158 просмотров

За 10 лет объем рынка электронной торговли в Казахстане вырос в 20 раз

Объем рынка онлайн-торговли в 2019 году превысил сумму 700 млрд тенге. А карантин в начале 2020 помог повысить доверие к покупкам в интернете

Фото: Depositphotos/odua

В 2000 году уровень проникновения интернета в Казахстане составлял 0,5%, в 2006-м – 3%, в кризисном 2008-м – 15%, а в 2011-м – 41%. В 2019 году 82,5% населения республики – постоянные пользователи интернета. Рынок e-commerce растет вместе с увеличением проникновения интернета. К примеру, за 2019 год объем безналичных платежей увеличился в 2,3 раза, составив порядка 14,4 трлн тенге (3,7% от общей доли розничной торговли). Количество активных покупателей выросло на 72% и составило 3,2 млн человек. А средний чек онлайн-покупки, говорят специалисты Lamoda, вырос на 30–35%. 

Как менялся рынок?

В 2010 году, при проникновении интернета в 35%, объем интернет-торговли в Казахстане составлял 35 млрд тенге. К 2015 году показатели увеличились в 5 раз – до 194 млрд. (Отметим, что КС МНЭ РК изменил подсчет объемов реализации услуг через интернет и с 2015 года в расчет не берутся обороты интернет-банкинга.) При этом проникновение интернета выросло только в 2 раза – до 71%. 

С 2015 года среднегодовой рост ускорился до 30%. В 2016 году объем рынка интернет-торговли составил 226,44 млрд тенге. По итогам 2017-го доля пользователей сети интернет в Казахстане составила 78,2% против 76,8% годом ранее. А объем розничной, оптовой торговли и реализации услуг через интернет – 264,52 млрд тенге. Это на 16,8% больше показателей 2016-го. Число платежных карточек в обращении, по данным Нацбанка, достигло 19,4 млн тенге против 15,7 млн в 2016-м и 17,2 млн в 2015 году. 

Для сравнения: в 2015 году только 7,5% всех розничных продаж было совершено в интернете, к 2019 году показатель вырос до 14,2%, что составило 3,5 трлн долларов; в 2012 году в Казахстане оставалось лишь 10% от всех карточных оплат казахстанцев в интернет-магазинах, в 2014-м эта цифра составила 35%.

«Все больше категорий товаров покупают онлайн, и тому есть несколько причин, – говорит сооснователь DataInsight Федор Вирин. – Первая: чем активнее человек пользуется интернетом, тем больше вероятность, что и покупать он будет там же. По мере проникновения интернета, в том числе мобильного, онлайн-шопинг становится одним из способов совершения ежедневных покупок».

В Казахстане количество пользователей интернета в 2018 году составило 81,3% от населения страны, а доля электронной торговли достигла показателя 2,9%. Рынок вырос в 1,5 раза, до 259,5 млрд тенге. 

«Электронная коммерция в Казахстане развивается динамично, жители страны все чаще заказывают привычные товары онлайн. Например, в 2018 году казахстанцы приобрели на Wildberries в 1,5 раза больше товаров, чем в 2017 году, а по итогам 2019 года показатель вырос в 2 раза, в первом квартале 2020 года – в 3 раза», – говорит Вячеслав Иващенко, директор по развитию Wildberries.

Опыт, перспективы и вызовы

В 2018 году 11,9% всех розничных продаж в мире были совершены онлайн, а к 2021 году показатель составит 17,5%. По словам экспертов, развитие и мультипликативное влияние электронной коммерции на экономику позволяет прогнозировать ежегодный вклад в ВВП Казахстана на уровне 1,1%. 

«Популярность электронной торговли стремительно росла под воздействием различных факторов, и современный мир невозможно представить без онлайн-магазинов и мобильных приложений, которые помогают оперативно совершать покупки, – отмечает Мольдер Рысалиева, генеральный директор Lamoda Kazakhstan. – Это связано с развитием банковских платежей. Люди знают, как пользоваться картами, а примерно пять лет назад ситуация была совершенно другой. Как показывает официальная статистика, 80% держателей карт Visa обналичивали зарплаты в первый же день ее получения. Ситуация меняется. На примере Lamoda процент оплаты наличными платежами раньше составлял 90%, а сейчас 35–40% клиентов предпочитают оплачивать заказы картой». 

По данным World Bank, Ovum (World Cellular Information Service), в Казахстане 76,4% населения являлись пользователями интернета в 2017 году. В этом рейтинге Казахстан оказался на втором месте после Великобритании (94,8% пользователей), обогнав даже США (76,2%), Польшу (76%) и Россию (76%). К позитивной картине добавляется и рост количества соединений посредством смартфонов в республике: по итогам 2018 года их было 18,2 млн, а к 2022 году прогнозируется 25,6 млн. 

Онлайн-торговля. В текст.jpgФото: Офелия Жакаева

«У любой покупки есть дополнительная стоимость – затраты на сборку, упаковку, доставку, – говорит Федор Вирин. – Покупая офлайн, мы несем эти расходы сами: идем в магазин, кладем продукты в тележку, в пакет, несем домой. Покупая онлайн, доплачиваем за доставку, то есть за то, чтобы трудозатраты на покупку совершил кто-то еще; и чем она дороже, тем с большей готовностью мы доплатим, потому что это часто бывает удобно. Покупатели привыкают доплачивать таким образом за удобство и идут на это при менее дорогостоящих покупках».

На 2019 год в Казахстане работают более 2 тыс. интернет-магазинов. Объем покупок в казахстанских интернет-магазинах составил 422 млрд тенге, на международных – 280 млрд тенге. Количество покупок возросло до 40,5 млн посылок. Основной рост – более чем в 2,5 раза – произошел на внутреннем рынке, составив 22 млн посылок. Однако проблемы еще сохраняются. 

«Главная проблема рынка нашей категории – низкая маржинальность, – говорит Андрей Цой, маркетолог ZooMarket.kz. – Это же и является главным барьером для роста в e-commerce. Несмотря на наличие огромного количества IT-решений, которые облегчают жизнь продавцу и делают процесс покупки приятным для потребителя, мы не можем себе позволить сразу подключить и использовать их всех. Приходится это делать постепенно».

В Алматы и Нур-Султане онлайн-покупки – привычное дело. Сложнее с жителями регионов. До сих пор бывают случаи, когда покупатели отказываются оплачивать онлайн, боясь разглашения личных платежных данных. Хотя большинство интернет-магазинов используют платежную систему, которой пользуются все крупные мерчанты, и личные данные магазины не могут хранить физически. 

«Есть интересное наблюдение, связанное с возрастом покупателей, – говорит Андрей Цой. – Согласно статистике нашего сайта, около 10% покупателей – старше 50 лет. Очевидно, что такие потребители должны быть более консервативными. Но мы видим, что даже старшее поколение охотно пользуется услугами онлайн-покупок».

Возможности развития информационной инфраструктуры позволяют предположить, что и потенциал роста e-commerce не исчерпан. Так, в 2021–2022 годах к широкополосному интернету по технологии 3G/4G будут подключены 877 сел с населением менее 250 человек, остальные 930 сел – к спутниковому интернету.

«Эта работа важна для повышения цифровой грамотности населения. В этом направлении нами пересмотрены и утверждены программы обучения населения. Проводятся курсы по развитию базовых цифровых навыков, умению пользоваться eGov, OpenGov, e-commerce, навыков информационной безопасности», – сказал министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев на заседании правительства о вопросах развития электронной торговли.

Кроме того, 2 апреля 2019 года был принят Закон по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности, где заложены меры по развитию онлайн-торговли. В частности, законодательно закреплено понятие электронной коммерции. Усилен институт защиты прав потребителей. Теперь покупатель в электронной торговле защищен в той же мере, что и в обычной торговле.

banner_wsj.gif

64 просмотра

Как виртуальные организации формируют почти бесконечный спрос

Авторская колонка CEO Prime Source Евгения Щербинина

Фото: Depositphotos/kentoh

Совсем скоро среднестатистический человек будет проводить половину своего времени в интернете, сейчас – более 40%. Такие цифры приводят We Are Social и Hootsuite в ежегодном отчете Digital 2020. Это глобальные цифры, показатели по разным странам отличаются.

По данным исследователей, среднестатистический пользователь проводит в интернете 6 часов 43 минуты каждый день, или более 100 дней в год.

В совокупности глобальная аудитория интернета будет онлайн 1,25 млрд лет за один только 2020 год. Уберите время на сон, и получается, что среднестатистический человек почти 40% своего времени проводит в интернете. Бизнесу осталось грамотно предложить свой продукт покупателю в сети.

В нецифровом мире для того, чтобы продать товар, организации нужно арендовать место на рынке, дать рекламу, после чего, возможно, пойдут клиенты. В цифровом мире этот процесс устроен иначе. 

Первое. Для привлечения клиентов в сети существует несколько инструментов.

Маркетплейсы. Это цифровые площадки, «витрины» где продавцы могут разместить свой товар. В Казахстане существует несколько таких ресурсов: kaspi.kz, Сhocomart, ForteMarket и другие. Поток клиентов обеспечивается за счет рекламы самой площадки и продвижения товара в поиске. Если в Казахстане мода на маркетплейсы только оформляется, у наших соседей – россиян – по данным аналитического агентства Data Insight, к концу года доля маркетплейсов в объеме онлайн-продаж может достигнуть 70%.

Social media marketing (SMM). Это продвижение сайта продавца в интернете – в поисковых запросах, социальных сетях. Долгое время считалось, что для продвижения необходимы специальные компетенции и так называемые СММ-менеджеры. 
Сегодня существуют интуитивно понятные инструменты-агрегаторы, при помощи которых простыми фильтрами можно настроить продвижение сайта на всех площадках.

Информирование. Речь идет о рассылке СМС, push-сообщений, рекламы в социальных сетях, звонках рекламного робота на основе геотаргетинга. Продавец может выбрать область на карте, возраст, пол и другие параметры клиента, на основании которых клиенту будет направлено сообщение (по настроенному событию). Например, салон красоты может автоматически раз в месяц рассылать сообщение о купоне со скидкой на посещение женщинам от 20 до 55 лет, живущим в радиусе километра.

Второе. Этап консультирования клиентов и оформления онлайн-заявки на сайте важен не менее, чем поиск покупателя. Раньше для оформления заявки на товар или услугу продавцу необходимо было либо иметь физический офис, либо создавать call-центр, приобретать и настраивать оборудование и программное обеспечение, нанимать и обучать персонал. Сегодня на этом этапе можно ограничиться онлайн-инструментами.

Аутсорсинг контактного центра. Предприниматель может нанять профессиональных операторов, которые будут консультировать и оформлять заказы на его товары и услуги. Примерами подобных аутсорсинговых контактных центров являются KT Cloud, «Транстелеком», Sanatel и другие. Такие контактные центры могут обеспечить обслуживание клиентов по видеосвязи, голосовому или текстовому каналу (мессенджеры, социальные сети, переписка на сайте).

Аренда программного обес­печения контактного центра (видео, голос, текст). Предприниматель может обеспечить своих операторов рабочими местами в уже созданной и работающей инфраструктуре контактного центра. Это экономит время и деньги, гарантирует мобильность.

Голосовые и текстовые роботы являются самым свежим, при этом самым недорогим способом обслуживания клиентов. Система с искусственным интеллектом может ответить на вопросы клиента и даже выполнить ту или иную транзакцию.

Третье. Не менее важен этап оплаты товара или услуги на меркетплейсе. Для того, чтобы принять оплату, раньше компания должна была иметь кассовый аппарат и терминал приема оплат по банковской карте. Сейчас оплату в интернет-магазине или маркетплейсе принимают, настроив интернет-эквайринг. В Казахстане такие услуги предлагает, к примеру, processing.kz.

Для приема оплаты в физических точках продаж используются двух- и трехкомпонентные устройства, одним действием принимающие оплату, создающие выбытие в учете и выполняющие фискализацию операции. Например, такой сервис предлагает ForteKassa.

Четвертое. Доставка товара или обмен документами. Почта и курьерские службы существуют давно, однако использование их для доставки товара было не процессом, а проектом, требующим каждый раз согласования условий и деталей. Это не позволяло встраивать сторонние логистические компании в автоматизированные бизнес-процессы организаций. Сегодня в этом направлении предлагаются альтернативные варианты.

Аутсорсинг доставки. Существуют компании, которые могут обеспечить доставку любого товара или организовать выполнение специфичной задачи, например, доставки карт с подписанием документов и идентификацией клиента. Заявки на доставку отправляются в цифровом виде либо прямо из системы заказчика, либо через систему самого сервиса доставки. Примером такого сервиса является Mykhat.

Сервис организации работы собственной курьерской службы. Для тех предпринимателей, которые считают более подходящим вариант использования собственных курьеров, существуют сервисы, предоставляющие полную инфраструктуру для организации их эффективной работы. Это приложения курьеров, программное обеспечение диспетчеров и искусственный интеллект, который автоматически принимает заявки и выстраи­вает умную логистику.

Пятое. Рабочие места сотрудников. Многие предприниматели уже сделали вывод, что приобретение собственного офиса обычно экономически нецелесообразно, так как процент по депозиту на сумму приобретения, как правило, выше стоимости аренды помещения.

Карантин сделал популярными ранее существовавшие инструменты организации и контроля удаленной работы сотрудников: сервис видеозвонков, контроль и управление задачами, мониторинг работы сотрудника на удаленном рабочем месте. Так что офисные помещения могут быть существенно сокращены, вплоть до полного отказа от физических офисов.

Воспользовавшись в полной мере возможностями современных технологий, организация может повысить удовлетворенность клиентов, сократить операционные расходы и увеличить выручку даже в условиях кризиса. Таким образом создается почти вечный спрос – довольные клиенты возвращаются за покупками, приводя с собой новых покупателей.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg