982 просмотра

Электронная тропа для легпрома

Поднять спрос на казахстанские бренды одежды и обуви Минторг РК предлагает через более активный выход производителей на электронные торговые площадки

Коллаж: Вадим Квятковский, фото: Олег Спивак

50 аккаунтов на площадках Alibaba и Wildberries закупило Министерство торговли и интег­рации РК. Это было сделано еще в прошлом году, чтобы проверить гипотезу о том, какие одежда и обувь могут быть востребованы на внешних рынках.

Вывод – свою нишу казахстанский продукт найти может. Параллельно Минторг рекомендует отечественному производителю осваивать казахстанские маркетплейсы.

«Сегодня на рынке функционируют около 13 развивающихся казахстанских торговых площадок, – говорит вице-министр торговли и интеграции Азамат Аскарулы. – Такие маркетплейсы, как Kaspi.kz, flip.kz, имеют около 20 категорий товаров и услуг, в том числе и продукцию легкой промышленности, и наши производители вполне могли бы размещаться на этих площадках».

E-торговля как спасение от арендной платы

Казахстанские представители легкой промышленности видят в электронных торговых площадках альтернативу традиционным ретейл-площадям. С последними у отечественных брендов проб­лемы – открывать магазины в ТРЦ класса А казахстанским производителям в большинстве своем не по карману: арендные ставки слишком высоки. А торговые площади более низкого класса зачастую не обеспечивают необходимого клиентского потока. В результате борьбу за потребителя казахстанский производитель проигрывает зарубежным компаниям.

Директор ТОО «АГФ-групп», крупнейшего производителя текстиля в Казахстане и поставщика IKEA, Гаухар Насырова утверждает:

«Например, турецкие компании пользуются дотацией со стороны государства при оплате арендной ставки в Казахстане. И казахстанские производители не могут конкурировать в таких условиях ввиду общего низкого уровня производства и сервиса. Однако 13–15 местных компаний все же пытаются «стоять» в таких ТРЦ, как MEGA и Dostyk или Shymkent Plaza, при этом испытывая колоссальную финансовую нагрузку».

По словам Насыровой, ТРЦ класса А снижать арендную плату не могут, потому что должны обслуживать кредиты, взятые на строительство этих ТРЦ. Выходов из ситуации два: государство либо будет дотировать арендную ставку для отечественного легпрома, либо создаст для них альтернативную торговую площадку. Ни тот ни другой вариант не выглядят эффективными, в отличие от создания электронной площадки специально для представителей казахстанского легпрома. 

Проходите, располагайтесь

Один из претендентов на роль маркетплейса-агрегатора для отечественного легпрома – сеть партнерских продаж BMC Sales. Платформа создана несколько лет назад ТОО «Bench Mark Consulting». Директор этой компании Аскер Башеев заявляет, что на их площадке вполне могли бы работать все представители легкой промышленности страны.

«Разработка такой облачной цифровой платформы с нуля потребует немалых финансовых вложений и времени, но у нас уже есть готовая отечественная цифровая платформа», – говорит Башеев.

И с точки зрения функционала, и с точки зрения юзабилити BMC Sales пока далеко до Alibaba и Wildberries, но у компании есть реальный опыт расширения продаж за счет е-commerce. По словам Башеева, за пять лет функционирования платформы сеть BMC из небольшого бутика выросла до крупного поставщика детской и школьной одежды в республике, охватив в первую очередь столичный рынок.

Три года назад в рамках собственной программы импортозамещения BMC расширила свое производство и открыла швейную фабрику детской и школьной одежды. Теперь создатели платформы готовы запустить на нее других казахстанских производителей. Взамен предлагают Министерству торговли и интеграции определить облачную цифровую платформу BMC Sales одним из основных инфраструктурных инструментов развития внутренней и внешней электронной торговли. На практике это будет означать выделение бюджетных средств, как поясняет Башеев, на популяризацию платформы и обучение участников пользованию интернет-магазинами и интегрированными в платформу цифровыми сервисами. 

Кто хочет, тот найдет

Основатель торговой марки Marino Madi Мади Сыпатаев, который продает одежду своего бренда на рынках Франции и Италии, вышел на площадку Alibaba без всякой господдержки. Производство этого казахстанского дизайнера пока дислоцируется в Европе, но он не исключает, что развернет производство и на родине с ориентиром на Китай.

Помочь в продвижении на китайском рынке через Alibaba должен известный казахстанский певец Димаш Кудайберген, популярный в КНР.

«Мы рассматриваем возможность частичного производства продукции в Казахстане с дальнейшими поставками через Alibaba на рынки Америки, Европы, Китая, – говорит Сыпатаев. – Сейчас мы пытаемся создать коллаборацию с Димашем Кудайбергеном, с нашими известными спортсменами – думаем, этот опыт может хорошо повлиять на работу и на продвижение Казахстана, популяризацию нашей страны, так как иностранцы через одежду нас узнают, через принты на футболках и поло».

banner_wsj.gif

Новостройки: ждать или покупать

Экспертное мнение основателя сайта korter.kz

Фото: Офелия Жакаева

Девальвация национальной валюты на фоне пандемии и падения цен на нефть поставила под угрозу накопления людей. Многие задаются вопросами: как изменятся цены на жилье, брать ли жилье сейчас или отложить покупку? Основываясь на реальных цифрах, проанализируем динамику цен и рис­ки покупки жилья в текущих условиях. 

Цена вопроса

Пока новостройки возводят из материалов, закупленных по докризисным ценам, большинство застройщиков сможет удерживать стоимость квартир на прежнем уровне.  

В начале марта купить квартиру в новостройках Нур-Султана можно было по цене $830 за кв м. Меньше чем за месяц, к 1 апреля, из-за девальвации стоимость квадратного метра снизилась почти на 15% – до $700.

Плановое смягчение карантинных мер в апреле привело к укреплению тенге. В итоге к 1 мая средняя цена квадрата в Нур-Султане подросла до $740, в Алматы – до $1 060. Минимальный порог пройден, цена в долларах будет расти и дальше, так как застройщики будут повышать цены на жилье, как только столкнутся с закупкой подорожавших материалов.

Влияние внешних факторов на строительный рынок имеет эффект запоздания в пару месяцев. Поэтому потенциальным покупателям не стоит откладывать покупку – уже летом цена в Нур-Султане может вернуться к отметке $830 за кв. м.

При выборе жилья стоит учитывать, что цена квадрата в новостройках экономкласса может отличаться от цены элитного жилого комплекса (ЖК) в несколько раз. Так, в Актау цены на экономичное жилье начинаются от 75,8 тыс. тенге за кв м, что в 13,2 раза меньше, чем цены в самых дорогих новостройках – 1 млн тенге за кв м. В Алматы стоимость нового жилья может отличаться в 7,4 раза, а в Нур-Султане  – в 6 раз. Самые низкие цены на квадрат экономкласса – в Актау (75,8 тыс. тенге),  Актобе (120 тыс. тенге) и Атырау (130 тыс. тенге). А самые высокие – в Шымкенте (205 тыс. тенге), Караганде (190 тыс. тенге) и Кокшетау (180 тыс. тенге). Что касается элитного жилья, то тут безусловный лидер – Алматы с ценой 1,26 млн за квадратный метр. В столице квадрат в ЖК элиткласса составляет 830 тыс. тенге.

Screenshot_1_7.png

Как минимизировать риски

С одной стороны, по фактору цены сейчас хорошее время для покупки, но с другой – возросли риски купить квартиру в потенциальном недострое. 

Чтобы снизить риск, детально изучайте опыт застройщика и его репутацию на рынке. Ознакомьтесь с его объектами и проектной документацией заинтересовавшего вас дома. За этапами строительства вашего потенциального жилья можно следить онлайн – актуальные сведения и свежие фото со стройплощадок размещаются как на сайтах застройщиков, так и на цифровых порталах, где собрана информация обо всех новостройках. Выбор квартиры в ЖК, где предоставляются гарантии на завершение строительства от Фонда гарантирования жилищного строительства, еще больше минимизирует ваши риски.

Застройщики Казахстана практически не прекращали строительство во время ЧП. Большинство из них имеет финансовые резервы на случай непредвиденных обстоятельств. Но такой форс-мажор, как пандемия, вполне может увеличить процесс строительства на несколько месяцев от заявленных сроков, и это нормально в сложившихся обстоятельствах.

Подведем итог

Снижения цен на новое жилье в ближайшем будущем ожидать не стоит. К тому же сейчас девелоперы готовы предложить заинтересованному покупателю дополнительные скидки. Риски же существуют, но их можно минимизировать, собрав детальную информацию о застройщике. Поэтому обдуманная покупка квартиры в новостройке в текущих условиях, на мой взгляд, – хорошая стратегия.

Screenshot_2_5.png

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер