Сеть «Додо пицца» расширяется в Казахстане на фоне потребительского кризиса

«Курсив» изучил преимущества сетевого принципа развития бизнеса, побеседовав с разными франчайзи

Фото: Shutterstock

Казахстанская сеть пиццерий «Додо пицца» включает в себя 39 заведений. Из них 10 открыты за последний год (три в Алматы, два в Нур-Султане и по одной пиццерии в Караганде, Петропавловске, Степногорске, Павлодаре и Шымкенте). 

Активное развитие на фоне падающего потребительского спроса – это и есть антикризисная политика сети. И главный принцип этой политики: расширяться, сохраняя качество продукта и цены, которые на треть выше среднерыночных. Конкурентное преимущество сеть пиццерий видит в скорости доставки, поэтому компания становится ближе к клиентам, причем в буквальном смысле.

«Курсив» побеседовал с разными франчайзи «Додо пиццы». Большинство из них предпочли сохранить анонимность, поэтому их мнения рассыпаны по статье подобно кусочкам пепперони на пицце. 

Как достичь баланса интересов

Каждый предприниматель, заходящий в сеть «Додо пицца», должен быть готов к компромиссу между своими интересами и интересами всей сети. Один из алматинских партнеров признался, что появление в критической близости новой точки сети привело на некоторое время к падению доходов и даже убыткам – но с этим пришлось смириться, поскольку вопросы расширения полностью регулируются головным офисом.

Гарантированная доставка в течение часа – эксклюзивная «фишка» «Додо» (конкурирующие компании такой ответственности избегают). Если служба доставки не укладывается в срок, клиент получает купон на бесплатную пиццу. Поэтому городская территория «нарезается» на зоны доставки, ориентируясь на которые и расширяется сеть. В настоящий момент в Алматы, например, 10 сетевых пиццерий – благодаря такой плотности покрытия доставка сократилась с 60 минут вдвое, причем эти полчаса включают и приготовление пиццы. 

Доставкой пиццы в южной столице занимаются многие, точного учета партнеры «Додо» не ведут, выделяя лишь двух конкурентов: это «Папа Джонс» и Pizza Hut. В сети придерживаются мнения, что серьезного отношения заслуживают прямые соперники, специализирующиеся на приготовлении и доставке пиццы. Наши собеседники считают, что невозможно рассчитывать на успех, работая с разными продуктами, например, с пиццей и суши. Возможно, это удобно покупателю, но добиться прорыва в качестве и взрывного расширения сбыта при таком подходе не получится. Сильным аргументом в пользу этой позиции является факт, что «Додо пицца», начав в 2011 году с одного заведения и сконцентрировавшись на одном продукте, расширилась до 578 пиццерий в 13 странах мира. 

Прозрачная кухня, прозрачный бизнес

«Додо пицца» показывает пример максимально открытого бизнеса. Любой клиент может побывать на кухне ресторана и оценить качество продуктов. И любой интересующийся может подробно изучить дела компании через ее сайт. Там в режиме онлайн отражаются главные бизнес-показатели. К примеру, 21 января в 12:00 оборот сети в Казахстане с начала года составлял 480 913 430 тенге. Интересно, что показатели меняются онлайн по мере расширения продаж. Также для сравнения указан оборот всего января предыдущего года – он равняется 685 686 719 тенге.

Для желающих получить более глубокую отчетность существует ресурс Dodo Pizza Story, где раскрываются недельные обороты. На полдень 21 января мы зафиксировали следующие показатели. Оборот 39 пиццерий в Казахстане указан в размере $380 271, это на 15% меньше показателя предыдущей недели, но показатель год к году увеличился на 38%. Сеть обслужила 44 478 заказов (недельный показатель минус 14%, год к году – плюс 30%), средний чек составил $8,67 (–1%, +6%).

Лидер казахстанской части сети – пиццерия Astana-5. Ее недельный оборот $21 903 (–7%, +16%), обслужено 1902 заказа (–8%, +16%), средний чек $11,52 (+1%, 0%). На втором месте – Almaty-5 с результатом $21 209 (–1%, +61%), число заказов 1918 (+1%, +41%), средний чек $11,06 (–2%, +14%). На третьем – Kostanay-1 с оборотом $19 297 (–21%, +57%), обслужено 2158 заказов (–20%, +36%), средний покупательский чек $8,94 (0%, +15%). Таким образом расшифровываются показатели любого ресторана сети. 

Общий оборот сети на тот же момент времени составил $7 229 883 (–12%, +13%), число заказов – 794 224 (–7%, +7%), средний чек – $9,12 (–5%, +6%). Самый успешный ресторан сети – Salekhard-1 с оборотом $39 549 (–14%, +60%), числом выполненных заказов – 2714 (–15%, +45%) и средним чеком $14,57 (+1%, +11%).

Как бизнесу извлечь пользу из жалоб

Федор Овчинников, основатель и совладелец «Додо пиццы», создает франчайзинговую сеть, повторяя опыт McDonald’s, Burger King и Subway. Его золотое правило: не только спрос определяет предложение, но и предложение – спрос. «Бывают ситуации, когда на рынке чего-то нет просто потому, что этого никто еще не сделал, а не потому, что это не нужно», – говорит он. 

Примерно такую же мысль высказал и один из наших алматинских собеседников. Размышляя о рынке, он заметил, что не существует миллиона человек, регулярно покупающих пиццу. Но можно формировать устойчивый спрос, предлагая качественную пиццу, которую доставляют горячей.

Поэтому, говорит наш собеседник, сеть не боится работать с привередливым клиентом: «Если человек не готов ждать, не терпит доставки холодной пиццы и требует высшего сервиса – это наш клиент». 

Бизнес построен так, что жалобы поступают в головной офис сети, откуда контролируют реакцию на местах. В итоге эта практика приводит к повышению качества обслуживания. Сейчас, отмечает наш собеседник, жалобами заканчиваются 2% всех обращений.

Куда пойдет рынок?

Нельзя сказать, что «Додо пицца» никак не отреагировала на кризис потребления. Вслед за всем рынком сеть снизила цену, оставив ее, тем не менее, на треть выше среднерыночной. Сейчас пицца среднего размера здесь стоит примерно 2 200–2 300 тенге. Состав рецептов также подвергся оптимизации, но щепетильное отношение к качеству сырья осталось.

Любопытно, что казахстанский покупатель не принимает пиццу на основе национальных продуктов. «Додо пицца» предлагала рецепт «Жар-баран», но спросом он не пользовался. Самыми популярными пиццами в Казахстане остаются «Пепперони» и «Маргарита».

Уже сейчас, полагают представители «Додо пицца», главными игроками рынка в казахстанских мегаполисах стали сети, объединяющие мелких инвесторов и позволяющие им экономить на издержках. Прогноз: в ближайшие пять лет сети будут активно забирать рынок у одиночек. Главным продуктовым соперником пиццы наши собеседники считают бургеры, однако оптимистично полагают, что в скором времени эти рынки выравнятся.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Россия снова открыла Казахстану окно в Европу

С 15 июля снят запрет на транзит санкционных товаров

Фото: Depositphotos / Lina_mo

Транзит товаров с Запада в Казахстан через РФ стал возможным благодаря запуску российской системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб на основе ГЛОНАСС. Оператором пломбирования в России определена компания «Центр развития цифровых платформ» (ЦРЦП). Пломбы с российским программным обеспечением будут ставиться на въезде в РФ и сниматься на выезде из нее. Происходить это будет на 20 автомобильных и 10 железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу России. Электронные пломбы помогут отследить, что санкционные товары были действительно доставлены в Казахстан, а не выгружены на территории РФ.

Как было до

Эмбарго на ввоз продуктов из ряда западных стран действует в РФ с 7 августа 2014 года (автоматически под санкции попал и транзит через территорию России). Запрет распространялся на поставки мясо-молочной и рыбной продукции, а также овощей и фруктов из стран ЕС, США, Канады и Норвегии, которые ввели антироссийские санкции из-за проведенного в Крыму в марте 2014 года референдума и последовавших за этим событий. Позднее под российское эмбарго попала продукция из Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна и Украины.
 
Эффект санкций можно увидеть на примере Украины, которая была крупным экспортером продуктов в Казахстан. Посол Украины в Казахстане Иван Кулеба на казахстанско-украинском бизнес-форуме в Нур-Султане в сентябре 2019 года сообщил, что с 2014 года в результате российских ограничений на транзит украинской продукции двусторонний товарооборот упал более чем в 4,5 раза – до $1 млрд в 2018 году.

Альтернативным маршрутом для украинских и европейских товаров стал закавказский маршрут через Грузию и Азербайджан. Однако он длиннее и сложнее – грузы нужно перегружать с морского транспорта на сухопутный и затем обратно на морской и сухопутный. Все это существенно влияет на стоимость и время транспортировки товаров до Казахстана и, соответственно, на их конкурентоспособность на местном рынке. 

Как стало после

После 15 июля этого года для того, чтобы доставить санкционные товары через РФ в Казахстан, перевозчик должен зарегистрироваться в системе ЦРЦП и как минимум за 2 часа до прохождения границы передать ему сведения о планируемой перевозке (код товара, его происхождение, страна отправления и назначения, предполагаемые даты транзита) и транспортном средстве. Оплатить услугу может не только перевозчик, но и грузоотправитель или грузополучатель. После активации пломбы водителю должны передать учетный талон, который он обязан сохранить на все время транзита и вернуть при выезде из России. Самостоятельное снятие пломбы будет распознано системой как несанкционированный доступ и попытка выгрузить запрещенный товар на российской территории. Такой товар могут конфисковать и уничтожить. 

Навигационная пломба в режиме реального времени передает информацию о местонахождении груза в систему, доступ в которую имеют Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральная таможенная служба РФ, а также через личный кабинет перевозчика и грузоотправителя. 

По мнению собеседника «Курсива» из Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, новая схема транзита товаров через Россию в Казахстан может привести к удорожанию западного импорта. «Потому что за пломбу должен заплатить перевозчик», – объяснил он.

Сколько стоит пломба

Использование навигационных пломб платное: услуга навешивания устройства стоит 1 224 рубля (официальный курс Нацбанка на 29 июля составляет 5,74 тенге за один рубль), снятия – 996 рублей, а аренда пломбы – 2500 рублей в сутки. Кстати, пломба способна отработать на одной зарядке 45 суток. В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» оценили совокупную стоимость использования одной российской пломбы на всем маршруте по РФ в 10–12 тыс. рублей.

«Для казахстанских автомобильных перевозчиков выгодней осуществлять перевозки по территории России с использованием навигационных пломб, чем по иным обходным маршрутам», – сообщил заместитель председателя НПП Евгений Больгерт.

Теоретически западные товары, если они вновь будут проходить через Россию, могут подешеветь с учетом сокращения стоимости и времени транспортировки. Однако Больгерт считает, что изменение цен на санкционные товары будет зависеть от российской практики применения навигационных пломб.

«Перевозчики информируют, что, несмотря на введение в РФ данного инструмента, физические досмотры грузов таможенными службами не прекращаются. Есть случаи, когда транспортное средство около 3-4 суток простаивает в ожидании досмотра. Соответственно, нарушаются сроки доставки груза и в конечном итоге увеличивается цена товара», – сказал он. 

По его мнению, навешивание пломб стало дополнительной мерой контроля и увеличило финансовые издержки перевозчиков.
Вместе с тем в Министерстве транспорта РФ со ссылкой на расчеты международных автомобильных перевозчиков сообщают, что каждый рейс в обход России стоит более чем на $5 тыс. (официальный курс Нацбанка на 29 июля составил 414,54 тенге за $1) дороже, чем по традиционному маршруту через РФ. И эта выгода способна нивелировать стоимость пломб. 

Вице-министр транспорта России Алексей Семенов считает, что открытие транзита санкционных товаров станет стимулом для роста контейнерных перевозок через РФ и возможностью для российских логистических компаний получить дополнительную загрузку и новых крупных грузоотправителей в Азии и Европе в период пандемии коронавируса. С запуском механизма навигационных пломб Минтранс РФ прогнозирует объем транзита санкционных товаров через Россию в размере около 82 тыс. перевозок на автомобильном и железнодорожном транспорте в год.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg