Перейти к основному содержанию
21866 просмотров

Почему не удается запустить кремниевый завод в Казахстане 

Инвестиции не окупали себя вследствие больших неоправданных закупок

Фото: MetalMiningInfo.kz

Карагандинский кремниевый завод снова приостановил работу. Официальная причина – падение цен на кремний на мировом рынке. Эксперты высказывают по этому поводу противоречивые мнения.  

В начале 2020 года Карагандинский кремниевый завод ТОО «Тау-Кен Темир» снова остановился. Предприятие выпускало металлургический кремний с чистотой не менее 98,5%. Его применяют при выплавке электротехнических и жаростойких сталей и различных сплавов цветных металлов. В качестве основного сырья завод использовал жильный кварц с месторождения Актас в Карагандинской области. Готовая продукция полностью уходила на экспорт в Россию, Германию, Нидерланды и США. 

Товар подешевел 

«Предприятие законсервировали в связи с убыточностью. На протяжении второго полугодия 2019 года кремний значительно дешевел. В результате котировки на европейском и американском рынках снизились на 60-70% (январь – $1893, ноябрь – $1267)», – сообщили Kursiv.kz в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) РК.  

В национальной горнорудной компании «Тау-Кен Самрук», которой принадлежит предприятие, пояснили, что кремний является одним из важнейших материалов при производстве сплавов и изделий из вторичного алюминия и используется в качестве легирующего элемента в автопроме и строительстве. Цены на кремний тесно сопряжены с котировками на вторичный алюминий и имеют идентичную динамику. Из-за торгового конфликта, приведшего к взаимным санкциям, сбыт алюминиевого лома, поставляемого из США в Китай, резко сократился, что стало причиной перенасыщения американского рынка алюминиевого лома.  

«Кроме того, наблюдается негативная динамика автопрома, как в США, так и в Евросоюзе. Соответственно, металлургический сектор испытывает сложности в коммерческом и экономическом плане», – отметили в компании.  

В 2018-2019 годах национальная компания пыталась продать завод. Поступили предложения от турецкой, немецкой, российской, арабских и казахстанской компаний. В сентябре прошлого года были проведены переговоры с турецким Yildirim Holding. Стороны даже подписали меморандум, согласно которому иностранный партнер обещал выкупить в течение 5-7 лет завод и месторождение кварца, заплатив $50 млн. В настоящее время стороны еще не пришли к окончательному соглашению.  

«Учитывая стартовые позиции начатых переговоров и вложенные инвестиции в завод, последняя цена, предложенная в сумме $15 млн, не отвечает интересам АО «НГК «Тау-Кен Самрук». Поэтому материнская компания продолжает переговоры с потенциальными покупателями, чтобы получить наиболее выгодное коммерческое предложение», – уточнили в МИИР.  

Проблемный актив 

Впервые Карагандинский кремниевый завод запустили в 2010 году. Изначально он принадлежал ТОО «Silicium Kazakhstan», учредителем которого наряду с двумя другими юридическими лицами являлась российская группа компаний «Титан» во главе с братьями Александром и Михаилом Сутягинскими. Спустя два года после ввода в эксплуатацию предприятие остановилось из-за неисполнения финансовых обязательств перед АО «Банк Развития Казахстана» (БРК) и задолженности перед поставщиками электроэнергии. Долг акционеров составил $230 млн. 

Проблемный актив перешел во владение БРК, а в последующем – АО «Инвестиционный фонд Казахстана». Для дальнейшего управления кремниевым заводом фонд создал компанию «Кремний Казахстана». В 2015 году национальная компания «Тау-Кен Самрук» за 13,6 млрд тенге приобрела 100% долю участия в уставном капитале ТОО «Кремний Казахстана», обязуясь всю сумму выплатить в течение 9 лет. 

В 2016 году в «Тау-Кен Самрук» произошла реорганизация. На основе решения совета директоров ТОО «Кремний Казахстана» объединили с ТОО «Тау-Кен Темир», в результате чего первая была исключена из государственного регистра.  

В 2014 году завод запустили повторно. Была введена в эксплуатацию вторая рудотермическая печь, которая должна была помочь увеличить мощность предприятия почти вдвое – до 25 тыс. т. Однако за шесть лет оно так и не достигло этого показателя.  

Наименьшее количество кремния тут выпустили в 2014 году – 1,8 тыс. т, наибольшее – в 2016-м – 19,3 тыс. т. В остальное время производство держалось на средней отметке в 14,5 тыс. т продукции в год. Всего за 2014-2018 годы общая выручка компании превысила 36 млрд тенге. За этот же период «Тау-Кен Самрук» инвестировал в предприятие около 16,4 млрд тенге. 

Сегодня в работоспособном состоянии завод поддерживают несколько десятков работников. До сокращения штата здесь трудилось 380 человек.  

Поменять профиль 

По мнению Хондамира Юлдашева, директора ТОО «Стекло К» – производителя силикомарганца и ферромарганца, важную роль в остановке карагандинского предприятия сыграл слабый менеджмент. Инвестиции не окупали себя вследствие больших неоправданных закупок, отрицательно сказывающихся на себестоимости конечной продукции. Чтобы реанимировать предприятие, необходимо передать его в частные руки и перепрофилировать на выпуск ферросплавов.  

Четыре года назад бизнесмен купил в Шымкенте предприятие, где прежние владельцы пытались производить высокочистый технический кремний. Первым делом новый хозяин завода изменил направление производства.

«Для выпуска металлургического кремния необходим четкий контроль качества сырья и выдержки технологий. Неисполнение этих требований в лучшем случае грозит выпуском бракованной партии, в худшем – остановкой печи. Для ее перезапуска будут необходимы взрывные работы и замена всей футеровки, что чревато большими финансовыми потерями», – объясняет предприниматель. 

В этом смысле процесс производства ферросплавов, где кремний не является ведущим элементом, менее трудоемкий. Данные нюансы понимает частный бизнес, который заинтересован в эффективной работе контролируемых предприятий, считает Юлдашев. 

Экономист Айдархан Кусаинов, напротив, полагает, что государство может быть эффективным менеджером: стандартные процедуры корпоративного управления применимы к предприятиям любой формы собственности.  

Эксперт воздержался от комментариев по поводу остановки кремниевого завода Караганды. Однако отметил, что, вероятнее всего, значительную роль в этом сыграла конъюнктура мирового рынка. 

«Посмотрите, что произошло с месторождениями после падения цен на нефть. Некоторые из них вывели из эксплуатации, причем не только в нашей стране, но и во всем мире», – провел аналогию Кусаинов.  

Кремний исправленный.png

banner_wsj.gif

Что кроме еды заказывали казахстанцы в карантин

Онлайн-ретейлеры собрали весенний урожай

Фото: Shutterstock/JP WALLET

Карантин вынудил казахстанцев покупать больше товаров онлайн. Многие магазины ожидают прироста доли продаж в интернете и после возвращения к нормальной жизни. 

Число заказов на marwin.kz, meloman.kz и komfort.kz в марте-апреле выросло почти втрое, сообщили «Курсиву» в пресс-службе группы компаний «Меломан». 

За время карантина двукратный рост показало количество посещений онлайн-площадки сети магазинов электронной и бытовой техники «Мечта». «При этом сильно возросла конверсия, примерно на 500% к прошлому году в количестве заказов. Людям, невзирая ни на что, всегда нужна новая техника», – отметил руководитель интернет-магазина «Мечта» Толеген Ахметов

Продажи WildBerries в Казахстане год к году выросли в три раза в деньгах и в два раза в штуках в марте, а по итогам апреля – более чем в два раза в натуральном выражении и почти вдвое – в деньгах, сообщили в пресс-службе. 

Что в ходу 

В «Меломане» отметили значительный рост спроса на детские игрушки, товары для семейного досуга и творчества – настольные игры, компьютерные игры, художественные материалы, картины по номерам, рукоделие, различные аксессуары для творчества. На площадке komfort.kz был рост продаж строительных и отделочных материалов. 

Клиенты WildBerries во время карантина в основном отдавали предпочтение товарам fashion-категории (одежда, обувь, белье и аксессуары), а также товарам для красоты, дома, спорта и продуктам питания. 

Смартфон и до, и во время карантина оставался самым популярным товаром на сайте сети «Мечта». Также высокий спрос отмечался на ноутбуки в связи с переходом многих казахстанцев на удаленный формат работы и учебы. 

Взрывной рост показали и товары по уходу за вещами: от стиральных машин до утюгов и гладильных досок, а также товары для приготовления пищи: блендеры, настольные грили, мультиварки, микроволновые печи и прочие. Повышенным спросом пользовались пылесосы и триммеры для стрижки волос. 

Шире круг 

Все опрошенные магазины отметили активный приток онлайн-шоперов во время карантина, при этом многие из новых покупателей – старше 45 лет. «Приток клиентов безусловно наблюдался. Если посмотреть в разрезе сегментов, то 45–54 года и 55–64 года выросли сильнее, чем основной сегмент 18–44 года. Но в целом доля сегментов старше 45 лет осталась невелика – порядка 14%», – отметили в ГК «Меломан». 

Увеличение числа новых покупателей WildBerries в Казахстане в апреле составило 629% год к году, а в мае – 745%. «Так же, как и в других странах, мы связываем такой интенсивный рост с тем, что к шопингу в онлайне приобщается все больше жителей страны, в том числе людей из малых и средних населенных пунктов, а также категория покупателей старшего поколения в возрасте 55+», – сообщили в пресс-службе компании.

Сооснователь сервиса по продаже билетов Ticketon.kz Константин Горожанкин констатировал увеличение числа клиентов старшего возраста и до карантина. «В последние месяцы у нас больше всего показывала рост аудитория 65+. Молодое поколение, которое, условно, вышло из институтов сегодня или в последние пять лет, уже без интернета себя не мыслит и практически всё в интернете делает. А более старшее поколение постепенно туда приходит», – сказал Горожанкин. 

Такая тенденция отмечалась не везде. К примеру, наиболее активными пользователями интернет-магазина «Мечта» во время карантина были женщины в возрасте от 25 до 44 лет. 

Практика аврала 

«Меломану» пришлось втрое увеличить штат сборщиков заказов, курьеров и операторов колл-центра, переведя на эту работу сотрудников из офлайна. Также компания во время карантина запустила экспресс-доставку, а в колл-центре стали использовать робота-оператора. 

Руководство сети «Мечта» тоже перевело часть штата из офлайн-магазина в онлайн. «Огромная нагрузка легла на интернет-магазин, так как это был единственный канал сбыта. Мы вовремя приняли решение обучать наших розничных продавцов работать в колл-центре, то есть консультанты становились операторами», – рассказал Толеген Ахметов. Резкий рост спроса на онлайн-покупки и курьерскую доставку в особенности побудил WildBerries увеличить количество сотрудников в Казахстане на 75%, в частности курьеров – более чем в 1,5 раза, сообщили в пресс-службе.

Что дальше 

Прирост сегмента онлайн-продаж безусловно будет, в том числе за счет тех покупателей, которые только познакомились с возможностью онлайна, полагают в «Меломане». «При этом скачкообразный рост онлайн-продаж на 30–40% за три месяца вернется, скорее всего, к стандартному росту в 20–25% в год», – отметили в пресс-службе.
 
В сети «Мечта» также ожидают ускорения роста доли онлайн-продаж. «Карантин стал неким тест-драйвом для всех. Думаю, что первое время будет небольшой спад в онлайне, так как после карантина хочется погулять и потрогать товар, но когда мы придем к привычной для нас жизни без ограничительных мер, то большинство людей, которые получили положительный опыт при покупке онлайн, будут делать это еще чаще, и тем самым доля онлайна станет расти еще быстрее», – прогнозирует Ахметов. 

Тенденция покупать онлайн в Казахстане сохранится и после снятия карантина, но поведение клиентов изменится, прогнозируют в WildBerries. «Покупатели приобщатся к культуре шопинга в интернете, поняв, что это просто и удобно, потому что совершать покупки можно в любое время прямо с телефона, а «бесконечная витрина» интернет-магазинов дает широкий выбор и возможность подобрать наиболее подходящий товар», – отметили в компании. «В ближайшее время потребители будут разумно подходить к покупкам, делать выбор в пользу товаров первой необходимости и снизят свои расходы на дорогостоящие вещи и предметы роскоши», – полагают в WildBerries.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png