Перейти к основному содержанию
5147 просмотров

Как службы доставки готовой еды зарабатывают во время карантина

И какие дополнительные несут расходы

Фото: Офелия Жакаева

Службы доставки готовой еды в условиях карантина стали единственным связующим мостиком между ресторанами и их клиентами. Kursiv.kz опросил ведущих участников этого рынка о том, что происходит со спросом, как меняются условия работы и поведение клиентов в новых условиях.

Среднее число обращений в службу доставки в марте 2020 года по сравнению с предыдущим месяцем выросло на 23,5% - такие данные приводит директор Chocofood.kz Николай Щербак. По городам картина выглядит так: в Нур-Султане рост составил 51%, в Караганде - 56%, в Шымкенте - 35%, в Актау -  41%.

Если изучить мартовские показатели более внимательно, можно увидеть, что  во второй половине месяца (как раз после введения чрезвычайных мер) число заказов сократились на 2,79% по сравнению с показателями первой половины месяца. И этому две основных причины – во-первых, из-за карантина в Алматы и Нур-Султане закрылось 40% ресторанов. Во-вторых - люди в марте тратили деньги на закупку запаса продуктов длительного хранения. Сервис Chocofood.kz, учитывая происходящее, отключил все клиентские акции и сконцентрировался на расширении существующей зоны доставки.

В начале апреля ситуация изменилась –теперь в службе доставки фиксируется рост обращений на 15%. Возможно, что этому способствует желание горожан разнообразить свое меню на карантине.

Средний чек заказа, по данным Chocofood.kz, в апреле не изменился - он по-прежнему равен 4 700 тг. Цены на 10-15% повысили только 10% продолживших работу ресторанов.

Закрытие Алматы и Нур-Султана на карантин оставило сервис Chocofood.kz без примерно пятой части райдеров, живущих за пределами карантинной зоны. Но проблему решили быстро – на рынке труда появилось много свободных рук, так что сейчас служба доставки полностью укомплектована. 

Фонд помощи для курьеров

В Яндекс.Такси с конца февраля фиксируют стабильный рост спроса на доставку еды в обоих городах присутствия: Алматы и Нур-Султане. Например, за прошедшую неделю спрос на услугу вырос на 30%, говорит Динара Алиева, менеджер международного развития фудтех-направления Яндекс.Такси. Средний чек по сравнению с февралем увеличился на 15%.

По оценке Алиевой, за последнее время в Казахстане в четыре раза выросло число заявок на подключение от кафе и ресторанов, поэтому сервис запустил ускоренную процедуру обработки таких заявок.

Доставка стала серьезным драйвером роста отрасли такси, считает исполнительный директор Яндекс.Такси по развитию рынков Центральной Азии Тамирлан Шапиев, он сообщил, что в развитие сервиса запланированы дополнительные инвестиции.

Сервис Яндекс.Такси также запустил фонд финансовой помощи более чем на $6 млн. Этот фонд создан для поддержки водителей и курьеров, заболевших коронавирусом или отправленных на карантин из-за контактов с заболевшим, заявил генеральный директор сервиса Яндекс.Такси в СНГ и EMEA Арам Саргсян.

Программа помощи распространяется на всех, кто работает с сервисом регулярно и выполняет заказы хотя бы пару часов в день. Размер финансовой поддержки зависит от истории выполненных заказов - в день он составит половину чистого среднего суточного дохода за последние полгода. Выплачивать такую помощь будут из расчета 14 дней болезни или карантина. 

Доставка из супермаркетов и аптек – тоже в тренде

Сервис Glovo наблюдает прирост числа пользователей в приложении - скачивания выросли в 2 раза, сервис по этому показателю стал лидером рынка, говорит Карим Богуспаев, генеральный директор Glovo в Казахстане. Заказ еды из ресторанов сохранил первое место по результатам запросов пользователей в приложении – более 80%. Второй по популярности категорией является заказ продуктов питания из супермаркетов – 10,2%, это вчетверо больше, чем до введения режима ЧП. По этой категории компания ожидает прирост на 10%. Остальные категории составляют менее 4% от общего числа заказов.

С переходом на карантин у сервиса изменился состав гловеров (курьеров) – заметно сократилась доля студентов. Поскольку у гловеров гибкий график работы, процесс набора курьеров в компанию можно назвать беспрерывным. Тренинговые сессии для новичков переведены на специальную онлайн-платформу, рабочий инвентарь для успешно сдавших экзамены отправляется через курьеров компании.

В Glovo отмечают изменение покупательского поведения. До карантина можно было четко проследить пиковые дни заказов, которые приходились, как правило, на выходные дни - с пятницы по воскресенье. С началом карантина в Алматы и Нур-Султане количество заказов в приложении с понедельника по пятницу выросло на 5-6%. С введением карантина в Шымкенте и запуском бесплатной доставки товаров из аптек и супермаркетов в Алматы цифра возросла на 10-12%. Число безналичных платежей увеличилось на 7%.

banner_wsj.gif

1188 просмотров

Цифровое приложение «Бубука» меняет правила игры на рынке авторских прав

Почему так происходит

Фото: Shutterstock

В Казахстане готовится к запуску платформа, которая обеспечит авторам произведений, звучащих в цифровом пространстве – от телевидения и радио до интернет-трансляций, – справедливое получение роялти. Платформа называется YOGA, и это расширение сервиса «Бубука», который уже два года служит инструментом справедливой монетизации авторских прав на музыкальном рынке страны. Подробности «Курсиву» раскрыл эксперт в области авторского права и соинвестор проекта Темирлан Тулегенов.

Сколько стоит серый музыкальный рынок

По оценке Тулегенова, годовой оборот серого рынка музыкальной индустрии страны составляет как минимум $30 млн. Музыкальная индустрия в Казахстане устроена таким образом, что не обеспечивает справедливого вознаграждения авторам исполняемых произведений.

В США и странах Европы эту работу проводят музыкальные издательства и лейблы. Они прямо заинтересованы в точном учете каждого случая использования произведений и получении вознаграждения за это.

В Казахстане защита авторских прав возложена на так называемые авторские общества, соответствующий закон вышел в 1996 году. Государство наделило эти объединения правом контроля за случаями некоммерческого использования музыки и выплаты справедливого гонорара авторам произведений.

Не имея инструментов оценки рынка музыки и контроля за использованием произведений, авторские общества, по оценке Темирлана Тулегенова, «занялись террором малого и среднего бизнеса». Они добивались от коммерческих заведений заключения договоров, которые обеспечивали ежемесячные сборы за звучание музыкальных фонограмм.

Госаккредитацию в итоге получили девять обществ по авторским и смежным правам. Несмотря на законодательно разработанные тарифы, конкуренция между ними привела к тому, что общества стали демпинговать и это обесценило владение интеллектуальной собственностью в стране.

С перераспределением этих денег в пользу авторов тоже не сложилось – аудит одного из обществ по авторским и смежным правам показал злоупотребления на 1,2 млрд тенге. Есть пример выплаты гонорара в 13 млн тенге за написанную директором книгу. Еще один такой директор получил из авторского фонда 45 млн тенге за посты в соцсетях.

«Цифра» меняет все

В похожей ситуации находится все творческое пространство СНГ. Российский сервис «Бубука» стал попыткой упорядочить отношения на этом рынке.

Суть сервиса, как и в знакомых инструментах воспроизведения музыки Deezer или Яндекс.Музыка, в том, что оплата ежемесячной подписки дает клиенту доступ к десяткам миллионов треков. «Бубука» же предоставляет право использовать музыку в коммерческих заведениях. Соответственно, оплата за пользование выше – в Казахстане ежемесячный платеж составляет минимум 8 тыс. тенге.

Пользователь получает право использования музыкальных произведений, собранных в тематические сборники для торговых залов, кафе, ресторанов, кофеен, салонов красоты, спортивных залов и так далее. Они подбираются в соответствии с данными маркетинговых исследований о влиянии музыки на потребителя.

Клиент вправе собрать плейлист по собственному усмотрению, но только из тех композиций, с авторами которых «Бубука» заключила договор на коммерческое использование. Сейчас легальный контент «Бубуки» состоит более чем из 150 тыс. музыкальных произведений.

Чем больше коммерческих клиентов у приложения, тем выше вероятность воспроизведения отдельного произведения. Авторские роялти, согласно договору с «Бубукой», составляют от 0,1 до 0,15 российского рубля за одно исполнение на одном объекте. Сервис мгновенно посылает автору произведения название трека, геолокацию места звучания и делает перевод денег на его цифровой кошелек.

Первым казахстанским автором, заключившим авторский договор с «Бубукой», стал Айдос Сагат, лидер группы «Уркер». В разговоре с «Курсивом» он отметил оперативность приложения и прозрачность получения вознаграждения.

Платформа YOGA станет следующим шагом в развитии цивилизованного музыкального рынка. Она будет анализировать любые фонограммы, звучащие в онлайн-пространстве и караоке. Сейчас в цифровой потоковый формат переведены даже такие привычные средства общественной коммуникации, как телевидение и радио, что облегчает анализ звучащих программ. Значит, прозрачности в распределении доходов музыкальной индустрии будет больше.

WhatsApp Image 2020-05-20 at 20.37.32.png

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png