1332 просмотра

Казахстанские продюсеры добиваются прозрачности в сфере доходов от кино

Как «электронный» билет может изменить индустрию

Иллюстрация: Shutterstock

Деньги в казахстанском кинопроизводстве – тема самая обсуждаемая и в то же время самая закрытая. Недавно мы писали о самых кассовых фильмах 2019 года и о том, какие направления сегодня в кино по-прежнему востребованы, однако огромная часть денег в этой сфере вращается «по-черному» и исправить эту ситуацию должно внедрение так называемого «единого электронного кинобилета», а также пересмотр принципов выделения денег студиям на сложные постановки.  

Надо сказать, что возможностей «пилить» на этапе выделения бюджета сегодня стало не так очевидно. Сегодня на рынке всем примерно известно, сколько стоит обыкновенный среднестатистический казахстанский не сложнопостановочный фильм.  Поэтому всегда в таких случаях слишком завышенные бюджеты, которые иногда подают на питчинги молодые продюсеры, кажутся весьма и весьма странными и наводящими на определенные мысли. 

Однако вот когда производство фильма уже доходит до стадии проката и киносборов, здесь наступает более темный этап, проконтролировать который не всегда в должной степени удается. 

По официальным данным, за один только 2018 год кассовые сборы по прокату и отечественных, и зарубежных кинокартин составили 19 млрд тенге. За 2019 год точные итоги пока не подведены, но эта цифра в любом случае не будет сильно отличаться в меньшую сторону, ибо кинорынок в Казахстане вполне стабилен. 

«Но в общем и целом это серые цифры. Мы не видим полную картину, у нас абсолютно непрозрачный рынок. Только 40% прокатчиков имеют электронные кассы, и мы не можем посмотреть количество посещений, градацию и так далее, – рассказывает председатель правления Государственного центра поддержки национального кино Гульнара Сарсенова. – Практически во всех развитых странах уже давно существует единый кинобилет – система, которая показывает количество проданных билетов и точную информацию по сеансам. На основе этих данных можно сделать подробную аналитику портрета кинозрителя, вычислить возрастной ценз, увидеть, какие слои населения ходят в кино, понять, какие фильмы рентабельны и какие темы действительно популярны. Это новый перспективный стандарт открытого цивилизованного рынка кинопроката».  

С этим связан и другой важный момент – привлечение частного капитала. Бизнесмены не хотят вкладываться в кинопроизводство, потому что не могут проследить движение своих средств. А если он это видит, то это дает толчок для инвестирования. Например, Голливуд «сидит» на частном финансировании, государственные деньги там практически не привлекаются. Но эта ситуация менялась в течение десятилетий. Думаю, мы к этому придем. 

Со своей стороны, мы постараемся убедить всех владельцев кинотеатров перейти на эту систему, потому что от этого выиграют все. 
По словам госпожи Сарсеновой, есть смысл воспользоваться опытом России. Ведь с внедрением у них единого кинобилета доходы владельцев кинотеатров, кинопрокатчиков возросли на 12-15 процентов. То же самое можно сказать и о производителях – оборот и бокс-офис российских фильмов увеличился в 1,5-2 раза.

В настоящее время в Казахстане снимают около 70 фильмов в год. Большая часть из них – на частные средства. На широкие экраны выходит около 40 картин в год. Остальные 30 – это картины фестивальные, которые либо совсем не предназначены для широкого кинопоказа, либо предназначены для очень узкой аудитории, а также т.н. «долгосъем» – проекты, которые не удалось довести до полноценного завершения. Из вышедших 40 фильмов только 20% были сняты с участием государства, в связи с чем сейчас сложилось своего рода жанровое разделение.

