Перейти к основному содержанию
1243 просмотра

Как низкие цены на топливо повлияют на интерес к электромобилям

За минувшую неделю цена одной акции Tesla выросла с $481,28 до $548, 84

Фото: Shutterstock

Падение цен на нефть и режим карантина в большинстве стран мира повлияли на стоимость автотоплива. С начала марта цены на бензин и дизель на общемировом уровне упали на 30%, а потребление снизилось 70%. Ожидается, что начавшаяся рецессия способна снизить их стоимость еще на 40%. В таких условиях появляются сомнения в преимуществе электромобилей перед машинами с двигателями внутреннего сгорания.

Еще в начале 2020 года мало кто сомневался, что очень скоро электромобили начнут свое победное шествие по всему миру и в ближайшие десять лет станут намного популярнее автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

Вот и к самому главному международному автосалону Европы класса «А», который должен был традиционно пройти в Женеве с 5 по 15 марта, сразу несколько ведущих автомобильных корпораций мира готовили премьеры электрокаров. Но Женевский автосалон из-за начавшейся пандемии был отменен, кроме того, организаторы отказались проводить июньский автосалон в Детройте и октябрьский автосалон в Париже.

И личное наблюдение: после появления информации о масштабном снижении цен на моторное топливо практически исчезли публикации в СМИ о преимуществах электромобилей.

Кто из автопроизводителей видит будущее за электрокарами

В возникшей непростой ситуации не сдаются разве что только две компании. Речь, прежде всего, идет о Tesla американского предпринимателя Илона Маска, которая 2 апреля объявила о рекордном количестве продаж своих электромобилей в первом квартале текущего года. Что, кстати, отразилось и на стоимости ее акций.

За минувшую неделю цена одной акции компании выросла с $481,28 до $548, 84. И это несмотря на появление почти полуторачасового эфира на канале Autoline Network, во время которого ведущие автомобильные эксперты из США усомнились в успехе компании Tesla, заподозрив ее в обмане инвесторов.  

Не собираются отказываться от электромобилей и в Volkswagen Group, которая не скрывает своих намерений изменить расклад сил на мировом рынке машин с электрической тягой с помощью своего «революционного» хэтчбека Volkswagen ID 3. Широкомасштабная рекламная кампания электромобилей со Volkswagen Group продолжалась до начала апреля.

Продвижение строилось на серии слайдов, которые на примере VW ID 3 демонстрировали преимущества электрокаров перед традиционными автомобилями.

С позицией двух упомянутых автопроизводителей полностью согласен автор популярного казахстанского телеграмм-канала Autoblog.tg Диаз Абылкасов, уже много лет отслеживающий все важные события в мире автомобильной промышленности. «Безусловно, нынешняя ситуация многие наблюдавшиеся ранее процессы затормозит. Но в целом тренд должен остаться – электромобили будут постепенно становиться популярнее автомобилей», - поделился он своим мнением с «Курсивом».

Абылкасов обратил внимание на тот факт, что еще ни один ведущий автоконцерн мира не объявил публично об отказе разрабатывать транспортные средства на электротяге.

ДВС как лидер рынка

Главный редактор журнала «За рулем – Казахстан» Алексей Алексеев рассказывает, что до последнего времени наблюдалось два основных тренда. Первый – китайский, который предусматривает субсидирование как автопроизводителей, так и покупателей электрокаров для того, чтобы сделать электромобиль массовым средством передвижения. Второй тренд – от Илона Маска, создавшему своей «Тесле» имидж модного гаджета.

Однако ни путь Китая, ни путь Илона Маска не делают электромобиль популярнее автомобиля с ДВС, считает Алексеев. Причина проста: себестоимость машины на электричестве все еще остается очень высокой. «Несколько лет назад я провел опрос глав ведущих автоконцернов мира о будущем  автопрома. Один из вопросов был – смогут ли электромобили потеснить традиционные автомобили с ДВС? Если свести все их ответы воедино, то согласно прогнозам электромобили в ближайшие два десятилетия займут не более 5% рынка. А это капля в море!» - заметил в разговоре с «Курсивом» Алексей Алексеев.

Он добавил, что в нынешней ситуации планы «электрификации» автомобильного рынка выглядят еще более призрачными.

«Доказано, что автомобильные выхлопы занимают не более 5% в загрязнении атмосферы. Цены на нефть упали. В большинстве стран мира инфраструктура совершенно не готова к массовому появлению электромобилей», -  подчеркнул главный редактор журнала «За рулем – Казахстан».

Утверждение Алексеева об относительной экологичности традиционных автомобилей подтвердил в беседе с «Курсивом» и создатель сервиса по измерению уровня загрязнение воздуха в городах Казахстана Павел Александров. По его словам, наблюдения в течение последних 2 недель (то есть времени, когда и в Алматы, и в Нур-Султане был установлен жесткий карантин) позволили сделать вывод: «Автомобили – не основной источник загрязнения. Даже при почти полном их отсутствии, воздух заметно чище не стал. Уровень загрязнения соответствует этому же периоду в прошлые годы».

Несложный выбор

Не в пользу не только электромобилей, но и автомобильной промышленности в целом говорит последнее заявление международной организации по борьбе с бедностью и несправедливостью Oxfam International от 9 апреля 2020 года. Созданная в 1942 году в Оксфорде организация допустила, что распространение вируса Covid-19 может привести к появлению на планете около полумиллиарда бедных людей.

Учитывая еще и прогноз Международной организации труда о предстоящем масштабном сокращении рабочих мест, в результате которого уже к лету безработными могут стать 195 млн человек, становится очевидным, что большинству людей очень скоро будет уже все равно, потеснят ли электромобили автомобили или нет.

Соответственно, те, кто имеет автомобили, будут продолжать на них ездить. Тем более что цены на бензин и дизель продолжают падать. Например, в Алматы АИ-92 можно найти уже за 149 тенге/литр, тогда как еще две недели назад за него просили не меньше 157 тенге. Стоимость же киловатт/часа электроэнергии нигде не изменилась. Есть еще желающие приобрести электромобиль?

banner_wsj.gif

1406 просмотров

Почему крупные инвесторы не делают ставку на вакцину от коронавируса

В случае успеха компания-создатель вакцины от коронавируса поможет миллиардам людей

Лаборанты на предприятии Gilead Sciences в Ла-Верн (Калифорния) загружают флаконы с ремдесивиром, 18 марта.
Фото: Gilead Sciences/Reuters

Фармацевтические компании вступили в гонку по разработке лекарства для лечения нового коронавируса, и крупные инвестиционные фирмы делают осторожные ставки на вероятных победителей.

Хедж-фонды и фирмы из сферы венчурных инвестиций, бизнес которых – это прогнозирование будущего компаний и экономик, обретают все большую уверенность в том, что уже скоро исследователи создадут эффективные лекарства для борьбы с пандемией.

И хотя в случае успеха эти усилия могут помочь миллионам и даже миллиардам людей, вероятность того, что акционеры получат значительную прибыль, весьма невысока, утверждают инвесторы. Некоторые даже ставят на понижение цены акций тех фармкомпаний, которые, по их мнению, создают излишнюю шумиху вокруг своих успехов в разработке препаратов против COVID-19.

«Большинство цен на акции не имеет ничего общего с реальностью», – говорит Джозеф Эдельман, глава нью-йоркского хедж-фонда Perceptive Advisors (специализируется на здравоохранении и управляет активами на сумму в $4,2 млрд). Он предлагает обратить внимание, например, на разрыв между стоимостью акций фармацевтической компании Gilead Sciences Inc. и прибылью, которую они могут получить от лекарств и вакцин.

1WSJ копия_page-0001.jpg

В этом году акции компании Gilead выросли на 18,9% благодаря новому противовирусному препарату ремдесивир, который вводится внутривенно и, по последним данным, ускоряет выздоровление пациентов с COVID-19.

Появление новых лекарств всегда сложно предвидеть, но те, кто делает ставку на препараты для лечения коронавируса, сталкиваются с уникальными проблемами. Некоторые из на­иболее инновационных и многообещающих методов лечения еще не проходили клинические испытания. Кроме того, компании вынуждены конкурировать с иностранными государствами и некоммерческими организациями, которые намерены предложить собственные прорывные решения. В случае же успешного создания лекарства или вакцины могут появиться трудности при ценообразовании, производстве и дистрибуции.

Перед инвесторами стоит целый ряд вопросов, например, смогут ли препараты для лечения COVID-19 не только помочь больным, но и защитить от вируса тех, кто еще не заболел, или для этого потребуются другие лекарства? Помогут ли вакцины снизить потребность в длительном лечении? Позволят ли правительства устанавливать компаниям достаточно высокие цены, чтобы они смогли получить ощутимую прибыль?

Управляющий хедж-фондом Glenview Capital Management (специализируется на сфере здравоохранения) Ларри Роббинс не делает ставок на появление возможных лекарств для лечения коронавируса в том числе и потому, что ожидает создания такой вакцины, благодаря которой необходимость даже в самых эффективных лекарствах попросту отпадет.

«С гуманистической точки зрения, мы все хотим появления такого лекарства, но инвесторам нужно быть уверенными в том, что лекарство действует и что его продажи продлятся достаточно долго, чтобы оказать существенное влияние на компанию», – отмечает он.

Акции компании Gilead относятся к числу тех ценных бумаг, о которых инвесторы подумают дважды, прежде чем купить их. По прогнозам, до конца текущего года компания планирует произвести ремдесивир для свыше одного миллиона курсов терапии, и прибыль от годовых продаж препарата может составить несколько миллиардов долларов. Если Gilead сумеет разработать ингаляционную версию препарата либо другие альтернативные введению внутривенно варианты, популярность ремдесивира может возрасти еще больше, утверждают оптимистично настроенные инвесторы.

Однако тот факт, что компания пообещала безвозмездно передать госпиталям 1,5 млн доз препарата для лечения COVID-19, а также то, что стоимость лекарства в дальнейшем пока неизвестна, вызвали вопросы по поводу ожидаемой прибыли. В прошлом Gilead уже подвергался критике за высокую стоимость своих препаратов для лечения ВИЧ и гепатита. Компании может оказаться непросто удержать цену на ремдесивир, особенно если принять во внимание пуб­личную критику высоких цен на лекарства со стороны президента Дональда Трампа.

В случае если стоимость одного курса лечения от Gilead, как это предсказывают инвесторы, составит $4 тыс., то прибыль может достичь $4 млрд. Но эта цифра намного меньше добавленной рыночной стоимости за этот год и не учитывает расходы на разработку препарата – они, по самым приблизительным оценкам, могли составить $1 млрд, что негативно отразится на любой прибыли.

Кроме того, некоторые инвесторы, занимающие медвежьи позиции, все еще не убеждены в эффективности ремдесивира.

«Даже если лекарство будет иметь посредственную эффективность, его все равно будут назначать, однако Gilead не сможет на этом много заработать», – говорит доктор Джозеф Лоулер, руководитель хедж-фонда JFL Capital Management, который торгует на понижение, то есть делает ставку против Gilead.

Как сообщил официальный представитель Gilead, фармацевтическая компания еще не определилась с конечной стоимостью ремдесивира.

«На данный момент мы сосредоточены на том, чтобы обес­печить доступ к ремдесивиру на бесплатной основе в рамках акции по безвозмездной передаче лекарства. После этого мы намерены обеспечить доступ к ремдесивиру как для правительств, так и для пациентов по всему миру», – заявил он.

По мнению Лусианы Борио, ранее занимавшей пост главы комитета по обеспечению медицинской готовности к ЧС и биологической защите Совета национальной безопасности США, эффективные препараты, скорее всего, будут разработаны небольшими частными компаниями, а не публичными игроками, чьи акции торгуются на бирже. И это еще один вызов для инвесторов.

«Для технологий, которые являются по-настоящему инновационными и прорывными, появляется возможность привлечь финансирование и получить выгоду, заключив соглашение о партнерстве», – говорит Борио.

Некоторые инвесторы больше сосредоточены на препаратах, которые могут помочь не только тем, кто уже заболел, но и предотвратить само заражение вирусом, что потенциально является намного более крупным рынком. Эти инвесторы делают ставку на терапию антителами, вырабатываемыми иммунной системой организма. Такие антитела способны блокировать шиповидный белок коронавируса, предотвращая заражение здоровых клеток.

Управляющий фондом Perceptive г-н Эдельман владеет акциями компании Regeneron Pharmaceuticals Inc. – лидера в области терапии антителами. Компания использует метод с моноклональными антителами, при котором ученые отбирают наиболее сильные антитела у переболевших коронавирусом пациентов или, как в случае с Regeneron, у мышей, которым была привита иммунная система человека, а затем клонирует их и делает лекарства.

В начале лета Regeneron планирует приступить к клиническим испытаниям. Компания намерена производить сотни тысяч доз препарата ежемесячно, начиная  с конца августа.

