Перейти к основному содержанию

1608 просмотров

Как изменился рынок общепита в крупных городах Казахстана

Количество заведений выросло за 2019 год на 17,7%

Фото: Shutterstock

Число заведений общественного питания в Актобе, Алматы, Караганде, Нур-Султане и Шымкенте выросло за год на 17,7% и приблизилось к 10 тысячам. Наибольшую динамику показал Алматы, где за год общее число заведений выросло более чем на четверть. Наименьшая динамика — у Актобе с 5%. 

Картографический сервис 2ГИС проанализировал сферу общественного питания в пяти крупных городах страны и выяснил, какие форматы становятся в них всё популярнее. Быстрее всего росло число точек с напитками навынос, суши-баров и кофеен. 

Рейтинг городов по приросту количества заведений общественного питания

8948919.jpg

С января 2019 года по январь 2020 года. Данные 2ГИС

Динамичнее всего в крупнейших городах развивался сегмент точек по продаже напитков навынос — фреш-бары с соками и мини-кофейни, а также автоматов по продаже напитков. Их число за прошлый год практически удвоилось и достигло 4 397 точек.

Быстро развиваются и формат заведения с японской кухней — суши-баров стало больше в полтора раза. Следом по приросту заведений идут кофейни и кондитерские (+39,9%), бары (+32,8%) и пиццерии (+31%). 

Демократичные форматы — кафе, кулинарии и столовые — показали динамику в пределах 12–14%. А самой консервативным сегментом рынка общепита стали рестораны, число которых в крупнейших городах Казахстана выросло за год всего на 8,3%.   

Рейтинг форматов по приросту количества заведений в городах

22224564.jpg

С января 2019 года по январь 2020 года

Чаще всего пользователи ищут кафе и рестораны — на них приходится, соответственно, по 27,4% и 25,4% запросов, связанных с поиском заведений общепита. Скромная динамика роста числа таких заведений не мешает им быть популярными — пользователи интересуются контактами кафе и ресторанов, чтобы забронировать столики и найти их официальные страницы в интернете и аккаунты в соцсетях. 

Реже на карте ищут точки с безалкогольными напитками и кулинарии — в сумме чуть более 1% от всех запросов про общепит. Это объясняется тем, что в такие заведения посетители часто заглядывают по пути. 

Динамика по городам

Популярность форматов общественного питания в разных городах отличается. В крупнейших городах растёт популярность кофеен или баров, а в других городах продолжается рост более демократичных сегментов, которые в Нур-Султане и Алматы уже не так популярны — например, пиццерий.

Актобе 

В Актобе резко выросло число фреш-баров и мини-кофеен — более чем втрое до 23 точек за прошлый год. Впечатляющую динамику показали и пиццерии — почти двукратный рост с 6 до 11 заведений. Третий по динамике роста сегмент — суши-бары (+55,6% до 14 точек). В то же время в городе практически не изменилось число столовых (рост за год — +1,4% до 150 заведений).

Алматы

Алматы — лидер по числу заведений общепита в Казахстане. Наиболее динамично здесь росли точки с безалкогольными напитками и кофе — на 120,8% до 212. Следом идут кофейни и кондитерские — сегмент прибавил 62,1% и теперь включает 428 заведений. На третьем месте по динамике роста — суши-бары. Теперь в Алматы работает 65 заведений с суши и роллами в меню — это на 51,2% больше, чем в начале 2019 года. Самая скромная динамика в Алматы — у кулинарий (рост на 3,3% до 95 заведений) и ресторанов (+5,2% до 550).

Караганда

В Караганде быстро набирают популярность два формата общественного питания: точки с безалкогольными напитками и кофе (число удвоилось до 8) и пиццерии (рост на 87,5% до 15). Резкий рост произошёл и в сегменте суши-баров — на 38,9% до 25.

Нур-Султан

Лидер по динамике в столице Казахстана — формат суши-баров (рост точек на 74,1% до 47 заведений). Вдвое меньшие темпы роста — у баров (+38,5% до 518 точек) и фреш-баров и мини-кофеен (+36,4% до 60). Скромную динамику показал такой демократичный сегмент, как фастфуд — всего на 2,7% до 426 точек.

Шымкент 

В Шымкенте развиваются все без исключения форматы, но наибольший прирост — в сегменте фреш-баров и мини-кофеен, которые прибавили сразу 191,7%. Теперь в городе 35 таких точек. Заметно отстают, но тоже показывают внушительную динамику бары (+58,1% до 185 заведений). Трендом для города стало и увеличение числа пиццерий — за год их количество выросло на 57,1% до 11. Самый незначительный рост отмечается в сегменте кафе — их число увеличилось на 7,3% до 646 заведений.

banner_wsj.gif

1517 просмотров

Food Delivery Business Booms in Kazakhstan

Many people want to minimize personal contacts during the quarantine

Photo: Ofeliya Zhakaeva

Two Kazakhstani cities, Nur-Sultan and Almaty, are now under quarantine. All cafes and restaurants are obliged to work with food delivery services. This market rose exponentially after an emergency was declared amid the global coronavirus pandemic, with people wanting to reduce any social contact.

Food is in priority 

For now, the only food market driver is through delivery, with the number of orders increasing by three to four times in recent days. On March 15 Arbuz.kz, a food delivery service, found itself in a situation where it needs many more refrigerator trucks, says Aleksey Lee, CEO of Arbuz.kz. He refused to specify an exact number of trucks because the situation changes very fast.

The company hired new staff for its call center, with employees in the call center working 14 to 16 hours per day. At the moment they just receive and process orders, so the obligation to keep client relations was temporarily transferred to delivery men. 

To protect staff, the company provided personnel with masks; regular medical check-ups are also underway. If the client pays online, the delivery is made without any contact; a delivery man just sets the product on the floor, knocks on the door and leaves. Cars that are used for delivery should be cleaned after each route. 

The delivery zone is expanded

According to Chocofood.kz, the increase in the orders is medium. Nikolay Sherbakov, the company CEO, said that some of his employees work distantly. All orders paid online are delivered without contact with clients. In this company, delivery personnel are also provided with medical masks as well as sanitizers for hands and their delivery bags. 

Because of lack of sanitizers on the market, the company produces them on its own. While national currency is devalued, the public food industry doesn’t work and food delivery demand rises, the prices might also go up, Sherbakov said. So far Chocofood.kz sees a flurry of orders and tries to support the stable work of all business processes.

“To make delivery from as many restaurants as we can to the maximum number of clients, that is our current goal,” the Chocofood.kz CEO says. To achieve this goal, their delivery zone was expanded, thanks to no traffic jams on the roads.

No subscription any more

International delivery service Glovo is expanding the line of products it can carry including restaurant meals, grocery food, medicine, and mail.

If Glovo clients do not want to contact the delivery man, they have to pay online and make a proper comment in the service application. Delivery will be made in a door-to-door manner and the carrier just makes a call; no client’s signature is needed. As the company representative noted, if the situation with COVID-19 worsens, the option to pay by cash might be deleted from the application.

Again, Glovo carriers have all needed sanitizers, masks, and gloves. Moreover, delivery personnel are obliged to clean their bags with alcohol-based sanitizers.
 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif