Что ждать на казахстанском рынке жилой недвижимости в 2020 году

Прошлый год закрылся для отрасли в плюсе

Фото: Shutterstock

В сегменте жилой недвижимости в Казахстане в 2019 году наблюдался рост активности как на первичном, так и на вторичном рынке. Причиной появления и развития тренда эксперты рынка называют стабилизацию экономики и запуск государственных ипотечных прог­рамм (подробнее о тенденции и связанных с ней рисках – в №43 от 14 ноября прошлого года, статья «Стимул для роста»).

За 2019 год количество сделок по продаже жилья увеличилось на 21% и составило более 320 тыс. против 264,5 тыс. в 2018 году. Если сравнивать с 2016 годом, то количество сделок выросло практически вдвое.

Пиковое количество продаж жилой недвижимости в прошлом году пришлось на июль – тогда было зарегистрировано 32,5 тыс. сделок. Это значение на 41% больше, чем в июле 2018 года, и является абсолютным максимумом за пятилетку.

Выросший спрос подтолкнул цены на жилую недвижимость вверх. За год средняя стоимость продажи нового жилья поднялась до 293,5 тыс. тг (+6,4%), вторичного благоустроенного – до 200,4 тыс. тг (+6,2%), неблагоустроенного – до 125 тыс. тг (+5,7%) за квадрат, обогнав уровень инфляции (5,4%). Это наибольшие показатели роста после пиковых значений 2014–2015 годов, зафиксированные Комитетом по статистике МНЭ РК.  

По данным портала кrisha.kz,
средние цены предложения выросли в 15 из 17 регионов страны. В большинстве регионов Казахстана цены в тенге приблизились к додевальвационному уровню или даже превысили его.

Наибольший рост цен отмечен в Усть-Каменогорске – 21,9 % (217,2 тыс. тг/кв. м), Талдыкоргане – 20,3% (206,7 тыс. тг/кв. м) и Петропавловске – 17,1% (227,8 тыс. тг/кв. м). Отрицательную динамику показали Актау и Кызылорда, где цены упали на 3% (200,4 тыс. тг/кв. м) и 2,1%  (135,5 тыс. тг/кв. м) соответственно.

Дороже всего квартиры продавали в Алматы – в среднем за 409,2 тыс. тенге за кв.м, что выше показателя 2018 года на 12,6%. Это новый рекорд цен с 2008 года. Также в тройке лидеров по ценам Нур-Султан (339,4 тыс. тг/кв. м) и Атырау (260 тыс. тг/кв. м).

Самые бюджетные квартиры предлагались в Кызылорде (135,5 тыс. тг/кв. м), Актобе (149,7 тыс. тг/кв. м) и Таразе (171,4 тыс. тг/кв. м).
В этих городах цены остаются стабильными на протяжении двух-трех лет. Стоит сделать ремарку, что фактическая цена продажи объекта почти всегда отличается от цены предложения в меньшую сторону. Специалисты кrisha.kz оценивают разницу в 4–5%.

В новостройках обеих столиц цены (если ориентироваться на объявления портала кrisha.kz)
варьируются в диапазоне от 140 тыс. тг до 1,2–1,9 млн тг за квадрат. В пересчете по текущему обменному курсу цены на элитное жилье в Нур-Султане составляют 2,9 тыс евро за кв. м
и сопоставимы со средними ценами на первоклассное жилье в Куала-Лумпуре (2,7 тыс. евро/кв. м) и Кейптауне (3 тыс. евро/кв. м), а цены самой дорогой новостройки Алматы (4,5 тыс евро за кв. м) приближаются к средним значениям цен на лучшее жилье в Дубае (5,6 тыс. евро/кв. м).

Оценивая перспективы рынка жилья Казахстана в 2020 году, большинство экспертов сходятся во мнении, что превышение спроса над предложением и продолжение политики государства по обеспечению населения жильем приведет к сохранению темпов роста. Продажи жилья в 2020 году могут вырасти на 15%–20%, а цены – на 4%–7%.

infog1.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Россия снова открыла Казахстану окно в Европу

С 15 июля снят запрет на транзит санкционных товаров

Фото: Depositphotos / Lina_mo

Транзит товаров с Запада в Казахстан через РФ стал возможным благодаря запуску российской системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб на основе ГЛОНАСС. Оператором пломбирования в России определена компания «Центр развития цифровых платформ» (ЦРЦП). Пломбы с российским программным обеспечением будут ставиться на въезде в РФ и сниматься на выезде из нее. Происходить это будет на 20 автомобильных и 10 железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу России. Электронные пломбы помогут отследить, что санкционные товары были действительно доставлены в Казахстан, а не выгружены на территории РФ.

Как было до

Эмбарго на ввоз продуктов из ряда западных стран действует в РФ с 7 августа 2014 года (автоматически под санкции попал и транзит через территорию России). Запрет распространялся на поставки мясо-молочной и рыбной продукции, а также овощей и фруктов из стран ЕС, США, Канады и Норвегии, которые ввели антироссийские санкции из-за проведенного в Крыму в марте 2014 года референдума и последовавших за этим событий. Позднее под российское эмбарго попала продукция из Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна и Украины.
 
Эффект санкций можно увидеть на примере Украины, которая была крупным экспортером продуктов в Казахстан. Посол Украины в Казахстане Иван Кулеба на казахстанско-украинском бизнес-форуме в Нур-Султане в сентябре 2019 года сообщил, что с 2014 года в результате российских ограничений на транзит украинской продукции двусторонний товарооборот упал более чем в 4,5 раза – до $1 млрд в 2018 году.

Альтернативным маршрутом для украинских и европейских товаров стал закавказский маршрут через Грузию и Азербайджан. Однако он длиннее и сложнее – грузы нужно перегружать с морского транспорта на сухопутный и затем обратно на морской и сухопутный. Все это существенно влияет на стоимость и время транспортировки товаров до Казахстана и, соответственно, на их конкурентоспособность на местном рынке. 

Как стало после

После 15 июля этого года для того, чтобы доставить санкционные товары через РФ в Казахстан, перевозчик должен зарегистрироваться в системе ЦРЦП и как минимум за 2 часа до прохождения границы передать ему сведения о планируемой перевозке (код товара, его происхождение, страна отправления и назначения, предполагаемые даты транзита) и транспортном средстве. Оплатить услугу может не только перевозчик, но и грузоотправитель или грузополучатель. После активации пломбы водителю должны передать учетный талон, который он обязан сохранить на все время транзита и вернуть при выезде из России. Самостоятельное снятие пломбы будет распознано системой как несанкционированный доступ и попытка выгрузить запрещенный товар на российской территории. Такой товар могут конфисковать и уничтожить. 

Навигационная пломба в режиме реального времени передает информацию о местонахождении груза в систему, доступ в которую имеют Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральная таможенная служба РФ, а также через личный кабинет перевозчика и грузоотправителя. 

По мнению собеседника «Курсива» из Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, новая схема транзита товаров через Россию в Казахстан может привести к удорожанию западного импорта. «Потому что за пломбу должен заплатить перевозчик», – объяснил он.

Сколько стоит пломба

Использование навигационных пломб платное: услуга навешивания устройства стоит 1 224 рубля (официальный курс Нацбанка на 29 июля составляет 5,74 тенге за один рубль), снятия – 996 рублей, а аренда пломбы – 2500 рублей в сутки. Кстати, пломба способна отработать на одной зарядке 45 суток. В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» оценили совокупную стоимость использования одной российской пломбы на всем маршруте по РФ в 10–12 тыс. рублей.

«Для казахстанских автомобильных перевозчиков выгодней осуществлять перевозки по территории России с использованием навигационных пломб, чем по иным обходным маршрутам», – сообщил заместитель председателя НПП Евгений Больгерт.

Теоретически западные товары, если они вновь будут проходить через Россию, могут подешеветь с учетом сокращения стоимости и времени транспортировки. Однако Больгерт считает, что изменение цен на санкционные товары будет зависеть от российской практики применения навигационных пломб.

«Перевозчики информируют, что, несмотря на введение в РФ данного инструмента, физические досмотры грузов таможенными службами не прекращаются. Есть случаи, когда транспортное средство около 3-4 суток простаивает в ожидании досмотра. Соответственно, нарушаются сроки доставки груза и в конечном итоге увеличивается цена товара», – сказал он. 

По его мнению, навешивание пломб стало дополнительной мерой контроля и увеличило финансовые издержки перевозчиков.
Вместе с тем в Министерстве транспорта РФ со ссылкой на расчеты международных автомобильных перевозчиков сообщают, что каждый рейс в обход России стоит более чем на $5 тыс. (официальный курс Нацбанка на 29 июля составил 414,54 тенге за $1) дороже, чем по традиционному маршруту через РФ. И эта выгода способна нивелировать стоимость пломб. 

Вице-министр транспорта России Алексей Семенов считает, что открытие транзита санкционных товаров станет стимулом для роста контейнерных перевозок через РФ и возможностью для российских логистических компаний получить дополнительную загрузку и новых крупных грузоотправителей в Азии и Европе в период пандемии коронавируса. С запуском механизма навигационных пломб Минтранс РФ прогнозирует объем транзита санкционных товаров через Россию в размере около 82 тыс. перевозок на автомобильном и железнодорожном транспорте в год.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg