Перейти к основному содержанию

240730 просмотров

Владелец пяти торговых центров в Нур-Султане на грани разорения

Все зависит от решения суда апелляционной инстанции

Фото: Shutterstock

Jýsan Bank в счет списания долга может отобрать пять крупных торговых центров столицы – «Астыкжан-1», «Астыкжан-2», «Джафар», «Ажар» и «Универсал», находящихся в управлении ТОО «Алтын Соре».

В 2011 году компания «Алтын Соре» взяла в «ЦеснаБанке» (до реорганизации JýsanBank назывался «ЦеснаБанк») кредит в размере более 9 млрд тенге. Деньги были получены для выкупа пяти торговых объектов, ранее принадлежавших «Цесне». По условиям договора заемщик вначале должен был погасить вознаграждение, а затем основной долг. В 2014 году тенговый кредит был переведен в доллары. В результате, с учетом девальвации, ТОО «Алтын Соре» должно банку около 40 млрд тенге, при том, что по процентной ставке бизнесменами уже выплачено около 5 млрд тенге.

По словам юристов компании, банк поставил заемщика перед фактом о переводе кредита в долларовый. При этом бизнесмены не могли с этим не согласиться ввиду того, что в залоге у банка было их имущество.

«Получив 9 млрд тенге на все объекты, выплатив вознаграждение 5 млрд, у «Алтын Соре» была возможность погасить оставшуюся сумму, если бы кредит был в тенговом эквиваленте. Но в ноябре 2014 года волевым способом нас перевели на долларовое гашение. Эта сумма была привязана к доллару. Соответственно, суммы (долга) растут (вместе с курсом доллара)», – сказала юрист ТОО «Алтын Соре» Гульжан Омарова.

Представитель заемщика напомнила, что в соответствии со статьей 34 закона «О банках и банковской деятельности», если кредит получен в национальной валюте – тенге, то запрещается его индексировать с привязкой к иностранной валюте.

«Да, мы не отрицаем того, что ТОО уже не могло гасить эти суммы. И предупреждало банк, и банк видел, что ТОО не справляется с гашением, однако не предпринял (меры). Хотя в банковском законодательстве во внутренних НПА все эти ситуации прописаны, как должен действовать банк. Но банк в данной ситуации никак не действовал, он просто ждал», – добавила она.

В пресс-службе Jýsan Bank отметили, что есть письменное заявление заемщика, подтверждающее его инициативу на изменение валюты займа.

«Данная норма названного закона (статья 34 закона «О банках и банковской деятельности») не применима в случае с компанией «Алтын Соре», так как она предусматривает изменение объема обязательств по займу, выданному в тенге, в случае изменения валюты, к которой этой заем привязан. В нашем же случае никакой подобной привязки нет, заем предоставлен в долларах США, с учетом соглашения об изменении валюты займа», – говорится в сообщении.

При этом в банке отметили, что компания постоянно нарушала взятые на себя обязательства и в период с декабря 2011 года по декабрь 2017 года заемщику была 12 раз предоставлена реструктуризация по переносу сроков и порядка погашения основного долга и процентов.

«Банк неоднократно шел на уступки заемщику, предоставляя реструктуризации и отсрочки. При этом компания всякий раз нарушала взятые на себя обязательства по обслуживанию долга. Заемщик выдвигает неприемлемые требования, которые фактически сводятся к списанию долга. Кроме того, финансовый анализ хозяйственной деятельности показал, что доход, генерируемый от сдачи в аренду помещений ряда торговых центров, которыми управляет компания, генерирует достаточный денежный поток для обслуживания долга. Таким образом, заемщик демонстрирует намеренное уклонение от взятых на себя обязательств», – заключили в банке.

10 декабря 2019 года Сарыаркинский районный суд города Нур-Султана постановил о взыскании задолженности с ТОО «Алтын Соре» в пользу Jýsan Bank с обращением взыскания на заложенное имущество, среди которого пять торговых центров, автомобили и другое имущество заемщиков, оцениваемое ими более чем в 40 млрд тенге. При этом в банке отметили, что сумма взыскиваемого имущества не превышает 33 млрд тенге.

Суд апелляционной инстанции должен был состояться сегодня, однако заседание перенесли на неопределенный срок.

banner_wsj.gif

1535 просмотров

Food Delivery Business Booms in Kazakhstan

Many people want to minimize personal contacts during the quarantine

Photo: Ofeliya Zhakaeva

Two Kazakhstani cities, Nur-Sultan and Almaty, are now under quarantine. All cafes and restaurants are obliged to work with food delivery services. This market rose exponentially after an emergency was declared amid the global coronavirus pandemic, with people wanting to reduce any social contact.

Food is in priority 

For now, the only food market driver is through delivery, with the number of orders increasing by three to four times in recent days. On March 15 Arbuz.kz, a food delivery service, found itself in a situation where it needs many more refrigerator trucks, says Aleksey Lee, CEO of Arbuz.kz. He refused to specify an exact number of trucks because the situation changes very fast.

The company hired new staff for its call center, with employees in the call center working 14 to 16 hours per day. At the moment they just receive and process orders, so the obligation to keep client relations was temporarily transferred to delivery men. 

To protect staff, the company provided personnel with masks; regular medical check-ups are also underway. If the client pays online, the delivery is made without any contact; a delivery man just sets the product on the floor, knocks on the door and leaves. Cars that are used for delivery should be cleaned after each route. 

The delivery zone is expanded

According to Chocofood.kz, the increase in the orders is medium. Nikolay Sherbakov, the company CEO, said that some of his employees work distantly. All orders paid online are delivered without contact with clients. In this company, delivery personnel are also provided with medical masks as well as sanitizers for hands and their delivery bags. 

Because of lack of sanitizers on the market, the company produces them on its own. While national currency is devalued, the public food industry doesn’t work and food delivery demand rises, the prices might also go up, Sherbakov said. So far Chocofood.kz sees a flurry of orders and tries to support the stable work of all business processes.

“To make delivery from as many restaurants as we can to the maximum number of clients, that is our current goal,” the Chocofood.kz CEO says. To achieve this goal, their delivery zone was expanded, thanks to no traffic jams on the roads.

No subscription any more

International delivery service Glovo is expanding the line of products it can carry including restaurant meals, grocery food, medicine, and mail.

If Glovo clients do not want to contact the delivery man, they have to pay online and make a proper comment in the service application. Delivery will be made in a door-to-door manner and the carrier just makes a call; no client’s signature is needed. As the company representative noted, if the situation with COVID-19 worsens, the option to pay by cash might be deleted from the application.

Again, Glovo carriers have all needed sanitizers, masks, and gloves. Moreover, delivery personnel are obliged to clean their bags with alcohol-based sanitizers.
 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif