Перейти к основному содержанию
403 просмотра

Как преодолеть конфликт машин и людей 

Рассказывает управляющий директор Accenture в России и Казахстане 

Фото: Shutterstock

Менеджеры предприятий Казахстана видят роль технологий в развитии бизнеса так же, как их коллеги в других странах. Но есть области, которым в республике уделяется повышенное внимание.  

Облик бизнеса определяют технологии. Но чтобы бизнес мог извлекать максимум пользы из инноваций, менеджменту предстоит переосмыслить взгляды на взаимодействие людей и машин: противоречий накопилось уже достаточно. Растет диссонанс между интересами потребителей, потенциалом технологий и бизнес-амбициями. Сохранение текущего статус-кво приведет только к росту раздражения потребителей и потерям бизнеса. Так cчитают авторы исследования TechnologyVision 2020, проведенного Accenture. 

Участниками масштабного опроса, проведенного в более чем 20 странах, стали несколько сотен руководителей компаний из разных отраслей. Казахстан представляли 50 менеджеров предприятий финансовой сферы, страхования, энергетики и металлургии. Исследователи задали респондентам вопросы, позволяющие раскрыть отношение к пяти ключевым технологическим проблемам, стоящим перед бизнесом, и, если брать шире - перед обществом в целом.  

Анализ ответов показывает: казахстанские руководители, как правило, придерживаются той же точки зрения по отношению к технологиям и путям развития бизнеса, что и их коллеги из других стран. Но есть и отличия, демонстрирующие особенное отношение бизнеса республики к ключевым вопросам технологического развития.  

«Очеловечивание» технологий 

Технологии стали неотъемлемой частью человеческого опыта. С этим согласились 83% опрошенных руководителей (среди респондентов из Казахстана этот показатель несколько меньше - 78%). Очевидность роли технологий подтверждают и потребители. Из 2 тыс. человек, опрошенных Accenture по всему миру, 52% считают, что технологии прочно вошли практически во все аспекты их повседневной жизни, а еще 19% и вовсе рассматривают технологии как продолжение самих себя. 

Солидарны предприниматели Казахстана и остального мира и в отношении к путям дальнейшего развития. Подавляющее большинство участников опроса считает, что для достижения лидерства в новом постцифровом обществе предприятиям необходимо перейти в отношениях со своими заказчиками от клиентской к партнерской модели. При этом изменениям должны подвергнуться и способы взаимодействия людей и технологий, которые предстоит стать более ориентированными на людей.  

Казахстан: повышенное внимание к искусственному интеллекту 

Восприимчивость Казахстана к технологиям демонстрирует и отношение руководителей предприятий республики к искусственному интеллекту (ИИ). Проекты ИИ запускают или внедряют в тестовом режиме 92% предприятий республики (в мире таких компаний заметно меньше – 73%). При этом, согласно ответам респондентов из Казахстана, в подавляющем большинстве случаев внедрение уже осуществлено либо в одном (56%), либо в нескольких (28%) структурных подразделениях.  

К сожалению, несмотря на то, что подавляющее большинство респондентов исследования Accenture из Казахстана (84% против 79% в среднем по миру) признают, что решающее значение для внедрения инноваций в будущем будет иметь взаимодействие между людьми и машинами, технологической квалификации персонала уделяется мало внимания. Только 18% организаций республики готовят персонал к работе с системами на основе технологий ИИ. Эта практика не слишком отличается от мировой. На глобальном уровне подобные меры принимают 23% компаний.  

Зато в Казахстане гораздо чаще, чем в других странах, учитывают необходимость будущего взаимодействия человека и машины при создании систем. Принципы комплексного или человеко-ориентированного проектирования применяют у нас 58% компаний, тогда как в мире таких – только 37%. 

Роботы на свободе 

А вот отношение казахстанских руководителей к проникновению роботов в повседневную деятельность предприятий заметно отличается от среднего по миру. Исследование показывает, что бизнес готов к их активному внедрению. С тем, что робототехника обеспечит возможности для предоставления услуг нового поколения в реальном мире согласно подавляющее большинство опрошенных респондентов из Казахстана – 88% (в среднем по миру с этим согласны 73% респондентов). О готовности начать роботизацию заявили 76% руководителей, причем 28% сообщили о том, что уже используют или планируют использовать роботов в течение ближайшего года, а еще 48% сделают это в течение двух ближайших лет. Всего 2% не планирует воспользоваться плодами роботизации в течение ближайших лет или даже в отдаленной перспективе. В мире же общее число таких респондентов составило целых 20%.     

Более позитивное, чем в остальном мире, отношение к роботам в Казахстане подтверждается и полученной исследователями статистикой. Только 2% руководителей предприятий заявили о том, что на их предприятиях не используются роботы, в то время как в целом по миру доля таких ответов составила 16%. При этом использование роботов в подавляющем большинстве случаев (90% опрошенных респондентов из Казахстана) ограничивается пределами предприятия, и только 8% предприятий позволяют себе «допускать» роботов в неконтролируемые среды. Так же осторожничают и в остальном мире (9% опрошенных). 

Жизнь в эпоху постоянных перемен 

Еще один аспект исследования Accenture затрагивает изменение потребительской модели и отношения к собственности (в том числе – активам предприятий) в эпоху «перманентной бета-версии». Производители ведут доработку и обновление систем многих технических изделий в течение всего их жизненного цикла. Эта проблема касается отнюдь не только цифровых устройств. Она актуальна и для рынков автомобилей, бытовой техники, сложного промышленного оборудования. Более того, при использовании «умных» комплектующих стороннего производителя возникает и проблема их поддержки, которая может оказать прямое влияние на отношение к бренду, выпускающему то или иное изделие. 

Постоянный рост количества обновлений устройств отмечают 94% респондентов исследования из Казахстана. Их необходимость и польза тоже признаются большинством (72%) опрошенных. При этом 47% потребителей предпочли бы приобретать продукты, не требующие обновлений, почти столько же считают, что установка обновлений может привести к возникновению проблем в работе техники. 

Таким образом, потребители пока не совсем готовы к тому, что устройства, находящиеся в их собственности, по-прежнему контролируются производителями. Отметим, что подобное отношение к проблеме «перманентной бета-версии» в Казахстане не слишком отличается от того, что господствует в остальном мире. 

ДНК инноваций 

Подавляющее большинство руководителей компаний в Казахстане уверены: стремительное развитие новых технологий приведет к коренным переменам в их отрасли, а для разработки инноваций предприятиям придется применять новые методы в кооперации с партнерами и сторонними организациями. Наиболее важной областью, задачи которой могут быть решены при помощи исследований, в Казахстане считают энергетику (в мире чаще первой в этом списке называлась такая проблема, как изменения климата). В списке областей жизни и деятельности человека, где наиболее востребованы инновации, называют также устойчивое развитие, обеспечение продовольствием и водой, здоровье и благополучие – особенно актуальные темы сегодня, во время пандемии и глобального экономического кризиса. При этом и казахстанские руководители, и их коллеги в мире считают, что наибольшее влияние на инновационное развитие в их отраслях окажут исследования в области устойчивого развития. Это то, что сегодня нужно всем. 

banner_wsj.gif

1340 просмотров

Почему крупные инвесторы не делают ставку на вакцину от коронавируса

В случае успеха компания-создатель вакцины от коронавируса поможет миллиардам людей

Лаборанты на предприятии Gilead Sciences в Ла-Верн (Калифорния) загружают флаконы с ремдесивиром, 18 марта.
Фото: Gilead Sciences/Reuters

Фармацевтические компании вступили в гонку по разработке лекарства для лечения нового коронавируса, и крупные инвестиционные фирмы делают осторожные ставки на вероятных победителей.

Хедж-фонды и фирмы из сферы венчурных инвестиций, бизнес которых – это прогнозирование будущего компаний и экономик, обретают все большую уверенность в том, что уже скоро исследователи создадут эффективные лекарства для борьбы с пандемией.

И хотя в случае успеха эти усилия могут помочь миллионам и даже миллиардам людей, вероятность того, что акционеры получат значительную прибыль, весьма невысока, утверждают инвесторы. Некоторые даже ставят на понижение цены акций тех фармкомпаний, которые, по их мнению, создают излишнюю шумиху вокруг своих успехов в разработке препаратов против COVID-19.

«Большинство цен на акции не имеет ничего общего с реальностью», – говорит Джозеф Эдельман, глава нью-йоркского хедж-фонда Perceptive Advisors (специализируется на здравоохранении и управляет активами на сумму в $4,2 млрд). Он предлагает обратить внимание, например, на разрыв между стоимостью акций фармацевтической компании Gilead Sciences Inc. и прибылью, которую они могут получить от лекарств и вакцин.

1WSJ копия_page-0001.jpg

В этом году акции компании Gilead выросли на 18,9% благодаря новому противовирусному препарату ремдесивир, который вводится внутривенно и, по последним данным, ускоряет выздоровление пациентов с COVID-19.

Появление новых лекарств всегда сложно предвидеть, но те, кто делает ставку на препараты для лечения коронавируса, сталкиваются с уникальными проблемами. Некоторые из на­иболее инновационных и многообещающих методов лечения еще не проходили клинические испытания. Кроме того, компании вынуждены конкурировать с иностранными государствами и некоммерческими организациями, которые намерены предложить собственные прорывные решения. В случае же успешного создания лекарства или вакцины могут появиться трудности при ценообразовании, производстве и дистрибуции.

Перед инвесторами стоит целый ряд вопросов, например, смогут ли препараты для лечения COVID-19 не только помочь больным, но и защитить от вируса тех, кто еще не заболел, или для этого потребуются другие лекарства? Помогут ли вакцины снизить потребность в длительном лечении? Позволят ли правительства устанавливать компаниям достаточно высокие цены, чтобы они смогли получить ощутимую прибыль?

Управляющий хедж-фондом Glenview Capital Management (специализируется на сфере здравоохранения) Ларри Роббинс не делает ставок на появление возможных лекарств для лечения коронавируса в том числе и потому, что ожидает создания такой вакцины, благодаря которой необходимость даже в самых эффективных лекарствах попросту отпадет.

«С гуманистической точки зрения, мы все хотим появления такого лекарства, но инвесторам нужно быть уверенными в том, что лекарство действует и что его продажи продлятся достаточно долго, чтобы оказать существенное влияние на компанию», – отмечает он.

Акции компании Gilead относятся к числу тех ценных бумаг, о которых инвесторы подумают дважды, прежде чем купить их. По прогнозам, до конца текущего года компания планирует произвести ремдесивир для свыше одного миллиона курсов терапии, и прибыль от годовых продаж препарата может составить несколько миллиардов долларов. Если Gilead сумеет разработать ингаляционную версию препарата либо другие альтернативные введению внутривенно варианты, популярность ремдесивира может возрасти еще больше, утверждают оптимистично настроенные инвесторы.

Однако тот факт, что компания пообещала безвозмездно передать госпиталям 1,5 млн доз препарата для лечения COVID-19, а также то, что стоимость лекарства в дальнейшем пока неизвестна, вызвали вопросы по поводу ожидаемой прибыли. В прошлом Gilead уже подвергался критике за высокую стоимость своих препаратов для лечения ВИЧ и гепатита. Компании может оказаться непросто удержать цену на ремдесивир, особенно если принять во внимание пуб­личную критику высоких цен на лекарства со стороны президента Дональда Трампа.

В случае если стоимость одного курса лечения от Gilead, как это предсказывают инвесторы, составит $4 тыс., то прибыль может достичь $4 млрд. Но эта цифра намного меньше добавленной рыночной стоимости за этот год и не учитывает расходы на разработку препарата – они, по самым приблизительным оценкам, могли составить $1 млрд, что негативно отразится на любой прибыли.

Кроме того, некоторые инвесторы, занимающие медвежьи позиции, все еще не убеждены в эффективности ремдесивира.

«Даже если лекарство будет иметь посредственную эффективность, его все равно будут назначать, однако Gilead не сможет на этом много заработать», – говорит доктор Джозеф Лоулер, руководитель хедж-фонда JFL Capital Management, который торгует на понижение, то есть делает ставку против Gilead.

Как сообщил официальный представитель Gilead, фармацевтическая компания еще не определилась с конечной стоимостью ремдесивира.

«На данный момент мы сосредоточены на том, чтобы обес­печить доступ к ремдесивиру на бесплатной основе в рамках акции по безвозмездной передаче лекарства. После этого мы намерены обеспечить доступ к ремдесивиру как для правительств, так и для пациентов по всему миру», – заявил он.

По мнению Лусианы Борио, ранее занимавшей пост главы комитета по обеспечению медицинской готовности к ЧС и биологической защите Совета национальной безопасности США, эффективные препараты, скорее всего, будут разработаны небольшими частными компаниями, а не публичными игроками, чьи акции торгуются на бирже. И это еще один вызов для инвесторов.

«Для технологий, которые являются по-настоящему инновационными и прорывными, появляется возможность привлечь финансирование и получить выгоду, заключив соглашение о партнерстве», – говорит Борио.

Некоторые инвесторы больше сосредоточены на препаратах, которые могут помочь не только тем, кто уже заболел, но и предотвратить само заражение вирусом, что потенциально является намного более крупным рынком. Эти инвесторы делают ставку на терапию антителами, вырабатываемыми иммунной системой организма. Такие антитела способны блокировать шиповидный белок коронавируса, предотвращая заражение здоровых клеток.

Управляющий фондом Perceptive г-н Эдельман владеет акциями компании Regeneron Pharmaceuticals Inc. – лидера в области терапии антителами. Компания использует метод с моноклональными антителами, при котором ученые отбирают наиболее сильные антитела у переболевших коронавирусом пациентов или, как в случае с Regeneron, у мышей, которым была привита иммунная система человека, а затем клонирует их и делает лекарства.

В начале лета Regeneron планирует приступить к клиническим испытаниям. Компания намерена производить сотни тысяч доз препарата ежемесячно, начиная  с конца августа.

Роберт Нельсен, один из руководителей фирмы Arch Venture Partners, которая занимается венчурным инвестированием и в прошлом уже делала успешные ставки на иммунотерапию рака, в настоящее время оказывает поддержку компании VIR Biotechnology Inc., планирующей этим летом провести клинические испытания собственной моноклональной терапии антителами.

«Я тороплю их каждый день. Мы не знаем, каким будет вирус этой осенью – слабее, сильнее или точно таким же, как сейчас. В 1918 году вторая волна вируса была более сильной,  поэтому мы должны быть к этому готовы», – считает Нельсен.

В этом году акции Regeneron выросли в цене на 52%, обеспечив компании прирост рыночной стоимости на $23 млрд. Рост акций VIR достиг 148% и обеспечил прирост рыночной капитализации на $2,3 млрд.

Есть инвесторы, которые полагают, что разработка вакцины может негативно отразиться на акциях этих компаний. Однако, по мнению Нельсена, для поиска вакцины исследователям может потребоваться гораздо больше времени, чем это ожидалось ранее, что создает огромный рынок для лечения антителами.

«Вакцины никогда не бывают эффективными на все сто процентов, поэтому терапия антителами может иметь ключевое значение в профилактике повторной волны заражений», – утверждает он.

Одна из инвестиционных стратегий, нацеленная на достижение высокой прибыли, но сопряженная с высоким риском, – это покупка акций небольших компаний с хорошим потенциалом роста. И Эдельман, и Нельсен владеют крупными пакетами акций малоизвестной биотехнологической компании VBI Vaccines Inc., которая заявляет о нестандартном подходе к разработке вакцин. На момент закрытия торгов в прошлый четверг ее акции продавались по цене $2,07.

Спрогнозировать, какая именно вакцина окажется победителем, возможно, даже сложнее, чем сделать то же самое для лекарств от коронавируса. По ряду показателей пока лидируют китайские компании и группа исследователей Оксфордского университета. Некоторые компании утверждают, что будут распространять разработанную ими вакцину по себестоимости, что может негативно отразиться на прибыли других игроков. Тем не менее потенциальный рынок огромен. Часть инвесторов уверена, что для удовлетворения глобального спроса потребуется несколько видов вакцин. К примеру, недорогой вариант для молодых, более крепких, людей и более мощный препарат для тех, чей иммунитет серьезно ослаблен.

2WSJ копия_page-0001.jpg

Наибольший ажиотаж среди производителей вакцин вызвала компания Moderna Inc. После начала клинических испытаний на людях акции компании выросли на 230%. Стратегия Moderna заключается в создании вакцины с использованием генетической последовательности вируса, а не фактического генетического материала. Компания использует запрограммированный материал, так называемую матричную рибонуклеиновую кислоту (мРНК) с целью направить работу иммунной системы пациента на выработку антител, способных бороться с коронавирусом.

По словам Энтони Фаучи, директора американского Нацио­нального института аллергии и инфекционных заболеваний, этот метод просто поразительный, и он может позволить наладить быстрое производство вакцины. Над разработкой мРНК вакцины также работают Pfizer и немецкая компания BioNTech.

В то же время аналитики отмечают, что технология мРНК весьма дорогостоящая и ранее никогда не применялась для производства одобренных лекарств или вакцин. Уже сегодня рыночная стоимость Moderna составляет $24 млрд. Для сравнения: в начале текущего года компания стоила лишь $6,5 млрд. Что касается Pfizer, то эта компания уже сейчас стоит $211 млрд, и поэтому неясно, как сильно вакцина отразится на дальнейшем росте ее стоимости.

Впрочем, некоторые инвесторы весьма скептически настроены в отношении наиболее быстро растущих в цене компаний, которые заняты в борьбе с коронавирусом. К примеру, Лоулер из JFL Capital шортит акции небольшой фирмы Inovio Pharmaceuticals Inc. Несмотря на скромные успехи в прошлом, в этом году ее акции выросли в цене на 314%.

По словам официального представителя Inovio, в данный момент осуществляется первый этап испытаний вакцины от COVID-19. Компания ожидает получить результаты тестов уже в июне, продолжая тем временем работать над другими препаратами.

«Чем громче заголовок в сообщениях прессы, тем охотнее публика расстается с деньгами», – отмечает Брэд Лонкар из Loncar Investments, специализирующийся на инвестициях в сфере здравоохранения.

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png