Перейти к основному содержанию
15637 просмотров

Цены на жилье в Казахстане просядут в мае и вырастут к осени

Такими ожиданиями поделился глава Союза строителей Казахстана

Фото: Shutterstock

Председатель Союза строителей Казахстана Талгат Ергалиев считает, что цены на коммерческую недвижимость в стране могут снизиться в мае, но при этом к осени эксперт прогнозирует ценовой скачок в этом сегменте.

По информации Ергалиева, в настоящее время в стране работает 470 стройкомпаний в сфере коммерческой недвижимости. В третьей декаде апреля стройобъекты вышли из режима «заморозки» в Нур-Султане и  Алматы, при этом по всей стране за март строительные организации накопили долги по заработной плате перед своими сотрудниками на 75 млрд тенге. Исполнение этих обязательств, а также обязательств перед банками и контрагентами – поставщиками материалов и услуг, может стать причиной продажи коммерческого жилья с дисконтом, по мнению этого эксперта.

«Сейчас цены сохранены на уровне начала марта на недвижимость. В мае цены начнут понижаться, потому что стройкомпаниям надо закрывать свои обязательства по кредитам, по зарплате, по договорам с контрагентами обязательства надо закрывать – и они будут сбрасывать какие-то квадратные метры, чтобы перекрыть эти обязательства, цены будут снижать – но это временно. Где-то через полгода начнется скачок ценовой», – сказал Ергалиев в ходе онлайн-брифинга в Instagram.

Он не стал озвучивать конкретный прогноз по этому росту, но уточнил, что при строительстве зданий в Казахстане используется до 40% закупаемых за границей материалов, за которые приходится расплачиваться в валюте. Соответственно, возможное ослабление тенге к доллару летом может привести к удорожанию этих материалов до 30%, что скажется на себестоимости квадратного метра.

Глава отраслевого союза затруднился ответить на вопрос, как в этой ситуации можно будет обеспечивать доступность жилья: по его словам, переход к строительству квартир меньшей квадратуры не является панацеей, так как себестоимость квадратного метра малогабаритных квартир выше себестоимости квартир с большей квадратурой за счет увеличения расходов на коммуникации внутри одного многоэтажного дома.

«Поэтому переход на малогабаритные квартиры вряд ли удешевит стоимость квадратного метра, потому что в общей стоимости малогабаритки могут снизиться с нынешних 12 миллионов тенге до, скажем, 10 миллионов, но они тогда и по площади уменьшатся», – заметил эксперт.

По его мнению, удешевить стоимость квадрата в этой ситуации могло бы государство, если бы взяло на себя расходы по устройству наружной инфраструктуры строящихся зданий.

Ранее эксперт сообщил о том, что в двух крупнейших городах страны – Нур-Султане и Алматы – количество сделок по приобретению новых квартир у застройщиков в марте снизилось на 25% по сравнению с февралем, по итогам апреля в Союзе ожидают снижения объемов рынка в этих двух городах еще на 25%. В регионах, по прогнозу Ергалиева, снижение произойдет такими же темпами, но с задержкой на месяц. 

banner_wsj.gif

Что кроме еды заказывали казахстанцы в карантин

Онлайн-ретейлеры собрали весенний урожай

Фото: Shutterstock/JP WALLET

Карантин вынудил казахстанцев покупать больше товаров онлайн. Многие магазины ожидают прироста доли продаж в интернете и после возвращения к нормальной жизни. 

Число заказов на marwin.kz, meloman.kz и komfort.kz в марте-апреле выросло почти втрое, сообщили «Курсиву» в пресс-службе группы компаний «Меломан». 

За время карантина двукратный рост показало количество посещений онлайн-площадки сети магазинов электронной и бытовой техники «Мечта». «При этом сильно возросла конверсия, примерно на 500% к прошлому году в количестве заказов. Людям, невзирая ни на что, всегда нужна новая техника», – отметил руководитель интернет-магазина «Мечта» Толеген Ахметов

Продажи WildBerries в Казахстане год к году выросли в три раза в деньгах и в два раза в штуках в марте, а по итогам апреля – более чем в два раза в натуральном выражении и почти вдвое – в деньгах, сообщили в пресс-службе. 

Что в ходу 

В «Меломане» отметили значительный рост спроса на детские игрушки, товары для семейного досуга и творчества – настольные игры, компьютерные игры, художественные материалы, картины по номерам, рукоделие, различные аксессуары для творчества. На площадке komfort.kz был рост продаж строительных и отделочных материалов. 

Клиенты WildBerries во время карантина в основном отдавали предпочтение товарам fashion-категории (одежда, обувь, белье и аксессуары), а также товарам для красоты, дома, спорта и продуктам питания. 

Смартфон и до, и во время карантина оставался самым популярным товаром на сайте сети «Мечта». Также высокий спрос отмечался на ноутбуки в связи с переходом многих казахстанцев на удаленный формат работы и учебы. 

Взрывной рост показали и товары по уходу за вещами: от стиральных машин до утюгов и гладильных досок, а также товары для приготовления пищи: блендеры, настольные грили, мультиварки, микроволновые печи и прочие. Повышенным спросом пользовались пылесосы и триммеры для стрижки волос. 

Шире круг 

Все опрошенные магазины отметили активный приток онлайн-шоперов во время карантина, при этом многие из новых покупателей – старше 45 лет. «Приток клиентов безусловно наблюдался. Если посмотреть в разрезе сегментов, то 45–54 года и 55–64 года выросли сильнее, чем основной сегмент 18–44 года. Но в целом доля сегментов старше 45 лет осталась невелика – порядка 14%», – отметили в ГК «Меломан». 

Увеличение числа новых покупателей WildBerries в Казахстане в апреле составило 629% год к году, а в мае – 745%. «Так же, как и в других странах, мы связываем такой интенсивный рост с тем, что к шопингу в онлайне приобщается все больше жителей страны, в том числе людей из малых и средних населенных пунктов, а также категория покупателей старшего поколения в возрасте 55+», – сообщили в пресс-службе компании.

Сооснователь сервиса по продаже билетов Ticketon.kz Константин Горожанкин констатировал увеличение числа клиентов старшего возраста и до карантина. «В последние месяцы у нас больше всего показывала рост аудитория 65+. Молодое поколение, которое, условно, вышло из институтов сегодня или в последние пять лет, уже без интернета себя не мыслит и практически всё в интернете делает. А более старшее поколение постепенно туда приходит», – сказал Горожанкин. 

Такая тенденция отмечалась не везде. К примеру, наиболее активными пользователями интернет-магазина «Мечта» во время карантина были женщины в возрасте от 25 до 44 лет. 

Практика аврала 

«Меломану» пришлось втрое увеличить штат сборщиков заказов, курьеров и операторов колл-центра, переведя на эту работу сотрудников из офлайна. Также компания во время карантина запустила экспресс-доставку, а в колл-центре стали использовать робота-оператора. 

Руководство сети «Мечта» тоже перевело часть штата из офлайн-магазина в онлайн. «Огромная нагрузка легла на интернет-магазин, так как это был единственный канал сбыта. Мы вовремя приняли решение обучать наших розничных продавцов работать в колл-центре, то есть консультанты становились операторами», – рассказал Толеген Ахметов. Резкий рост спроса на онлайн-покупки и курьерскую доставку в особенности побудил WildBerries увеличить количество сотрудников в Казахстане на 75%, в частности курьеров – более чем в 1,5 раза, сообщили в пресс-службе.

Что дальше 

Прирост сегмента онлайн-продаж безусловно будет, в том числе за счет тех покупателей, которые только познакомились с возможностью онлайна, полагают в «Меломане». «При этом скачкообразный рост онлайн-продаж на 30–40% за три месяца вернется, скорее всего, к стандартному росту в 20–25% в год», – отметили в пресс-службе.
 
В сети «Мечта» также ожидают ускорения роста доли онлайн-продаж. «Карантин стал неким тест-драйвом для всех. Думаю, что первое время будет небольшой спад в онлайне, так как после карантина хочется погулять и потрогать товар, но когда мы придем к привычной для нас жизни без ограничительных мер, то большинство людей, которые получили положительный опыт при покупке онлайн, будут делать это еще чаще, и тем самым доля онлайна станет расти еще быстрее», – прогнозирует Ахметов. 

Тенденция покупать онлайн в Казахстане сохранится и после снятия карантина, но поведение клиентов изменится, прогнозируют в WildBerries. «Покупатели приобщатся к культуре шопинга в интернете, поняв, что это просто и удобно, потому что совершать покупки можно в любое время прямо с телефона, а «бесконечная витрина» интернет-магазинов дает широкий выбор и возможность подобрать наиболее подходящий товар», – отметили в компании. «В ближайшее время потребители будут разумно подходить к покупкам, делать выбор в пользу товаров первой необходимости и снизят свои расходы на дорогостоящие вещи и предметы роскоши», – полагают в WildBerries.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png