Перейти к основному содержанию

833 просмотра

Электронная тропа для легпрома

Поднять спрос на казахстанские бренды одежды и обуви Минторг РК предлагает через более активный выход производителей на электронные торговые площадки

Коллаж: Вадим Квятковский, фото: Олег Спивак

50 аккаунтов на площадках Alibaba и Wildberries закупило Министерство торговли и интег­рации РК. Это было сделано еще в прошлом году, чтобы проверить гипотезу о том, какие одежда и обувь могут быть востребованы на внешних рынках.

Вывод – свою нишу казахстанский продукт найти может. Параллельно Минторг рекомендует отечественному производителю осваивать казахстанские маркетплейсы.

«Сегодня на рынке функционируют около 13 развивающихся казахстанских торговых площадок, – говорит вице-министр торговли и интеграции Азамат Аскарулы. – Такие маркетплейсы, как Kaspi.kz, flip.kz, имеют около 20 категорий товаров и услуг, в том числе и продукцию легкой промышленности, и наши производители вполне могли бы размещаться на этих площадках».

E-торговля как спасение от арендной платы

Казахстанские представители легкой промышленности видят в электронных торговых площадках альтернативу традиционным ретейл-площадям. С последними у отечественных брендов проб­лемы – открывать магазины в ТРЦ класса А казахстанским производителям в большинстве своем не по карману: арендные ставки слишком высоки. А торговые площади более низкого класса зачастую не обеспечивают необходимого клиентского потока. В результате борьбу за потребителя казахстанский производитель проигрывает зарубежным компаниям.

Директор ТОО «АГФ-групп», крупнейшего производителя текстиля в Казахстане и поставщика IKEA, Гаухар Насырова утверждает:

«Например, турецкие компании пользуются дотацией со стороны государства при оплате арендной ставки в Казахстане. И казахстанские производители не могут конкурировать в таких условиях ввиду общего низкого уровня производства и сервиса. Однако 13–15 местных компаний все же пытаются «стоять» в таких ТРЦ, как MEGA и Dostyk или Shymkent Plaza, при этом испытывая колоссальную финансовую нагрузку».

По словам Насыровой, ТРЦ класса А снижать арендную плату не могут, потому что должны обслуживать кредиты, взятые на строительство этих ТРЦ. Выходов из ситуации два: государство либо будет дотировать арендную ставку для отечественного легпрома, либо создаст для них альтернативную торговую площадку. Ни тот ни другой вариант не выглядят эффективными, в отличие от создания электронной площадки специально для представителей казахстанского легпрома. 

Проходите, располагайтесь

Один из претендентов на роль маркетплейса-агрегатора для отечественного легпрома – сеть партнерских продаж BMC Sales. Платформа создана несколько лет назад ТОО «Bench Mark Consulting». Директор этой компании Аскер Башеев заявляет, что на их площадке вполне могли бы работать все представители легкой промышленности страны.

«Разработка такой облачной цифровой платформы с нуля потребует немалых финансовых вложений и времени, но у нас уже есть готовая отечественная цифровая платформа», – говорит Башеев.

И с точки зрения функционала, и с точки зрения юзабилити BMC Sales пока далеко до Alibaba и Wildberries, но у компании есть реальный опыт расширения продаж за счет е-commerce. По словам Башеева, за пять лет функционирования платформы сеть BMC из небольшого бутика выросла до крупного поставщика детской и школьной одежды в республике, охватив в первую очередь столичный рынок.

Три года назад в рамках собственной программы импортозамещения BMC расширила свое производство и открыла швейную фабрику детской и школьной одежды. Теперь создатели платформы готовы запустить на нее других казахстанских производителей. Взамен предлагают Министерству торговли и интеграции определить облачную цифровую платформу BMC Sales одним из основных инфраструктурных инструментов развития внутренней и внешней электронной торговли. На практике это будет означать выделение бюджетных средств, как поясняет Башеев, на популяризацию платформы и обучение участников пользованию интернет-магазинами и интегрированными в платформу цифровыми сервисами. 

Кто хочет, тот найдет

Основатель торговой марки Marino Madi Мади Сыпатаев, который продает одежду своего бренда на рынках Франции и Италии, вышел на площадку Alibaba без всякой господдержки. Производство этого казахстанского дизайнера пока дислоцируется в Европе, но он не исключает, что развернет производство и на родине с ориентиром на Китай.

Помочь в продвижении на китайском рынке через Alibaba должен известный казахстанский певец Димаш Кудайберген, популярный в КНР.

«Мы рассматриваем возможность частичного производства продукции в Казахстане с дальнейшими поставками через Alibaba на рынки Америки, Европы, Китая, – говорит Сыпатаев. – Сейчас мы пытаемся создать коллаборацию с Димашем Кудайбергеном, с нашими известными спортсменами – думаем, этот опыт может хорошо повлиять на работу и на продвижение Казахстана, популяризацию нашей страны, так как иностранцы через одежду нас узнают, через принты на футболках и поло».

banner_wsj.gif

1535 просмотров

Food Delivery Business Booms in Kazakhstan

Many people want to minimize personal contacts during the quarantine

Photo: Ofeliya Zhakaeva

Two Kazakhstani cities, Nur-Sultan and Almaty, are now under quarantine. All cafes and restaurants are obliged to work with food delivery services. This market rose exponentially after an emergency was declared amid the global coronavirus pandemic, with people wanting to reduce any social contact.

Food is in priority 

For now, the only food market driver is through delivery, with the number of orders increasing by three to four times in recent days. On March 15 Arbuz.kz, a food delivery service, found itself in a situation where it needs many more refrigerator trucks, says Aleksey Lee, CEO of Arbuz.kz. He refused to specify an exact number of trucks because the situation changes very fast.

The company hired new staff for its call center, with employees in the call center working 14 to 16 hours per day. At the moment they just receive and process orders, so the obligation to keep client relations was temporarily transferred to delivery men. 

To protect staff, the company provided personnel with masks; regular medical check-ups are also underway. If the client pays online, the delivery is made without any contact; a delivery man just sets the product on the floor, knocks on the door and leaves. Cars that are used for delivery should be cleaned after each route. 

The delivery zone is expanded

According to Chocofood.kz, the increase in the orders is medium. Nikolay Sherbakov, the company CEO, said that some of his employees work distantly. All orders paid online are delivered without contact with clients. In this company, delivery personnel are also provided with medical masks as well as sanitizers for hands and their delivery bags. 

Because of lack of sanitizers on the market, the company produces them on its own. While national currency is devalued, the public food industry doesn’t work and food delivery demand rises, the prices might also go up, Sherbakov said. So far Chocofood.kz sees a flurry of orders and tries to support the stable work of all business processes.

“To make delivery from as many restaurants as we can to the maximum number of clients, that is our current goal,” the Chocofood.kz CEO says. To achieve this goal, their delivery zone was expanded, thanks to no traffic jams on the roads.

No subscription any more

International delivery service Glovo is expanding the line of products it can carry including restaurant meals, grocery food, medicine, and mail.

If Glovo clients do not want to contact the delivery man, they have to pay online and make a proper comment in the service application. Delivery will be made in a door-to-door manner and the carrier just makes a call; no client’s signature is needed. As the company representative noted, if the situation with COVID-19 worsens, the option to pay by cash might be deleted from the application.

Again, Glovo carriers have all needed sanitizers, masks, and gloves. Moreover, delivery personnel are obliged to clean their bags with alcohol-based sanitizers.
 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif