Перейти к основному содержанию

902 просмотра

Как в Казахстане создать глобальный центр экспорта IT-ресурсов на миллиарды долларов

Рассказывает CEO компании Prime Source Евгений Щербинин

Фото: Shutterstock

Сегодня предприятия и целые отрасли меняются под влиянием роботизации и искусственного интеллекта. Взгляните, например, на рынок служб такси, где с приходом агрегаторов традиционные компании только за один 2017 год, по оценкам Goldman Sachs, потеряли $36 миллиардов.  Или другой пример – в России работает Talk bank, который обслуживает клиентов через чат-бот на искусственном интеллекте, заменяя ручной труд сотен человек и фундаментально сокращая себестоимость процессов.

На производственных, промышленных, нефтегазовых предприятиях человек также легко заменяем: по данным исследовательской компании Oxford Economics, с 2000 года число используемых роботов во всем мире выросло втрое – до 2,25 млн. За этот же период из-за роботизации и автоматизации во всем мире исчезло 1,7 млн рабочих мест в промышленности — около 400 тыс. в Европе, 260 тыс. в США и 550 тыс. в Китае. Эксперты уверены, что в ближайшие 20 лет эта тенденция значительно ускорится, и только к 2030 году число роботов в промышленном производстве составит 20 млн.

В ходе цифровой трансформации предприятие заменяет людей на роботов с искусственным интеллектом и неограниченным ресурсом. Таким образом, себестоимость процессов сокращается, появляются дополнительные возможности для предоставления сервисов и выполнения задач. Вот как компании нового формата – Amazon, Netflix, Airbnb, PayPal, необанки и различного вида сетевые платформы уничтожают своих традиционных конкурентов.
  
Однако, переход к новой модели работы требует сверхусилий. Это не обычная операционная деятельность, а проект, переводящий организацию из текущего устаревшего состояния в целевое – когда организация становится когнитивной. Для реализации этого проекта недостаточно текущего штата самой организации. Сотрудники как правило не имеют ни опыта, ни релевантных компетенций, ни времени для реализации столь фундаментальных изменений. Технологии и бизнес-модели усовершенствуются каждый день, чтобы собрать из них ИТ-ландшафт предприятия будущего, нужны соответствующий опыт и квалификация. Таким образом, для выполнения преобразований необходимы внешние ресурсы – это новые штатные единицы или аутсорсинг, спрос на которые в Казахстане (да и в целом в мире) постоянно растет. HeadHunter посчитал, что в декабре 2019 года спрос на ИТ-специалистов в Казахстане увеличился на 18% по сравнению с декабрем 2018 года.
 
Это прекрасные новости, потому что описанные выше тренды создают беспрецедентные возможности для развития рынка ИТ Казахстана. Нам досталась очень сильная советская инженерная школа, которая, к счастью, все еще генерирует специалистов неплохого уровня. Кроме того, Казахстан является региональным центром притяжения рабочей силы по причине более высокого уровня жизни. Сейчас удачное время для того, чтобы использовать наш потенциал для построения ресурсного аутсорсингового центра IT-специалистов, работающих на внешний рынок.

Самыми яркими примерами создания центров аутсорсинга IT-ресурсов, являются Индия и Беларусь. В Беларуси экспортная выручка компаний парка высоких технологий в 2018 году составила $1,4 млрд, что составило 5,5% от ВВП страны, а это сопоставимо с сельским хозяйством (6,4%), строительством (5,4%), транспортом (5,8%). К 2022 году доля ИТ-сектора в ВВП, по прогнозу экспертов, вырастет до 10%.

Компании со всего мира заказывают разработку в ресурсных центрах Индии, где работают такие гиганты как Tata Consultancy Services (почти 500 тыс. сотрудников, капитализация более $100 млрд), Infosys (228 тыс. сотрудников, капитализация $43,5 млрд), Wipro (187 тыс. сотрудников, капитализация более $17 млрд).

Для того, чтобы Казахстан вышел на глобальный рынок IT-аутсорсинга, необходимо развивать наши IT-компании, повышая уровень квалификации ресурсов, внедряя международные стандарты разработки, сопровождения, безопасности. Это системная работа, в которой объединение усилий бизнеса и государства может дать огромный эффект, в виде диверсификации экономики, получения валютной выручки, роста экономической активности и налоговых отчислений.
 

banner_wsj.gif

1517 просмотров

Food Delivery Business Booms in Kazakhstan

Many people want to minimize personal contacts during the quarantine

Photo: Ofeliya Zhakaeva

Two Kazakhstani cities, Nur-Sultan and Almaty, are now under quarantine. All cafes and restaurants are obliged to work with food delivery services. This market rose exponentially after an emergency was declared amid the global coronavirus pandemic, with people wanting to reduce any social contact.

Food is in priority 

For now, the only food market driver is through delivery, with the number of orders increasing by three to four times in recent days. On March 15 Arbuz.kz, a food delivery service, found itself in a situation where it needs many more refrigerator trucks, says Aleksey Lee, CEO of Arbuz.kz. He refused to specify an exact number of trucks because the situation changes very fast.

The company hired new staff for its call center, with employees in the call center working 14 to 16 hours per day. At the moment they just receive and process orders, so the obligation to keep client relations was temporarily transferred to delivery men. 

To protect staff, the company provided personnel with masks; regular medical check-ups are also underway. If the client pays online, the delivery is made without any contact; a delivery man just sets the product on the floor, knocks on the door and leaves. Cars that are used for delivery should be cleaned after each route. 

The delivery zone is expanded

According to Chocofood.kz, the increase in the orders is medium. Nikolay Sherbakov, the company CEO, said that some of his employees work distantly. All orders paid online are delivered without contact with clients. In this company, delivery personnel are also provided with medical masks as well as sanitizers for hands and their delivery bags. 

Because of lack of sanitizers on the market, the company produces them on its own. While national currency is devalued, the public food industry doesn’t work and food delivery demand rises, the prices might also go up, Sherbakov said. So far Chocofood.kz sees a flurry of orders and tries to support the stable work of all business processes.

“To make delivery from as many restaurants as we can to the maximum number of clients, that is our current goal,” the Chocofood.kz CEO says. To achieve this goal, their delivery zone was expanded, thanks to no traffic jams on the roads.

No subscription any more

International delivery service Glovo is expanding the line of products it can carry including restaurant meals, grocery food, medicine, and mail.

If Glovo clients do not want to contact the delivery man, they have to pay online and make a proper comment in the service application. Delivery will be made in a door-to-door manner and the carrier just makes a call; no client’s signature is needed. As the company representative noted, if the situation with COVID-19 worsens, the option to pay by cash might be deleted from the application.

Again, Glovo carriers have all needed sanitizers, masks, and gloves. Moreover, delivery personnel are obliged to clean their bags with alcohol-based sanitizers.
 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif