Рынок недвижимости в Китае негативно реагирует на эпидемию

Китайские девелоперы ищут способы смягчить кризис, вызванный коронавирусом

Фото: Shutterstock, Ascannio

Сезон низких продаж недвижимости в начале 2020 года в Китае совпал с эпидемией коронавируса. По данным China Real Estate Information Corp (CRIC), совокупный доход от продаж 100 крупнейших застройщиков страны в январе 2020-го сократился примерно на 12,7% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Февральские цифры, по прогнозам аналитиков Centaline Property Agency Ltd, будут еще хуже – количество сделок с недвижимостью может упасть более чем на 80%.

Продажи жилья в Китае в конце января замерли из-за вспышки коронавируса. CRIC сообщил, что в 88 городах, где велись наблюдения, объем сделок на неделе после Лунного Нового года (между 31 января и 6 февраля) упал на 95% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. The Economic Information Daily пишет, что крупные застройщики не возобновили работу после праздников, в результате продажи были приостановлены более чем в 60 китайских городах. Это означает, что февраль, вероятно, станет первым месяцем, в котором отрасль полностью прочувствует влияние эпидемии коронавируса.

«Наши исследования и анализ показывают: топ-100 застройщиков увидят, что в месяце Лунного Нового года торговля жилыми площадями сократится вдвое по сравнению с предыдущим месяцем», – сказал главный аналитик исследовательского института Big Data при Shenzhen FangDD Network Technology Co Ltd. (крупнейшая в стране платформа для онлайн-торговли недвижимостью) Чжан Цзянь.

Девелоперы уходят в онлайн

Жилая недвижимость в Китае перестала стремительно дорожать в последние месяцы 2019 года, поскольку регулятор ввел дифференциальные жилищные правила для разных городов, призванные замедлить рост цен на жилье. По этой причине многие застройщики пересмотрели свои цели на 2020 год – если ранее планировался рост продаж на 20–50%, то позже они снизили планку до 10–20%. Теперь девелоперы готовятся к еще более глубокому и продолжительному спаду, и, как пишет The Wall Street Journal (WSJ), в стремлении компенсировать трудности они обращаются к креативной тактике продаж.

Китайская ассоциация индустрии недвижимости в начале февраля выступила с призывом приостановить продажи оффлайн, чтобы предотвратить передачу вируса от человека к человеку, и предложила использовать онлайн-решения в качестве альтернативы для помощи покупателям жилья.

Первым совету перейти в онлайн последовал застройщик Evergrande Group (входит в топ-3 по объему продаж недвижимости в Китае). Компания запустила интернет-продажи для своей недвижимости по всей стране. Уже с 13 февраля покупатели получили возможность самостоятельно осматривать квартиры с помощью VR (виртуальной реальности), выбирать подходящие варианты и совершать покупки онлайн. Таким способом компания, у которой более чем 1,2 тыс. незавершенных объектов и тысячи офисов продаж, закрытых как минимум до конца февраля, надеется смягчить падение оффлайн-продаж. По данным исследования CRIC, по крайней мере полторы сотни застройщиков страны также запустили онлайн-продажи.

«Учитывая текущую рыночную конъюнктуру, онлайн-продажи являются целесообразным способом снижения затрат на привлечение клиентов», – заметил Шэнь Сяолин, аналитик CRIC из Шанхая. А директор по исследованиям в китайском научно-исследовательском институте E-House Янь Юэцзинь добавил: «Это, определенно, тренд будущего, и в настоящее время он имеет много возможностей для улучшения».

Опрос China Index Academy показал, что 45% респондентов готовы использовать интернет-каналы для подбора жилья, пишет China Securities Journal.

Налетай, подешевело

Кроме перехода на e-commerce Evergrande также предоставил покупателям 25%-ную скидку на приобретение любой недвижимости, включая коммерческую, до конца февраля и 22%-ный дисконт на март.

«Этот шаг является попыткой привлечь внимание покупателей жилья и содействовать онлайн-продажам домов на фоне продолжающейся эпидемии. Он может вдохновить больше девелоперов последовать их примеру», – предположил Янь Юэцзинь.

Еще неделей ранее Evergrande запустила акцию, по которой клиентам для покупки жилья требуется возвратный авансовый платеж в размере всего 5 тыс. юаней (около $715).

 

IMG_6131.jpg

Подобные решения со стороны компании полностью соответствуют политике государства, которое сейчас транслирует рынку: «жилье предназначено для проживания, а не для спекуляций». По мнению эксперта, тем китайским гражданам, кто нуждается в жилье и планировал его покупку, стоит сделать это в марте.

«Акции девелоперов, вероятно, будут расширены, наряду с поддерживающей политикой и более низкими кредитными ставками для покупателей жилья», – прогнозирует Янь Юэцзинь.

Горячая распродажа вкупе с возможностью приобрести жилье, не выходя из дома, принесли быстрый результат. Уже через три дня с начала продаж девелопер-гигант сообщил на пресс-конференции, что реализовал более 47,5 тыс. квартир на 58 млрд юаней ($8,3 млрд).

Агрессивные продажи демонстрируют неустойчивые балансы многих китайских застройщиков, констатирует WSJ. Та же компания Evergrande, согласно данным Capital IQ, имеет облигации на сумму $1,6 млрд со сроком погашения в марте 2020 года, а также крупнейший долговой вексель среди всех публичных нефинансовых компаний на планете – около $8,5 млрд за последние 12 месяцев. На июнь 2019 года компания имела задолженность $88,46 млрд, в июле это число выросло до $93,36 млрд. Это примерно вдвое больше, чем годом ранее, отмечает WSJ.

Перспективы отрасли

Опрос, проведенный ifeng.com среди 8,5 тыс. покупателей жилья в 325 китайских городах, показал, что эпидемия повлияла на доход 67,9% опрошенных, и 64% респондентов заявили, что они отложат покупку жилья на срок от трех месяцев до года. Тем не менее, большая часть опрошенных с оптимизмом смотрят в будущее – 51,9% заявили, что все еще планируют приобрести недвижимость в 2020 году.

И если аналитики S & P Global Ratings считают, что продажи жилья находятся под угрозой сокращения, то другие отраслевые аналитики и бизнес-инсайдеры настроены более оптимистично. Многие из них сошлись во мнении, что, учитывая силу и масштабы китайской экономики, после спада эпидемии внутренний рынок восстановится.

«Мы должны учитывать, что эпидемия не бросит вызов основам экономики Китая, которая постоянно растет. Устойчивый спрос на покупку жилья все еще существует», – цитирует thepaper.cn председателя China Merchants Shekou Сю Юнцзюня.

Главный аналитик Исследовательского института недвижимости Beike Сюй Сяоле согласен с экспертом: «В краткосрочной перспективе рынок будет неспокоен, но это не означает, что цены на жилье резко упадут в 2020 году. Большинство покупателей жилья просто откладывают спрос, и задержка продлится не более шести месяцев», – сказал он.

Советник правительства Шенг Сонгченг заявил на China Chief Economist Forum: «Недвижимость сложно продавать онлайн... Даже если спрос на недвижимость, как ожидается, восстановится после вспышки коронавируса, сбой все равно будет иметь огромное влияние на продажи в краткосрочной перспективе».

Он ожидает, что объем упущенных (несовершенных) продаж недвижимости в I квартале может достичь 1,44 трлн юаней ($286,5 млрд), а инвестиции в недвижимость могут за год упасть на 37,5%. Что, в свою очередь, сократит темпы экономического роста Китая в 2020 году и косвенно повлияет на занятость 734 тыс. человек, пишет The Business Time.

Шенг призвал правительство поддержать застройщиков, например, продлив сроки погашения кредитов для фирм, которые понесли наибольший финансовый урон. В феврале в нескольких китайских городах и провинциях, включая Шанхай, Сиань и Чжэцзян, уже были приняты меры, направленные на снижение нагрузки на девелоперов. Последние получили кредитную поддержку, отсрочку по оплате земельных участков и ослабление условий предпродажной подготовки.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Как Узбекистан готовится стать крупнейшим поставщиком украшений в Центральной Азии

В республике запускается производство с объемом выпуска в шесть тонн в год к 2023 году

Фото: Артур Коновалов

В ноябре 2020 года в Узбекистане на заводе ювелирных изделий Gold Moon Tashkent запланирован старт производства с целевым объемом выпуска украшений в 6 тонн в год к 2023 г. Об этом «Курсиву» сообщил директор предприятия Жасур Рузаев. Стоимость проекта – $21 млн. Предприятие со 100% долей госучастия, со слов его руководителя, станет самым крупным в Центральной Азии по мощности производства. Несмотря на заявленные цели, за шесть месяцев этого года в РУз все местные ювелиры официально выпустили только 35,1 кг продукции. Способен ли Узбекистан совершить такой рывок? Сможет ли страна обеспечить внутренний спрос и достойно представить свою продукцию на международном ювелирном рынке, выяснял «Курсив». 

Без лидера 

Главный экспортный продукт Узбекистана – золото. По итогам шести месяцев его продали за рубеж на $2,1 млрд. Это треть всего экспорта республики, однако ювелирные украшения занимают лишь малую часть в доле проданных за рубеж товаров. За полгода 59 кг изделий продали только в Арабские Эмираты на $2,6 млн. В другие страны поставки не осуществлялись.

Снимок экрана 2020-08-06 в 14.53.40_1.png

На фото директор завода Gold Moon Tashkent Жасур Рузаев

В беседе с «Курсивом» зампредседателя Ассоциации ювелирной промышленности «Узбекзаргарсаноат» Нодир Мирахмедов сообщил, что в Ташкенте 60-70% реализуемых украшений привезены из-за границы, остальное выпустили местные ювелиры. В регионах соотношение противоположное: 30-40% – это импорт, а другая часть произведена отечественными ювелирами. В республику завозят изделия из Турции, Индии, России и других стран. Что-то попадает легально, а что-то нет.  

По словам Мирахмедова, потенциал роста для производителей Узбекистана большой, так как, по подсчетам специалистов Ассоциации, годовой объем рынка ювелирных изделий в стране может достигать четырех тонн. Однако сейчас в РУз нет отечественного лидера отрасли. За весь прошлый год, по официальным данным, в республике произвели всего 335,1 кг продукции. 

Законный барьер

Постановлением президента от 2017 года были определены прогнозные параметры производства золотых и серебряных украшений. В 2019 году республика должна была выпустить 1,4 тонны на $34 млн. По словам Нодира Мирахмедова, эти прогнозы не исполнены. Причина – несовершенство законодательства.

фото 1 (1)_0.jpg

На фото Нодир Мирахмедов

Ювелиры в РУз не имели права самостоятельно проставлять пробы на изделиях и продавать свои украшения без посредников, в данном случае магазинов. Отсутствовал доступ к сырью, и они были обязаны учитывать расход драгметаллов на каждом этапе производства и отчитываться за это.

Иностранцы, которые хотели вывезти украшения стоимостью от $5 тыс., сталкивались с бюрократическими барьерами. Для этого, помимо оплаты сбора, надо было заполнять грузовую таможенную декларацию, что занимало от одного до двух дней. По мнению зампредседателя Ассоциации, все это было сдерживающими факторами на пути развития отрасли.   

Поворотный этап  

В мае 2019 года президент Шавкат Мирзиёев подписал указ о реформах в ювелирной промышленности, который, по словам Нодира Мирахмедова, либерализовал всю индустрию и рынок. Производители получили право самостоятельно проставлять пробы на изделиях. Исключены процедуры учета драгметаллов на каждом этапе производства украшений.

Ювелиры теперь могут продавать свою продукцию не через магазины, а самостоятельно. До 1 июля 2022 года местные производители освобождены от НДС и уплаты акциза, и для них открылись новые рынки сырья. Теперь они могут его приобретать в коммерческих банках, на бирже, у старателей и напрямую – у аффинажных компаний. Обязанность заполнять грузовую таможенную декларацию при вывозе украшений от $5 тыс. также исключена. 

Вышли из тени

«Раньше ювелиры занимались производством изделий на «давальческой» основе. Клиент приходил, приносил с собой 10 г золота и просил изготовить серьги или кольцо. Это то, что они могли делать официально. В реальности ювелиры скупали на черном рынке золото ломом, производили из этого украшения и продавали на рынках», – сказал зампредседателя Ассоциации. 

Вместе с либерализацией законодательства участники отрасли Узбекистана стали выходить из тени. 

По данным «Узбекзаргарсаноат», в 2018 году в Узбекистане было 13 юрлиц и 80 частных предпринимателей, которые имели разрешение на изготовление ювелирных изделий. Сейчас в отрасли работают 34 и 126 официальных производителей соответственно. Оптовой и розничной торговлей в 2018 году занимались 114 организаций, а в этом году их число выросло до 449.  

«Нашим потенциальным рынком, скорее всего, станут Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Россия», – сказал Нодир Мирахмедов.

Объем рынка также известен. По подсчетам специалистов Ассоциации, только в Центральной Азии он составляет около 35 тонн.  

Лом важнее золота 

Основатель ювелирного бренда Holmuradov Design Улугбек Холмурадов согласен с тем, что в Узбекистане стало легче вести бизнес в последние два года.

«Чтобы организовать свой ювелирный магазин, раньше нужно было пройти департамент торговли, получить разрешение на право продажи и ежемесячно за это платить. Сейчас всего этого нет. Как следствие, на рынке стало больше торговых точек, и они пытаются продавать что-то интересное», – сказал предприниматель. 

Покупать драгметаллы на бирже и в банках Улугбек Холмурадов пока не пробовал. Он считает, что по-прежнему самый простой способом приобрести сырье – это скупка у населения. Так делают и большинство других ювелиров. 

По данным «Курсива», сейчас золото 585-й пробы у населения скупают по 290 тыс. сумов ($28) за грамм. На бирже этот металл продают только 999-й пробы, и он обойдется ювелиру в $58. Из этого сырья можно произвести изделие любой пробы. Цена драгметалла может меняться в зависимости от стоимости тройской унции на Лондонской бирже. 

Чужие модели 

Говоря о качестве ювелирных украшений в Узбекистане, Улугбек Холмурадов отметил, что местную продукцию нельзя назвать конкурентоспособной.

«Знаком со многими ювелирами, и в большинстве случаев они не знают, что нового предложить потребителю. У них нет художественного образования, нет философии бренда и продаж. Для успешной конкуренции на этом рынке нужно разбираться в дизайне, понимать, что это такое, продумывать его на несколько лет вперед, но у них этого нет. В итоге они просто копируют чужие модели», – отметил предприниматель. 

Учение – свет 

По данным «Узбекзаргарсаноат», сегодня в РУз около 2 тыс. человек имеют квалификацию ювелиров. Это те, кто закончил колледжи или учились у мастеров. 

«Мы проработали с турецкой стороной вопрос обучения наших молодых специалистов на грантовой основе в высших учебных заведениях Турции. Это четырехгодичная программа. Сейчас рассматривается вопрос приема 3-4 кандидатов. Также в эту страну планируют отправить 20–30 ювелиров для повышения квалификации», – сказал зампредседателя Ассоциации. 

По словам Нодира Мирахмедова, это станет новым этапом развития отрасли, которая долгое время находилась в тени. В результате местные ювелиры не получали необходимых знаний, технологий и оборудования. Ассоциация намерена восполнить этот пробел с помощью образовательных программ и выставок.  

Фотографии предоставлены Ассоциацией ювелирной промышленности «Узбекзаргарсаноат».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg