Перейти к основному содержанию

2313 просмотров

Что ждать на казахстанском рынке жилой недвижимости в 2020 году

Прошлый год закрылся для отрасли в плюсе

Фото: Shutterstock

В сегменте жилой недвижимости в Казахстане в 2019 году наблюдался рост активности как на первичном, так и на вторичном рынке. Причиной появления и развития тренда эксперты рынка называют стабилизацию экономики и запуск государственных ипотечных прог­рамм (подробнее о тенденции и связанных с ней рисках – в №43 от 14 ноября прошлого года, статья «Стимул для роста»).

За 2019 год количество сделок по продаже жилья увеличилось на 21% и составило более 320 тыс. против 264,5 тыс. в 2018 году. Если сравнивать с 2016 годом, то количество сделок выросло практически вдвое.

Пиковое количество продаж жилой недвижимости в прошлом году пришлось на июль – тогда было зарегистрировано 32,5 тыс. сделок. Это значение на 41% больше, чем в июле 2018 года, и является абсолютным максимумом за пятилетку.

Выросший спрос подтолкнул цены на жилую недвижимость вверх. За год средняя стоимость продажи нового жилья поднялась до 293,5 тыс. тг (+6,4%), вторичного благоустроенного – до 200,4 тыс. тг (+6,2%), неблагоустроенного – до 125 тыс. тг (+5,7%) за квадрат, обогнав уровень инфляции (5,4%). Это наибольшие показатели роста после пиковых значений 2014–2015 годов, зафиксированные Комитетом по статистике МНЭ РК.  

По данным портала кrisha.kz,
средние цены предложения выросли в 15 из 17 регионов страны. В большинстве регионов Казахстана цены в тенге приблизились к додевальвационному уровню или даже превысили его.

Наибольший рост цен отмечен в Усть-Каменогорске – 21,9 % (217,2 тыс. тг/кв. м), Талдыкоргане – 20,3% (206,7 тыс. тг/кв. м) и Петропавловске – 17,1% (227,8 тыс. тг/кв. м). Отрицательную динамику показали Актау и Кызылорда, где цены упали на 3% (200,4 тыс. тг/кв. м) и 2,1%  (135,5 тыс. тг/кв. м) соответственно.

Дороже всего квартиры продавали в Алматы – в среднем за 409,2 тыс. тенге за кв.м, что выше показателя 2018 года на 12,6%. Это новый рекорд цен с 2008 года. Также в тройке лидеров по ценам Нур-Султан (339,4 тыс. тг/кв. м) и Атырау (260 тыс. тг/кв. м).

Самые бюджетные квартиры предлагались в Кызылорде (135,5 тыс. тг/кв. м), Актобе (149,7 тыс. тг/кв. м) и Таразе (171,4 тыс. тг/кв. м).
В этих городах цены остаются стабильными на протяжении двух-трех лет. Стоит сделать ремарку, что фактическая цена продажи объекта почти всегда отличается от цены предложения в меньшую сторону. Специалисты кrisha.kz оценивают разницу в 4–5%.

В новостройках обеих столиц цены (если ориентироваться на объявления портала кrisha.kz)
варьируются в диапазоне от 140 тыс. тг до 1,2–1,9 млн тг за квадрат. В пересчете по текущему обменному курсу цены на элитное жилье в Нур-Султане составляют 2,9 тыс евро за кв. м
и сопоставимы со средними ценами на первоклассное жилье в Куала-Лумпуре (2,7 тыс. евро/кв. м) и Кейптауне (3 тыс. евро/кв. м), а цены самой дорогой новостройки Алматы (4,5 тыс евро за кв. м) приближаются к средним значениям цен на лучшее жилье в Дубае (5,6 тыс. евро/кв. м).

Оценивая перспективы рынка жилья Казахстана в 2020 году, большинство экспертов сходятся во мнении, что превышение спроса над предложением и продолжение политики государства по обеспечению населения жильем приведет к сохранению темпов роста. Продажи жилья в 2020 году могут вырасти на 15%–20%, а цены – на 4%–7%.

infog1.jpg

434 просмотра

Прощайте, инфлюенсеры!

Основатель концепта Lulu и Meta Body о главных правилах успешной интернет-торговли

Фото: Depositphotos/4pmphoto@gmail

Всего 15% из ныне существующих интернет-магазинов в США являются успешными. Такие данные приводят исследователи из Boston Consulting Group.

Успешность небольшой доли американского онлайна определяется правильными настройками и современными подходами к виртуальному шопингу. Компания BCG совместно с Ipsos провела исследование, которое помогло выявить три главных правила этого подхода.

Первое – экономьте время покупателя; второе – предоставляйте скидки (87% глобальных покупателей ответили, что им важно знать, что они получили выгодную сделку); третье – подбирайте правильный ассортимент, не заставляя потребителя искать товар. Люди в наше время хотят получать удовольствие от покупок.

Эффективность интерактива

В целом, поведение потребителей еще пару лет назад начало переживать революционные изменения. Главная причина – это развитие интернета, проникновение его в мелкие города и появление все новых технологий, которые изменили не только способ приобретения товаров и услуг, но и всю коммуникацию в области покупки и потребления в целом. Сегодня мало кто осуществляет покупки без предварительного поиска и изучения их во всемирной сети, а интернет-магазины или маркетплэйсы – это сейчас самый быстрорастущий канал покупки.

Изменился и сам потребитель, для которого приобретение товаров или услуг все больше становится способом самовыражения и идентификации. Он ищет не товар вообще, а свой товар, свой бренд. При этом покупатель хочет приобретать не только надежные и качественные бренды по умеренным ценам, но и желает получить все здесь и сейчас, в удобное для него время и в удобном месте. Покупки становятся более обдуманными, избирательными и целенаправленными. И «в один клик». Так называемая usability – удобство и интуитивная простота в использовании технологий – становится важнейшим потребительским требованием.

Эпоха мультиканальности

Тем временем офлайн-магазины пока лидируют с большим отрывом от онлайн-площадок. Согласно данным GTC, 86% розничных продаж в США по-прежнему осуществляются в физических магазинах, но 53% всех решений о покупке в настоящее время «находятся под цифровым влиянием». Более того, исследовательская компания Forrester сообщает, что к 2022 году интернет будет оказывать еще большее влияние на процесс покупки покупателя, что отразится на более чем 40% продаж в магазине. Та же самая тенденция прослеживается и у нас – в Казахстане.

Еще один из последних трендов в потребительском поведении говорит нам о том, что эпоха покупки через один канал закончилась. Определение того, как и где покупатели совершают покупки, всегда являлось приоритетом для ритейлеров, и теперь мы знаем, что большинство потребителей проверяют несколько каналов, прежде чем совершить покупку. С психологической точки зрения это напоминает некий квест, который приводит к победе (поиск материалов и мнений в интернете, изучение цен и характеристик конкурентов, поиск лучшей цены, опрос среди близких и знакомых и уже сама покупка). В связи с этим меняются и медиапредпочтения людей. Рекламодатели в Казахстане уже третий год подряд сокращают бюджеты на ТВ-рекламу, перераспределяя их в диджитал, где активно усиливают свое присутствие и расширяют каналы размещения.

Серьезную роль в этом процессе играют новые каналы продаж. Кстати, касательно новых каналов: еще не так давно рекламодатели с удовольствием использовали для сотрудничества вайнеров и блогеров, например. Но в последнее время потребители, заметив эту ярко выраженную рекламную концепцию, начали легко замечать, что инфлюенсеры продвигают товары, которыми не пользуются, и, как следствие, терять доверие к ним. Я, как инфлюенсер, вижу, что наша «эра инфлюенса» идет к закату. Нужно общаться глубже и откровеннее.

Доверие к лидерам мнений

Потребитель сегодня ожидает искренности, честности от брендов. Так, один из известных косметических брендов Ipsy быстро уловил этот момент, и если с 2011 года бренд платил значительные суммы за рекламу своей косметики «лидерам мнений» в Instagram, то теперь предпочитает нанимать своих постоянных покупателей, которые готовы рекламировать бренд бесплатно.

Сохраняется тренд персонализации. Причем, если раньше под этим подразумевалось только добавить имя в email-рассылке, то сейчас этот метод значительно эволюционировал: потребитель желает не просто купить вещь, а приобрести ценный опыт, меняющий образ его жизни. Сегодня уже сами потребители ожидают персонализации от брендов: скидки, программа лояльности, использование бонусов, открытость потребителя к сбору данных для определения их привычек и поведения, создание качественного персонализированного контента в сети – это только основные инструменты.

Становится очевидным, что потребители хотят получить более богатый, более персонализированный опыт покупок, будь то лично в магазине или с помощью мобильного телефона. Меняются гендерные роли, что влияет на то, кто и как принимает решение о покупке. Сегодня мужчины все чаще ходят в магазины за товарами повсе­дневного спроса, или начинают приобретать косметику для себя самостоятельно, а женщины выбирают автомобили. Поскольку привычки потребления и модели принятия решения могут отличаться по гендерному признаку, производителям и ритейлерам приходится это учитывать.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif