Перейти к основному содержанию

1913 просмотров

Коронавирус может поднять стоимость праздничных цветочных букетов

Все из-за ограничения международных транспортных связей

Фото: Shutterstock.com/Serhii Brovko

В Алматы в ближайшие праздники букет из пяти тюльпанов планируется предлагать в среднем за 2 тысячи тенге. А более дорогие композиции, заверили продавцы цветочных магазинов, 8 Марта будут продаваться по обычным ценам.

Накануне 8 Марта «Курсив» опросил участников цветочного рынка. По их предположению, радикального «праздничного» роста цен не будет, если не возникнет логистических проблем, и, соответственно, дефицита цветов.
 
Последние предпраздничные поставки цветов в Казахстан обычно планируются на 4 и 6 марта. Цветы привозят самолетами из Европы, в основном из Нидерландов, где работают крупнейшие цветочные биржи. Сейчас на сайтах этих бирж висят заявления об отсутствии гарантий на поставку в случае форс-мажорных обстоятельств, вызванных мерами по борьбе с ограничением распространения коронавируса – например, неожиданной отмены коммерческих рейсов.

В последнем случае на казахстанском цветочном рынке действительно сформируется дефицит и вырастет оптовая и розничная цена букета. Подобная ситуация сложилась в прошлом году в Нур-Султане. Тогда в канун 8 Марта сорвалась поставка большой партии тюльпанов из России, а незначительный запас цветов был сформирован только у одной оптовой компании.

В итоге оптовая цена в праздничный день выросла на 25%.

цветы копия-1.jpg

Географический разброс

В Атырау создатели фейковых «вирусных» рассылок распространяют через WhatsApp призыв игнорировать цветочные магазины – ссылаясь на ВОЗ, авторы «антицветочной» рассылки утверждают, что «цветы и букеты – один из каналов распространения коронавируса». Фейковый вброс не отразился на цене букета в городе – оптовая цена голландской розы в Атырау начинается от 400 тенге, розничная – от 800 тенге. Тюльпан оптом продается за 250 тенге, в розницу – от 300 тенге. В Атырау около полусотни розничных цветочных магазинов, шесть из которых предлагают курьерскую доставку. Оптовые поставки цветов сюда организованы из других регионов Казахстана, России, Нидерландов, Колумбии, Эквадора.

В Уральск тюльпаны доставляют из Краснодара и Нидерландов, розы – только из Нидерландов. Оптовая цена тюльпанов – от 270 до 300 тенге за штуку, розничная – 400–450 тенге. Оптовая цена роз – от 380 до 1200 тенге, в розницу предлагаются от 500 до 1500 тенге за штуку. В городе работают 70 точек продажи цветов, 53 из них обеспечивают доставку курьерами, стоимость услуги 500–800 тенге.

В Павлодаре пять крупных поставщиков цветов и 80 розничных магазинов. Тюльпаны сюда поставляются из Алматы (оптовая цена 230–270 тенге) и из Нидерландов (270–350 тенге). Розы привозят из Степногорска (230–250 тенге оптовая цена) и Экибастуза (250–270 тенге). В продаже эти цветы можно найти за 500–600 тенге за штуку. Рынок Шымкента обеспечивают три крупных поставщика, которые продают цветы на семи оптовых рынках. Цена розы здесь начинается от 380 тенге, тюльпана – от 300 тенге. В розницу розы можно купить за 500 тенге, тюльпаны – за 400 тенге. В праздничные дни цена вырастает на 100 тенге. 

В подготовке материала принимали участие Марина Низовкина (Шымкент), Динара Кан (Атырау), Нана Иксанова (Уральск), Дарина Стрельба (Павлодар).

banner_wsj.gif

Food Delivery Business Booms in Kazakhstan

Many people want to minimize personal contacts during the quarantine

Photo: Ofeliya Zhakaeva

Two Kazakhstani cities, Nur-Sultan and Almaty, are now under quarantine. All cafes and restaurants are obliged to work with food delivery services. This market rose exponentially after an emergency was declared amid the global coronavirus pandemic, with people wanting to reduce any social contact.

Food is in priority 

For now, the only food market driver is through delivery, with the number of orders increasing by three to four times in recent days. On March 15 Arbuz.kz, a food delivery service, found itself in a situation where it needs many more refrigerator trucks, says Aleksey Lee, CEO of Arbuz.kz. He refused to specify an exact number of trucks because the situation changes very fast.

The company hired new staff for its call center, with employees in the call center working 14 to 16 hours per day. At the moment they just receive and process orders, so the obligation to keep client relations was temporarily transferred to delivery men. 

To protect staff, the company provided personnel with masks; regular medical check-ups are also underway. If the client pays online, the delivery is made without any contact; a delivery man just sets the product on the floor, knocks on the door and leaves. Cars that are used for delivery should be cleaned after each route. 

The delivery zone is expanded

According to Chocofood.kz, the increase in the orders is medium. Nikolay Sherbakov, the company CEO, said that some of his employees work distantly. All orders paid online are delivered without contact with clients. In this company, delivery personnel are also provided with medical masks as well as sanitizers for hands and their delivery bags. 

Because of lack of sanitizers on the market, the company produces them on its own. While national currency is devalued, the public food industry doesn’t work and food delivery demand rises, the prices might also go up, Sherbakov said. So far Chocofood.kz sees a flurry of orders and tries to support the stable work of all business processes.

“To make delivery from as many restaurants as we can to the maximum number of clients, that is our current goal,” the Chocofood.kz CEO says. To achieve this goal, their delivery zone was expanded, thanks to no traffic jams on the roads.

No subscription any more

International delivery service Glovo is expanding the line of products it can carry including restaurant meals, grocery food, medicine, and mail.

If Glovo clients do not want to contact the delivery man, they have to pay online and make a proper comment in the service application. Delivery will be made in a door-to-door manner and the carrier just makes a call; no client’s signature is needed. As the company representative noted, if the situation with COVID-19 worsens, the option to pay by cash might be deleted from the application.

Again, Glovo carriers have all needed sanitizers, masks, and gloves. Moreover, delivery personnel are obliged to clean their bags with alcohol-based sanitizers.
 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif