Перейти к основному содержанию
517 просмотров

В ЕАЭС введут новые инструменты мягкого регулирования трансграничных рынков

Совет ЕЭК одобрил введение дополнительных инструментов

Фото: eurasioncomission.org

Совет ЕЭК одобрил годовой отчет Евразийской экономической комиссии о состоянии конкуренции на трансграничных рынках и мерах, принимаемых в Союзе по пресечению нарушений общих правил конкуренции. Он будет опубликован на сайте Евразийского экономического союза после его утверждения Высшим Евразийским экономическим советом 19 мая этого года, сообщает пресс-служба ЕЭК.

В отчете за 2019 год отмечено, что в Союзе «ведется последовательная работа по устранению барьеров на пути движения товаров, все больше рынков становятся общими и открытыми для предпринимателей». В этой связи важным элементом защиты их прав является деятельность Комиссии по развитию и защите конкуренции на трансграничных рынках на территории двух и более государств-членов ЕАЭС.

В документе выделены приоритетные направления работы ЕЭК в этой сфере. Одно из них связано с контролем за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках. В минувшем году Комиссия рассмотрела 17 заявлений по признакам нарушений общих правил. Самые распространенные – злоупотребление доминирующим положением и недобросовестная конкуренция. Антимонопольный блок Комиссии провел девять расследований и рассмотрел восемь дел по фактам таких нарушений.

Однако существуют случаи, при которых расследования и возбуждения дел можно избежать. Механизм «мягкого регулирования» появился в праве Союза относительно недавно, но уже в минувшем году Комиссия разработала семь предложений по устранению нарушений правил конкуренции на различных рынках ЕАЭС. По словам министра по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Серика Жумангарина, «это позволяет сместить акценты с наказания на превентивные меры, которые обеспечивают создание конкурентных условий на трансграничных рынках Союза».

Другое направление работы – постоянный мониторинг цен на ряд товаров, при импорте которых применяется антидемпинговая пошлина. Он помогает защитить интересы потребителей и производителей, соблюсти равные конкурентные условия для всех игроков рынка.

Еще одно важное направление – повышение прозрачности работы ЕЭК в этой сфере, чему в немалой степени способствует внедрение информационных технологий. В ноябре прошлого года Коллегия Комиссии приняла правила, обеспечивающие обмен документами и сведениями между ЕЭК и уполномоченными органами союзных стран по вопросам конкуренции и антимонопольного регулирования в электронном формате.

Принятию этого решения предшествовала поэтапная совместная работа Комиссии и государств-членов. В результате сформирован общий процесс автоматизированного обмена данными при контроле за соблюдением правил конкуренции на трансграничных рынках и национального конкурентного законодательства. Он помогает контролировать вопросы введения государственного ценового регулирования. Тестирование информационной системы с целью отработки всех элементов взаимодействия запланировано на нынешний год.

Совместно с государствами Союза Комиссия продолжает совершенствовать законодательство ЕАЭС. В частности, подготовила дополнительные инструменты «мягкого регулирования» – предупреждения и предостережения.

Предупреждение будет выдаваться на стадии рассмотрения заявления (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках юридическим и физическим лицам, а также некоммерческим организациям, если в их действиях усматриваются признаки нарушения общих правил конкуренции.

Предостережение будет направляться Комиссией при выявлении публичного заявления должностного лица хозяйствующего субъекта или физического лица о планируемом поведении на трансграничном рынке (намерения), если такое поведение (намерение) может привести к нарушению общих правил конкуренции на трансграничных рынках, и при этом отсутствуют основания для проведения расследования.

Планируемые изменения законодательства в октябре 2019 года одобрены Высшим Евразийским экономическим советом и сейчас находятся на ратификации в странах Союза.

banner_wsj.gif

Что кроме еды заказывали казахстанцы в карантин

Онлайн-ретейлеры собрали весенний урожай

Фото: Shutterstock/JP WALLET

Карантин вынудил казахстанцев покупать больше товаров онлайн. Многие магазины ожидают прироста доли продаж в интернете и после возвращения к нормальной жизни. 

Число заказов на marwin.kz, meloman.kz и komfort.kz в марте-апреле выросло почти втрое, сообщили «Курсиву» в пресс-службе группы компаний «Меломан». 

За время карантина двукратный рост показало количество посещений онлайн-площадки сети магазинов электронной и бытовой техники «Мечта». «При этом сильно возросла конверсия, примерно на 500% к прошлому году в количестве заказов. Людям, невзирая ни на что, всегда нужна новая техника», – отметил руководитель интернет-магазина «Мечта» Толеген Ахметов

Продажи WildBerries в Казахстане год к году выросли в три раза в деньгах и в два раза в штуках в марте, а по итогам апреля – более чем в два раза в натуральном выражении и почти вдвое – в деньгах, сообщили в пресс-службе. 

Что в ходу 

В «Меломане» отметили значительный рост спроса на детские игрушки, товары для семейного досуга и творчества – настольные игры, компьютерные игры, художественные материалы, картины по номерам, рукоделие, различные аксессуары для творчества. На площадке komfort.kz был рост продаж строительных и отделочных материалов. 

Клиенты WildBerries во время карантина в основном отдавали предпочтение товарам fashion-категории (одежда, обувь, белье и аксессуары), а также товарам для красоты, дома, спорта и продуктам питания. 

Смартфон и до, и во время карантина оставался самым популярным товаром на сайте сети «Мечта». Также высокий спрос отмечался на ноутбуки в связи с переходом многих казахстанцев на удаленный формат работы и учебы. 

Взрывной рост показали и товары по уходу за вещами: от стиральных машин до утюгов и гладильных досок, а также товары для приготовления пищи: блендеры, настольные грили, мультиварки, микроволновые печи и прочие. Повышенным спросом пользовались пылесосы и триммеры для стрижки волос. 

Шире круг 

Все опрошенные магазины отметили активный приток онлайн-шоперов во время карантина, при этом многие из новых покупателей – старше 45 лет. «Приток клиентов безусловно наблюдался. Если посмотреть в разрезе сегментов, то 45–54 года и 55–64 года выросли сильнее, чем основной сегмент 18–44 года. Но в целом доля сегментов старше 45 лет осталась невелика – порядка 14%», – отметили в ГК «Меломан». 

Увеличение числа новых покупателей WildBerries в Казахстане в апреле составило 629% год к году, а в мае – 745%. «Так же, как и в других странах, мы связываем такой интенсивный рост с тем, что к шопингу в онлайне приобщается все больше жителей страны, в том числе людей из малых и средних населенных пунктов, а также категория покупателей старшего поколения в возрасте 55+», – сообщили в пресс-службе компании.

Сооснователь сервиса по продаже билетов Ticketon.kz Константин Горожанкин констатировал увеличение числа клиентов старшего возраста и до карантина. «В последние месяцы у нас больше всего показывала рост аудитория 65+. Молодое поколение, которое, условно, вышло из институтов сегодня или в последние пять лет, уже без интернета себя не мыслит и практически всё в интернете делает. А более старшее поколение постепенно туда приходит», – сказал Горожанкин. 

Такая тенденция отмечалась не везде. К примеру, наиболее активными пользователями интернет-магазина «Мечта» во время карантина были женщины в возрасте от 25 до 44 лет. 

Практика аврала 

«Меломану» пришлось втрое увеличить штат сборщиков заказов, курьеров и операторов колл-центра, переведя на эту работу сотрудников из офлайна. Также компания во время карантина запустила экспресс-доставку, а в колл-центре стали использовать робота-оператора. 

Руководство сети «Мечта» тоже перевело часть штата из офлайн-магазина в онлайн. «Огромная нагрузка легла на интернет-магазин, так как это был единственный канал сбыта. Мы вовремя приняли решение обучать наших розничных продавцов работать в колл-центре, то есть консультанты становились операторами», – рассказал Толеген Ахметов. Резкий рост спроса на онлайн-покупки и курьерскую доставку в особенности побудил WildBerries увеличить количество сотрудников в Казахстане на 75%, в частности курьеров – более чем в 1,5 раза, сообщили в пресс-службе.

Что дальше 

Прирост сегмента онлайн-продаж безусловно будет, в том числе за счет тех покупателей, которые только познакомились с возможностью онлайна, полагают в «Меломане». «При этом скачкообразный рост онлайн-продаж на 30–40% за три месяца вернется, скорее всего, к стандартному росту в 20–25% в год», – отметили в пресс-службе.
 
В сети «Мечта» также ожидают ускорения роста доли онлайн-продаж. «Карантин стал неким тест-драйвом для всех. Думаю, что первое время будет небольшой спад в онлайне, так как после карантина хочется погулять и потрогать товар, но когда мы придем к привычной для нас жизни без ограничительных мер, то большинство людей, которые получили положительный опыт при покупке онлайн, будут делать это еще чаще, и тем самым доля онлайна станет расти еще быстрее», – прогнозирует Ахметов. 

Тенденция покупать онлайн в Казахстане сохранится и после снятия карантина, но поведение клиентов изменится, прогнозируют в WildBerries. «Покупатели приобщатся к культуре шопинга в интернете, поняв, что это просто и удобно, потому что совершать покупки можно в любое время прямо с телефона, а «бесконечная витрина» интернет-магазинов дает широкий выбор и возможность подобрать наиболее подходящий товар», – отметили в компании. «В ближайшее время потребители будут разумно подходить к покупкам, делать выбор в пользу товаров первой необходимости и снизят свои расходы на дорогостоящие вещи и предметы роскоши», – полагают в WildBerries.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png