Роберт Нельсен, один из руководителей фирмы Arch Venture Partners, которая занимается венчурным инвестированием и в прошлом уже делала успешные ставки на иммунотерапию рака, в настоящее время оказывает поддержку компании VIR Biotechnology Inc., планирующей этим летом провести клинические испытания собственной моноклональной терапии антителами.

«Я тороплю их каждый день. Мы не знаем, каким будет вирус этой осенью – слабее, сильнее или точно таким же, как сейчас. В 1918 году вторая волна вируса была более сильной,  поэтому мы должны быть к этому готовы», – считает Нельсен.

В этом году акции Regeneron выросли в цене на 52%, обеспечив компании прирост рыночной стоимости на $23 млрд. Рост акций VIR достиг 148% и обеспечил прирост рыночной капитализации на $2,3 млрд.

Есть инвесторы, которые полагают, что разработка вакцины может негативно отразиться на акциях этих компаний. Однако, по мнению Нельсена, для поиска вакцины исследователям может потребоваться гораздо больше времени, чем это ожидалось ранее, что создает огромный рынок для лечения антителами.

«Вакцины никогда не бывают эффективными на все сто процентов, поэтому терапия антителами может иметь ключевое значение в профилактике повторной волны заражений», – утверждает он.

Одна из инвестиционных стратегий, нацеленная на достижение высокой прибыли, но сопряженная с высоким риском, – это покупка акций небольших компаний с хорошим потенциалом роста. И Эдельман, и Нельсен владеют крупными пакетами акций малоизвестной биотехнологической компании VBI Vaccines Inc., которая заявляет о нестандартном подходе к разработке вакцин. На момент закрытия торгов в прошлый четверг ее акции продавались по цене $2,07.

Спрогнозировать, какая именно вакцина окажется победителем, возможно, даже сложнее, чем сделать то же самое для лекарств от коронавируса. По ряду показателей пока лидируют китайские компании и группа исследователей Оксфордского университета. Некоторые компании утверждают, что будут распространять разработанную ими вакцину по себестоимости, что может негативно отразиться на прибыли других игроков. Тем не менее потенциальный рынок огромен. Часть инвесторов уверена, что для удовлетворения глобального спроса потребуется несколько видов вакцин. К примеру, недорогой вариант для молодых, более крепких, людей и более мощный препарат для тех, чей иммунитет серьезно ослаблен.

2WSJ копия_page-0001.jpg

Наибольший ажиотаж среди производителей вакцин вызвала компания Moderna Inc. После начала клинических испытаний на людях акции компании выросли на 230%. Стратегия Moderna заключается в создании вакцины с использованием генетической последовательности вируса, а не фактического генетического материала. Компания использует запрограммированный материал, так называемую матричную рибонуклеиновую кислоту (мРНК) с целью направить работу иммунной системы пациента на выработку антител, способных бороться с коронавирусом.

По словам Энтони Фаучи, директора американского Нацио­нального института аллергии и инфекционных заболеваний, этот метод просто поразительный, и он может позволить наладить быстрое производство вакцины. Над разработкой мРНК вакцины также работают Pfizer и немецкая компания BioNTech.

В то же время аналитики отмечают, что технология мРНК весьма дорогостоящая и ранее никогда не применялась для производства одобренных лекарств или вакцин. Уже сегодня рыночная стоимость Moderna составляет $24 млрд. Для сравнения: в начале текущего года компания стоила лишь $6,5 млрд. Что касается Pfizer, то эта компания уже сейчас стоит $211 млрд, и поэтому неясно, как сильно вакцина отразится на дальнейшем росте ее стоимости.

Впрочем, некоторые инвесторы весьма скептически настроены в отношении наиболее быстро растущих в цене компаний, которые заняты в борьбе с коронавирусом. К примеру, Лоулер из JFL Capital шортит акции небольшой фирмы Inovio Pharmaceuticals Inc. Несмотря на скромные успехи в прошлом, в этом году ее акции выросли в цене на 314%.

По словам официального представителя Inovio, в данный момент осуществляется первый этап испытаний вакцины от COVID-19. Компания ожидает получить результаты тестов уже в июне, продолжая тем временем работать над другими препаратами.

«Чем громче заголовок в сообщениях прессы, тем охотнее публика расстается с деньгами», – отмечает Брэд Лонкар из Loncar Investments, специализирующийся на инвестициях в сфере здравоохранения.

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png