Перейти к основному содержанию

2082 просмотра

Как комфортная среда может влиять на стоимость жилья

Рассказывает директор Управляющей компании Property Management Group

Фото: Shutterstock

Если еще пять лет назад застройщики просто делили свои коммерческие площади на отдельные помещения по 100–150 квадратных метров и продавали их, то в последние два-три года топовые девелоперы, такие как BI Group, Bazis-А, Orda Invest поняли, что повышение ценности бренда возможно не только за счет PR-кампаний и строительства качественного жилья, но и за счет создания комфортной среды обитания для жильцов. Этот тренд особенно актуален для Нур-Султана, в котором жесткие погодные условия не способствуют развитию стрит-ритейла.

Чтобы предложить девелоперам эффективное решение по созданию комфортной  жилой среды, мы провели сплошное маркетинговое исследование рынка и определили оптимальное наполнение жилых комплексов разных классов по количеству квартир, площадям, внутренней и внешней инфраструктуре, добившись четкого эмпирического понимания для различных уровней жилья – от эконом до элиткласса. Ведь, например, для премиального или бизнес-объекта магазин класса эконом окажется неэффективен. Может быть, он и будет работать на внешний поток, но не создаст ценности для жильцов. Более того, поток внешних клиентов станет мешать жителям дома.

Для разработки концепции коммерческих площадей мы анкетировали ведущих сетевых операторов Казахстана, чтобы определить оптимальные параметры помещений в части конструктива (высота потолка, шаг колонн, нагрузка на перекрытия), инженерии (вентиляция, электрика и т. д.), планировочных решений для разделения потока жителей и внешних клиентов и паркинга. Все эти критерии были выстроены с позиции важности для рынка, под которым мы понимаем топовых сетевых операторов. Ритейлеры очень позитивно отнеслись к проекту, так как их планы развития на сегодняшний день ограничены отсутствием качественных коммерческих площадей в нужных им локациях. И когда они слышат, что ряд девелоперов обдумывают концептуальный подход к планированию среды обитания клиентов, многие высказывают готовность выкупать площади на этапе долевого строительства либо заключать долгосрочные договоры аренды, чтобы зайти в качественную локацию и работать там после завершения строительства.

Оценили проект и дольщики – приятно иметь дело с девелопером, который задумывается о жизненном цикле своего объекта на десятки лет вперед, думает о среде, в которой будет жить его клиент, а не построил, продал и забыл. И такой клиент порекомендует застройщика своему другу или родственнику.

Пока сложно оценить в цифрах повышение ценности жилья с развитой инфраструктурой и без – информация на рынке еще не накоплена. Но, думаю, добавочная стоимость составит не менее 20%.

В качестве примера объекта с развитой инфраструктурой можно привести ЖК «Highvill Astana» на улице Кошкарбаева в Нур-Султане. Квартиры в этом нишевом проекте в свое время продавались по $2 тыс. за кв. м, при средней цене на рынке $800–900 за «квадрат». Комплекс позиционировался как бизнес-класс за счет правильного концепта, хотя по параметрам застройки (плотность на гектар земли) под этот класс он не подходил.

Пока в Казахстане очень мало девелоперов, которые трепетно относятся к среде, создаваемой для клиентов, и мыслят в перспективе. Но те из них, которые будут правильно развивать инфраструктуру на этапе проектирования и брокериджа в период строительства, сохранят лидерство на рынке и будут снимать повышенную норму прибыли с квадрата по сравнению застройщиками, хаотично «выбрасывающими» коммерцию на рынок и теряющими контроль над ней.

В конечном итоге от продуманной концепции выиграют все: девелоперы, повысив стоимость бренда; ритейлеры, получив готовое для бизнеса помещение, не требующее капитальных переделок; и жители, которые обязательно оценят качественную инфраструктуру.

Я уверен, что в будущем на рынке жилья станут продаваться не «квадраты», а среда обитания, и клиенты будут выбирать комплекс не с позиции наличия мрамора или гранита в отделке, а с позиции внутренней и внешней инфраструктуры. При этом если внешняя инфраструктура зависит от девелопера лишь на этапе выбора участка, то внутреннюю он может создать сам.

banner_wsj.gif

1517 просмотров

Food Delivery Business Booms in Kazakhstan

Many people want to minimize personal contacts during the quarantine

Photo: Ofeliya Zhakaeva

Two Kazakhstani cities, Nur-Sultan and Almaty, are now under quarantine. All cafes and restaurants are obliged to work with food delivery services. This market rose exponentially after an emergency was declared amid the global coronavirus pandemic, with people wanting to reduce any social contact.

Food is in priority 

For now, the only food market driver is through delivery, with the number of orders increasing by three to four times in recent days. On March 15 Arbuz.kz, a food delivery service, found itself in a situation where it needs many more refrigerator trucks, says Aleksey Lee, CEO of Arbuz.kz. He refused to specify an exact number of trucks because the situation changes very fast.

The company hired new staff for its call center, with employees in the call center working 14 to 16 hours per day. At the moment they just receive and process orders, so the obligation to keep client relations was temporarily transferred to delivery men. 

To protect staff, the company provided personnel with masks; regular medical check-ups are also underway. If the client pays online, the delivery is made without any contact; a delivery man just sets the product on the floor, knocks on the door and leaves. Cars that are used for delivery should be cleaned after each route. 

The delivery zone is expanded

According to Chocofood.kz, the increase in the orders is medium. Nikolay Sherbakov, the company CEO, said that some of his employees work distantly. All orders paid online are delivered without contact with clients. In this company, delivery personnel are also provided with medical masks as well as sanitizers for hands and their delivery bags. 

Because of lack of sanitizers on the market, the company produces them on its own. While national currency is devalued, the public food industry doesn’t work and food delivery demand rises, the prices might also go up, Sherbakov said. So far Chocofood.kz sees a flurry of orders and tries to support the stable work of all business processes.

“To make delivery from as many restaurants as we can to the maximum number of clients, that is our current goal,” the Chocofood.kz CEO says. To achieve this goal, their delivery zone was expanded, thanks to no traffic jams on the roads.

No subscription any more

International delivery service Glovo is expanding the line of products it can carry including restaurant meals, grocery food, medicine, and mail.

If Glovo clients do not want to contact the delivery man, they have to pay online and make a proper comment in the service application. Delivery will be made in a door-to-door manner and the carrier just makes a call; no client’s signature is needed. As the company representative noted, if the situation with COVID-19 worsens, the option to pay by cash might be deleted from the application.

Again, Glovo carriers have all needed sanitizers, masks, and gloves. Moreover, delivery personnel are obliged to clean their bags with alcohol-based sanitizers.
 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif