, это говорит о высокой заинтересованности потребителей в данной продукции», – сообщается в исследовании.

Правительство указало дорогу на внешние рынки

В августе 2019 года правительство Казахстана приняло Дорожную карту по развитию экспорта несырьевых товаров и услуг. Государство взяло на себя обязательство по организации исследований потребностей соседних рынков и продвижению на них зонтичного бренда Made in Kazakhstan, составной частью которого должен стать казахстанский халал-продукт. 

В рамках этой программы были гармонизированы национальные требования к производству продуктов халал с теми стандартами, которые действуют на крупнейших мусульманских рынках – например, Малайзии и Индонезии, а также Исламской организации сотрудничества. По итогам этих переговоров, а также обсуждений в рабочей группе с участием комитета по делам религий, Минсельхоза, Духовного управления мусульман, Ассоциации халал-индустрии и предпринимателей правительство утвердило и внедрило первые пять национальных стандартов в области халал. 

Новые стандарты устанавливают основные положения и требования к продуктам халал, детально прописывают правила убоя животных и птиц, порядок утверждения соответствия производства нормам, установленным в области халал, утверждают единую маркировку соответствия продукции требованиям халал и общие требования к организации работы сферы общественного питания. 

Новые стандарты предусматривают, например, что предприятие, выпускающее халал, не должно производить другую продукцию. Раньше такое допускалось после тщательной санитарной обработки производственной линии. Правильность проведения процедуры забоя скота теперь должна быть зафиксирована видеокамерами.

Введенные стандарты не отменяют действие других знаков соответствия продукции халал, которые уже выданы предприятиям, объясняет начальник центра стандартизации казахстанского института стандартизации и сертификации Айсулу Кудайбергенова. Сертификация по национальному стандарту – дело добровольное.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В правительстве и регионах Казахстана видят разные сценарии развития интернет-торговли

С чем связан выбор различных моделей

Фото: Depositphotos/nmedia

Объемы интернет-торговли и электронных платежей резко выросли в Казахстане. Если в 2019 году безналичные платежи внутри страны составили 2,8 триллиона тенге, то к 1 мая этого года они достигли 7,5 триллионов тенге. То есть лишь первые четыре месяца 2020-го «перевесили» годовой показатель 2019-го в 2,6 раза. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Министерство торговли и интеграции сообщает, что за шесть месяцев 2020 года объем электронной торговли составил 435 млрд тенге. Это больше итогового показателя всего 2019 года (422 млрд тенге). По прогнозу министерства, к концу 2020 года размер рынка электронной торговли дорастет до 900 млрд тенге.

Вирус – двигатель торговли

Рост интернет-торговли – следствие тех ограничений, которые были наложены на казахстанский рынок оффлайн-торговли из-за пандемии коронавируса.

По данным Комитета по статистике, общий объем розничной торговли в стране в первом полугодии текущего года сократился на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В то же время доля электронной торговли, на работу которой ограничения повлияли в меньшей степени, в общем объеме резко выросла. За шесть месяцев 2020 года она составила 9,4% всего объема (по итогам 2019 года – 3,7%). С учетом этого правительство изменило целевой показатель развития этого рынка в 2025 году с 10 до 15%.

Наиболее активно растут foodtech и pharmtech. Например, лидер рынка онлайн-заказа и доставки медпрепаратов «Биосфера» обслуживает в 5 раз больше заказов, чем в прошлом году. С начала года востребованность услуги доставки продуктов проекта Arbuz.kz выросла в 7 раз. Arbuz работает на рынке Алматы, и, вероятно, именно проекты мегаполиса вносят самый заметный вклад в увеличение доли онлайн-торговли.

Не хватает маркетплейса

Если смотреть на цифровое развитие торговли в регионах, то успехи там довольно скромные. Так, Карагандинская область занимает третье место среди регионов по объему розничной торговли (9,5% от рынка всей страны). Однако доля онлайн-продаж этого региона в прошлом году составляла лишь 0,8% (8,1 млрд тенге при годовом обороте 1012,5 млрд тенге). До конца года интернет-торговля должна вырасти до 2,4%. Такой прогноз дает управление предпринимательства Карагандинской области.

Почему в регионе такие низкие показатели онлайн-торговли? Одна из причин – отсутствие маркетплейса, где местные предприниматели могли бы представлять свои товары. «Курсив» опросил продавцов карагандинских рынков. 90% из опрошенных предпочитают работать через Instagram. При этом в Караганде есть пример успешного развития интернет-магазина. Это Flip.kz, который открылся в 2007 году и осуществляет поставки по всему Казахстану и миру, пункты выдачи которого находятся в 31 населенном пункте РК.

«Объемы наших продаж по сравнению с первым полугодием прошлого года увеличились на 60%», – говорит директор Flip.kz Александр Соколов, не раскрывая абсолютные данные.

Но этот магазин работает в формате, который невыгоден мелким продавцам. Flip.kz приобретает товары оптом и продает их в розницу по всему Казахстану, используя собственную службу доставки.

«Мы готовы предоставить свою площадку предпринимателям, которые в силу ограничений не могут торговать офлайн, но для этого они должны отвечать ряду условий», – поясняет менеджер по развитию ассортимента Flip.kz Алтын Бесимбаева.

Решение о партнерстве Flip.kz принимает после изучения ассортимента, схемы ценообразования, сертификатов соответствия на продукцию. Также важно, чтобы у компании была точная система учета складских запасов. Сейчас интернет-магазин сотрудничает с 200 крупными компаниями.

В период карантина Flip.kz начал доставку продуктов питания. Соответствующий раздел на сайте появился еще в прошлом году, но был неактивен. До Flip.kz такую услугу в Караганде уже предлагали торговые сети «Космос» и «Аян». Данные о сервисе эти игроки не раскрывают.

Виртуальная полка дороже

Северо-Казахстанская область –один из аутсайдеров показателей розничной торговли. В первом полугодии 2020 года объем розницы зафиксирован на 107,7 млрд тенге. Это 86,2% от первого полугодия 2019 года.

По наблюдениям корреспондента «Курсива» по СКО, проникновение онлайн-торговли и таких услуг, как заказ продуктов на дом, очень слабое. Спрос на эти услуги, по данным игроков рынка, вырос на этапе жесткого карантина, но с послаблением ограничений люди вернулись к формату самостоятельных покупок в магазинах.

И тому есть причины: в Петропавловске цена одного товара, выставленного в онлайн-магазине, часто оказывается выше, чем в торговом зале. Да и присутствие его в приложении или на интернет-странице не гарантирует наличие на складе.

В период карантина борьбу за клиентов в онлайн-пространстве развернули две торговые сети города – «Северный» и «Семейный». Каждая выбрала свою линию продвижения в интернете.

Торговая сеть «Семейный» – это 13 супермаркетов, два гипермаркета и онлайн-магазин, который организует доставку заказов, полученных через собственное приложение или через сайт. Также в активе компании имеются распределительный центр, фабрика-кухня и линейка продуктов под собственной торговой маркой.

Торговая сеть «Северный» – второй по величине игрок регио­нального розничного рынка, опирающийся на три супермаркета. В период карантина «Северный» сделал ставку на сотрудничество с интернет-площадкой TUTA.SHOP, имеющей собственную службу доставки.

Ассортимент и цены на товары в обеих сетях одинаковы, а вот условия доставки разные. Например, курьеры TUTA.SHOP везут продукты «Северного» в самый отдаленный уголок Петропавловска бесплатно при сумме заказа от 2,5 тыс. тенге. Бесплатная доставка курьерами сети «Семейный» доступна при сумме заказа 15 тыс. тенге. При этом ожидание клиента «Северного» может затянуться до глубокой ночи, а курьеры «Семейного» закрывают доставку в течение 2-3 часов. Платная услуга доставки в обеих сетях одинакова – 500 тенге.

На выходе из режима ограничений обе сети отчитались, что доставка помогла удержать розничные продажи на привычном уровне. Директор торговой сети «Семейный» Андрей Исаков сказал, что в период карантина продажи через приложение выросли на 120%. Руководство онлайн-магазина TUTA.SHOP заявило, что число активных пользователей этой площадки в период карантина увеличилось в 1,5 раза.

Но когда ограничения ослабли, стало ясно, что обращения в службы доставки было временной данью обстоятельствам. Сейчас пользование приложением «Семейный», свидетельствует Андрей Исаков, упало до уровня, существовавшего до карантина, аналогичные данные приводит сеть «Северный».

Как выжил «Чунга-Чанга»

Объем розничной торговли Западно-Казахстанской области за шесть месяцев 2020 года зафиксирован на уровне 149 млрд тенге. Это 90,6% от аналогичного периода прошлого года.

Как следует из опроса «Курсива», компании региона, которые сделали ставку на онлайн-торговлю и организацию доставки товаров до покупателя... прогадали.

«Мы давно занимаемся доставкой продуктов и лекарств на дом, принимая заказы по телефону, и можем сравнивать. Это парадокс, но в период карантина заказов у нас стало меньше», – говорит совладелец сети магазинов и аптек «Назэль» Альбек Кусаинов.

Основной площадкой для мелких предпринимателей стал Instagram. Компании с крупными оборотами обратились к теме создания собственных интернет-магазинов. Тему перевода бизнеса в интернет-магазин изучил владелец магазина сувениров и мелкой бытовой техники Азамат Тайкенов. Он столкнулся с дефицитом специалистов в области. В итоге свой выбор Тайкенов сделал в пользу иностранных фрилансеров: разрабатывает техзадание и ищет добросовестного исполнителя на виртуальных биржах труда.

Как ни странно, лучше иных ограничения в торговле пережил супермаркет детских игрушек «Чунга-Чанга». Руководство компании вовремя оформило разрешение на розничную торговлю продуктами питания. Изменение формата позволило продолжить торговлю в период ограничений. «Даже если продукты составляют 5% всего товара, по закону мы считаемся продуктовым супермаркетом», – комментирует директор ТД «Чунга-Чанга» Дархан Сариев.

Способы развития

Для развития рынка электронной торговли в регионах правительство планирует организовать обучающие семинары для местных предпринимателей. Опытом развития бизнеса с ними поделятся лидеры рынка – Аrbuz.kz, Chocofood.kz, другие компании.

Серьезным стимулом для развития обещают стать налоговые послабления для рынка электронной торговли. Министерство торговли и интеграции предлагает освободить от уплаты КПН и ИПН индивидуальных предпринимателей, чьи доходы от электронной торговли составляют не менее 40% совокупного годового дохода.

9-полоса_Доля-электронной-коммерции-в-объеме-розничного-товарооборота_млрд-тенге.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg