Перейти к основному содержанию
2365 просмотров

Табачная продукция в Казахстане получит электронную маркировку

Так комитет госдоходов хочет втрое снизить теневой оборот в сфере

Фото: Shutterstock

Комитет госдоходов министерства финансов Казахстана рассчитывает втрое снизить теневой оборот в сфере табачной продукции за счет введения системы электронной маркировки, сообщил эксперт этого ведомства Азат Исенов.

В Евразийском экономическом союзе намерены внедрить систему электронной маркировки и прослеживаемости продукции до 2025 года по широкой номенклатуре товаров. Предполагается, что на каждую единицу товара будет наноситься электронная метка, которая будет считываться при продаже в рознице. Таким образом фискалы стран ЕАЭС рассчитывают прослеживать прохождение товара от производителя до конечного покупателя – и повысить за счет этого собираемость налогов, так как немаркированная (то есть контрафактная) продукция не сможет быть реализована в рознице.

Одним из первых под маркировку подпадет табачная продукция: в Казахстане с октября 2018 года по 1 апреля 2019 года проводился пилот по маркировке табачных изделий. В пилоте участвовали два производителя, три импортера и два дистрибьютора, промаркировано было 58 млн пачек сигарет. По итогам пилота комитет госдоходов разработал проекты нормативных правовых актов, которые позволят регулировать электронную маркировку сигарет и других видов табачных изделий – приказ по утверждению правил маркировки и прослеживаемости табачных изделий, проект постановления правительства по утверждению перечня товаров, подлежащих маркировке и проект постановления об утверждении стоимости марки.

При этом проект постановления правительства об утверждении перечня предлагает сроки обязательной маркировки: сигареты - с 1 июля 2020 года, остальные табачные изделия – с 1 января 2021 года. Однако на последнем совещании под председательством главы министерства финансов – заместителя премьер-министра Алихана Смаилова решили пересмотреть сроки после анализа регуляторного воздействия системы маркировки на отрасль. При этом фискалы уже сейчас полагают, что е-маркировка сигарет в Казахстане увеличит выручку добросовестного производителя путем отвоевания доли у нелегального рынка.

«На данный момент теневой рынок табачной продукции в Казахстане составляет порядка 10 млрд тенге, согласно исследованию Nielsen за 2019 год. По оценке рабочей группы, в краткосрочном периоде маркировка позволит снизить долю теневого рынка табачных изделий на 60-70%, до 3 млрд тенге», - сказал Исенов в ходе общественных слушаний «Маркировка табачных изделий в Казахстане».

По его расчетам, за год маркировка сможет увеличить выручку добросовестного бизнеса на 15,2 млрд тенге как за счет увеличения доли белого рынка, так и за счет снижения издержек на поставку своей продукции и за счет увеличения эффективности цифрового планирования. Он сослался на исследования компаний Cognizant и BCG, согласно которым маркировка позволяет увеличить выручку за счет увеличения эффективности цифрового планирования на 0,75-1,3%, а также снизить издержки по поставкам на 6,5%. «Дополнительно маркировка может пополнить бюджет страны на 5,1 млрд тенге в год путем увеличения сбора налогов от НДС и акциза», - добавил эксперт.

Он также сослался на эффект от внедрения системы электронной маркировки в Бразилии, где она в 2008 году позволила увеличить собираемость налогов по табачным изделиям на 40% и привела к закрытию 7 нелегальных заводов. В Турции за год действия такой системы собираемость налогов от табачных изделий выросла на $1,8 млрд, добавил спикер.

В свою очередь, заместитель директора департамента АПК и пищевой промышленности национальной палаты «Атамекен» Еркен Наурзбеков заявил, что НПП ходатайствовала перед правительством о переносе сроков введения обязательной электронной маркировки сигарет на 1 января 2021 года в связи с режимом ЧП, поскольку пусконаладочные работы до сих пор не произведены на объектах розничной торговли.

banner_wsj.gif

337 просмотров

Цифровое приложение «Бубука» меняет правила игры на рынке авторских прав

Почему так происходит

Фото: Shutterstock

В Казахстане готовится к запуску платформа, которая обеспечит авторам произведений, звучащих в цифровом пространстве – от телевидения и радио до интернет-трансляций, – справедливое получение роялти. Платформа называется YOGA, и это расширение сервиса «Бубука», который уже два года служит инструментом справедливой монетизации авторских прав на музыкальном рынке страны. Подробности «Курсиву» раскрыл эксперт в области авторского права и соинвестор проекта Темирлан Тулегенов.

Сколько стоит серый музыкальный рынок

По оценке Тулегенова, годовой оборот серого рынка музыкальной индустрии страны составляет как минимум $30 млн. Музыкальная индустрия в Казахстане устроена таким образом, что не обеспечивает справедливого вознаграждения авторам исполняемых произведений.

В США и странах Европы эту работу проводят музыкальные издательства и лейблы. Они прямо заинтересованы в точном учете каждого случая использования произведений и получении вознаграждения за это.

В Казахстане защита авторских прав возложена на так называемые авторские общества, соответствующий закон вышел в 1996 году. Государство наделило эти объединения правом контроля за случаями некоммерческого использования музыки и выплаты справедливого гонорара авторам произведений.

Не имея инструментов оценки рынка музыки и контроля за использованием произведений, авторские общества, по оценке Темирлана Тулегенова, «занялись террором малого и среднего бизнеса». Они добивались от коммерческих заведений заключения договоров, которые обеспечивали ежемесячные сборы за звучание музыкальных фонограмм.

Госаккредитацию в итоге получили девять обществ по авторским и смежным правам. Несмотря на законодательно разработанные тарифы, конкуренция между ними привела к тому, что общества стали демпинговать и это обесценило владение интеллектуальной собственностью в стране.

С перераспределением этих денег в пользу авторов тоже не сложилось – аудит одного из обществ по авторским и смежным правам показал злоупотребления на 1,2 млрд тенге. Есть пример выплаты гонорара в 13 млн тенге за написанную директором книгу. Еще один такой директор получил из авторского фонда 45 млн тенге за посты в соцсетях.

«Цифра» меняет все

В похожей ситуации находится все творческое пространство СНГ. Российский сервис «Бубука» стал попыткой упорядочить отношения на этом рынке.

Суть сервиса, как и в знакомых инструментах воспроизведения музыки Deezer или Яндекс.Музыка, в том, что оплата ежемесячной подписки дает клиенту доступ к десяткам миллионов треков. «Бубука» же предоставляет право использовать музыку в коммерческих заведениях. Соответственно, оплата за пользование выше – в Казахстане ежемесячный платеж составляет минимум 8 тыс. тенге.

Пользователь получает право использования музыкальных произведений, собранных в тематические сборники для торговых залов, кафе, ресторанов, кофеен, салонов красоты, спортивных залов и так далее. Они подбираются в соответствии с данными маркетинговых исследований о влиянии музыки на потребителя.

Клиент вправе собрать плейлист по собственному усмотрению, но только из тех композиций, с авторами которых «Бубука» заключила договор на коммерческое использование. Сейчас легальный контент «Бубуки» состоит более чем из 150 тыс. музыкальных произведений.

Чем больше коммерческих клиентов у приложения, тем выше вероятность воспроизведения отдельного произведения. Авторские роялти, согласно договору с «Бубукой», составляют от 0,1 до 0,15 российского рубля за одно исполнение на одном объекте. Сервис мгновенно посылает автору произведения название трека, геолокацию места звучания и делает перевод денег на его цифровой кошелек.

Первым казахстанским автором, заключившим авторский договор с «Бубукой», стал Айдос Сагат, лидер группы «Уркер». В разговоре с «Курсивом» он отметил оперативность приложения и прозрачность получения вознаграждения.

Платформа YOGA станет следующим шагом в развитии цивилизованного музыкального рынка. Она будет анализировать любые фонограммы, звучащие в онлайн-пространстве и караоке. Сейчас в цифровой потоковый формат переведены даже такие привычные средства общественной коммуникации, как телевидение и радио, что облегчает анализ звучащих программ. Значит, прозрачности в распределении доходов музыкальной индустрии будет больше.

WhatsApp Image 2020-05-20 at 20.37.32.png

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png