Комедии, мелодрамы и криминал снимаются на деньги частных инвесторов, а сложнопостановочные исторические фильмы или байопики – на государственные деньги, при поддержке главной киностудии страны – «Казахфильма». При этом парадокс – фильмы-байопики о выдающихся фигурах истории страны снимаются будто бы «в никуда». Их бюджет,  как правило, не менее миллиона долларов, при этом огромное число из них не стоит в прокате больше двух недель. А некоторые и вовсе снимаются через несколько дней,  как это произошло с фильмом «Композитор» о жизни известного китайского композитора Сянь Синьхая, последние годы которого прошли в Алматы. Или же как это случилось с фильмом об известном спортсмене и олимпийском чемпионе Жаксылыке Ушкемпирове, который сняли с проката через  несколько дней показа. Получается невиданная ситуация – на фильмы о видных исторических персонажах тратятся миллионы долларов, но публика их фактически не видит. То есть пропагандистско-имиджевый эффект тоже не работает. А у частных инвесторов, понятное дело, нет таких средств, чтобы «поднять» полноценный байопик. 

Центр поддержки национального кино сейчас старается выправить и этот перекос, выделяя деньги на исторические сложные постановки частным студиям. Отношения с каждой из студий также предполагаются индивидуальные, ибо форма сотрудничества над каждым проектом может быть разной. Если центр выделяет на картину 100% бюджета, тем пропорциональнее будет отдача – вплоть до 50% средств от сборов, хотя на этапе питчинга это оговаривается персонально. Бывает и другое – центр может вложить половину средств в создание фильма или же поддержать его на этапе постпродакшна, как это случилось с несколькими фильмами, уже выходящими в прокат. Например, с черной комедией «Жаным, ты не поверишь!». 

На днях завершается уже второй питчинг, организованный центром поддержки национального кино. И, вероятно, что жанрово казахстанское кино в ближайшие годы удастся разнообразить. Что же до сборов – остается ждать конца года и итогов, а также согласия прокатчиков на единый электронный билет. 

banner_wsj.gif

64 просмотра

Как виртуальные организации формируют почти бесконечный спрос

Авторская колонка CEO Prime Source Евгения Щербинина

Фото: Depositphotos/kentoh

Совсем скоро среднестатистический человек будет проводить половину своего времени в интернете, сейчас – более 40%. Такие цифры приводят We Are Social и Hootsuite в ежегодном отчете Digital 2020. Это глобальные цифры, показатели по разным странам отличаются.

По данным исследователей, среднестатистический пользователь проводит в интернете 6 часов 43 минуты каждый день, или более 100 дней в год.

В совокупности глобальная аудитория интернета будет онлайн 1,25 млрд лет за один только 2020 год. Уберите время на сон, и получается, что среднестатистический человек почти 40% своего времени проводит в интернете. Бизнесу осталось грамотно предложить свой продукт покупателю в сети.

В нецифровом мире для того, чтобы продать товар, организации нужно арендовать место на рынке, дать рекламу, после чего, возможно, пойдут клиенты. В цифровом мире этот процесс устроен иначе. 

Первое. Для привлечения клиентов в сети существует несколько инструментов.

Маркетплейсы. Это цифровые площадки, «витрины» где продавцы могут разместить свой товар. В Казахстане существует несколько таких ресурсов: kaspi.kz, Сhocomart, ForteMarket и другие. Поток клиентов обеспечивается за счет рекламы самой площадки и продвижения товара в поиске. Если в Казахстане мода на маркетплейсы только оформляется, у наших соседей – россиян – по данным аналитического агентства Data Insight, к концу года доля маркетплейсов в объеме онлайн-продаж может достигнуть 70%.

Social media marketing (SMM). Это продвижение сайта продавца в интернете – в поисковых запросах, социальных сетях. Долгое время считалось, что для продвижения необходимы специальные компетенции и так называемые СММ-менеджеры. 
Сегодня существуют интуитивно понятные инструменты-агрегаторы, при помощи которых простыми фильтрами можно настроить продвижение сайта на всех площадках.

Информирование. Речь идет о рассылке СМС, push-сообщений, рекламы в социальных сетях, звонках рекламного робота на основе геотаргетинга. Продавец может выбрать область на карте, возраст, пол и другие параметры клиента, на основании которых клиенту будет направлено сообщение (по настроенному событию). Например, салон красоты может автоматически раз в месяц рассылать сообщение о купоне со скидкой на посещение женщинам от 20 до 55 лет, живущим в радиусе километра.

Второе. Этап консультирования клиентов и оформления онлайн-заявки на сайте важен не менее, чем поиск покупателя. Раньше для оформления заявки на товар или услугу продавцу необходимо было либо иметь физический офис, либо создавать call-центр, приобретать и настраивать оборудование и программное обеспечение, нанимать и обучать персонал. Сегодня на этом этапе можно ограничиться онлайн-инструментами.

Аутсорсинг контактного центра. Предприниматель может нанять профессиональных операторов, которые будут консультировать и оформлять заказы на его товары и услуги. Примерами подобных аутсорсинговых контактных центров являются KT Cloud, «Транстелеком», Sanatel и другие. Такие контактные центры могут обеспечить обслуживание клиентов по видеосвязи, голосовому или текстовому каналу (мессенджеры, социальные сети, переписка на сайте).

Аренда программного обес­печения контактного центра (видео, голос, текст). Предприниматель может обеспечить своих операторов рабочими местами в уже созданной и работающей инфраструктуре контактного центра. Это экономит время и деньги, гарантирует мобильность.

Голосовые и текстовые роботы являются самым свежим, при этом самым недорогим способом обслуживания клиентов. Система с искусственным интеллектом может ответить на вопросы клиента и даже выполнить ту или иную транзакцию.

Третье. Не менее важен этап оплаты товара или услуги на меркетплейсе. Для того, чтобы принять оплату, раньше компания должна была иметь кассовый аппарат и терминал приема оплат по банковской карте. Сейчас оплату в интернет-магазине или маркетплейсе принимают, настроив интернет-эквайринг. В Казахстане такие услуги предлагает, к примеру, processing.kz.

Для приема оплаты в физических точках продаж используются двух- и трехкомпонентные устройства, одним действием принимающие оплату, создающие выбытие в учете и выполняющие фискализацию операции. Например, такой сервис предлагает ForteKassa.

Четвертое. Доставка товара или обмен документами. Почта и курьерские службы существуют давно, однако использование их для доставки товара было не процессом, а проектом, требующим каждый раз согласования условий и деталей. Это не позволяло встраивать сторонние логистические компании в автоматизированные бизнес-процессы организаций. Сегодня в этом направлении предлагаются альтернативные варианты.

Аутсорсинг доставки. Существуют компании, которые могут обеспечить доставку любого товара или организовать выполнение специфичной задачи, например, доставки карт с подписанием документов и идентификацией клиента. Заявки на доставку отправляются в цифровом виде либо прямо из системы заказчика, либо через систему самого сервиса доставки. Примером такого сервиса является Mykhat.

Сервис организации работы собственной курьерской службы. Для тех предпринимателей, которые считают более подходящим вариант использования собственных курьеров, существуют сервисы, предоставляющие полную инфраструктуру для организации их эффективной работы. Это приложения курьеров, программное обеспечение диспетчеров и искусственный интеллект, который автоматически принимает заявки и выстраи­вает умную логистику.

Пятое. Рабочие места сотрудников. Многие предприниматели уже сделали вывод, что приобретение собственного офиса обычно экономически нецелесообразно, так как процент по депозиту на сумму приобретения, как правило, выше стоимости аренды помещения.

Карантин сделал популярными ранее существовавшие инструменты организации и контроля удаленной работы сотрудников: сервис видеозвонков, контроль и управление задачами, мониторинг работы сотрудника на удаленном рабочем месте. Так что офисные помещения могут быть существенно сокращены, вплоть до полного отказа от физических офисов.

Воспользовавшись в полной мере возможностями современных технологий, организация может повысить удовлетворенность клиентов, сократить операционные расходы и увеличить выручку даже в условиях кризиса. Таким образом создается почти вечный спрос – довольные клиенты возвращаются за покупками, приводя с собой новых покупателей.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg