Перейти к основному содержанию

1769 просмотров

Склады в Казахстане: реалии и перспективы

Более половины таких помещений относятся к высшему классу А

Фото: Shutterstock

Именно такие склады востребованы основным клиентом – ритейлом. Но лидерами станут только те из них, кто сможет предложить лучшую автоматизацию услуг.

Баян Куатова, управляющий партнер Colliers International Kazakhstan

Рынок складской недвижимости в Казахстане является своего рода отражением ритейл-рынка – основного клиента логистического сектора.

Активное развитие складской недвижимости началось в стране в конце 1990-х с выходом на рынок международных ритейлеров. Морально устаревшие склады советского типа не могли удовлетворить возникший спрос. С ростом потребности в качественных складах на рынок вышли новые сильные игроки, которые вкупе сформировали больше половины всего рыночного предложения в классе А.

Главным отличием складских объектов класса А являются не только технические характеристики самих помещений (высота потолков не менее 10 метров, регулируемый температурный режим, антипылевые полы и т. п.), но и предоставление качественных логистических услуг: от таможенного оформления, разгрузки и сортировки до маркировки и распределения товара по точкам продаж. Но сегодня на рынке лишь малая доля компаний в этой сфере готовы в полной мере предоставлять данный спектр услуг. Именно поэтому актуальным остается развитие рынка в направлении Third Party Logistics – 3PL – комплекс услуг по хранению, перевозке, обработке и управлению грузами.

Относительно малую долю рынка составляют склады класса B. Чаще всего в данную категорию попадают объекты, которые по каким-то критериям не могут полноценно соответствовать требованиям более высокого уровня, класса А, при этом предоставляя достаточный уровень качества помещений и услуг.

Советский фонд складской недвижимости в классах C и D преимущественно составляют морально и физически устаревшие холодные склады ангарного и контейнерного типов. Это открытые площадки и старые здания, зачастую применяющиеся не по прямому назначению и преобразованные в примитивные складские пространства.

Общий объем предложения складских площадей в Алматы составляет более 1 млн квад­ратных метров, что говорит о достаточно насыщенном рынке. Основные арендаторы логистических центров класса А – компании, работающие в сфере продуктового ритейла, FMCG и фармацевтические компании, что связано с высокими стандартами и требованиями к условиям хранения скоропортящихся продуктов и товаров медицинского назначения.

Склады классом ниже, как правило, заняты строительными и промышленными компаниями, для которых более важны пространство и ставки аренды, чем возможность регулирования температуры, вентиляционные и прочие особые условия.

Ставки аренды являются одним из наиболее важных критериев выбора помещения для складирования и хранения. Так, средняя ставка по рынку составляет около 1600 тенге за квадратный метр в месяц. При этом стартовые ставки на примитивные площади начинаются от 700 тенге за «квадрат» и доходят до 4500 тенге в современных и технологически насыщенных центрах. Важно учесть, что, несмотря на более высокие ставки аренды в складах класса А, эффективность каждого арендованного метра здесь значительно выше за счет палетной системы хранения грузов.

Сегодня рынок складских и логистических услуг оценивается более чем в 22 млрд тенге. Потенциал роста данного объема достаточно велик. По мере увеличения уровня потребления в стране потребность в складах также возрастает, требуя все больше качественного пространства для хранения и управления грузами и товарами.

В вопросе о спектре логистических услуг в рамках комплексного подхода к работе с арендатором важным остается максимальная цифровизация услуг и исключение ручного труда там, где это эффективно скажется на скорости и качестве оказания услуг. Мы уверенно шагаем в эру цифровых технологий, где хранение, таможенное оформление, управление грузами происходят с минимальным вмешательством арендатора или заказчика услуг. Объекты, способные обеспечить максимально автоматизированный подход к работе с арендатором, имеют высокие шансы на успех на местном рынке.

 

j6y6j5tjn5rjk.png

1484 просмотра

Что ждет рынок телекоммуникаций Казахстана в 2020 году

Рассказывает председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев

Иллюстрация: Jesus Sanz

Предлагаю уважаемым читателям провести небольшой эксперимент: подсчитать, сколько времени в день вы проводите читая сообщения или просматривая видеоконтент на своем смартфоне и сопоставить это время с аналогичным показателем у телевизора. Для чистоты эксперимента попробуйте сопоставить оба показателя не в рабочий день, когда телевизор недоступен, а в выходные большинство поймают себя на том, что даже сидя на диване у телевизора они продолжают пользоваться смартфоном.

Мобильный интернет незаметно для нас стал самым главным сегментом рынка телекоммуникаций. Абсолютное большинство пользователей услуг этого рынка может прожить без телевизора, большинство пользователей может прожить без персонального компьютера (разумеется, если он не является основным инструментом их работы), но от смартфона, вернее, без возможностей, которые предоставляет смартфон с помощью мобильного интернета, отказаться сейчас смогут единицы.

И если рассматривать основные действия «Казахтелекома» на внутреннем рынке в прошлом году, то легко убедиться в том, что все они были направлены на развитие именно этого мобильного сегмента казахстанского рынка связи. Хронологически эта логическая цепочка начала осуществляться еще в декабре 2018 года, когда оператор приобрел 75% голосующих акций АО «Кселл» у Telia Company и Fintur Holdings BV.

Цель этого приобретения озвучивалась нами еще на пороге вхождения в компанию – построение в стране высокотехнологичной интегрированной сети, позволяющей оказывать услуги мобильной и фиксированной связи с высоким качеством. Этот шаг позволил нам расширить инструментарий в части пакетных предложений в отношении предоставления новейших и самых востребованных услуг на телекоммуникационном рынке республики. Свою позитивную роль сыграло и приобретение в середине 2019-го 49% доли шведского мобильного оператора Tele2 AB в совместном предприятии Khan Tengri Holding B.V. Именно эти шаги, предпринятые для интеграции и совместного использования технических возможностей операторов сотовой связи, дали «Казахтелекому» возможность полномасштабно реализовывать в стране множество проектов за счет синергии потенциала двух сотовых компаний. В том числе и по построению первой в регионе сети стандарта 5G.

Напомню, что Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Казахстана, дав разрешение на приобретение пакета акций АО «Кселл», выдвинул ряд требований. В частности, в качестве условий сделки регулятором предусмотрено появление дополнительных услуг для абонентов, расширение покрытия сети 4G в сельских населенных пунктах (с численностью населения 4 тыс. человек и более) до 2021 года, а также внедрение стандартов предоставления услуг 5G не позднее 31 декабря 2021 года.
Отмечу, что эти требования полностью совпадали с теми целями, ради которых телекоммуникационный оператор приобретал доли как в Kcell, так и в Khan Tengri Holding B.V., – для создания той самой высокотехнологичной интегрированной сети. Нужно понимать, что такая сеть – слишком дорогой проект, который не имеет смысла реализовывать в ограниченной абонентской среде. На момент приобретения АО «Кселл» его абонентская база превышала 10 млн абонентов, Khan Tengri Holding B.V. – 7 млн абонентов, притом что в середине прошлого года в стране было зарегистрировано 25,7 млн абонентов сотовой связи. То есть теперь интегрированная сеть охватит свыше 70% рынка, что оправдывает расходы на ее построение.

Почему интегрированная сеть так необходима Казахстану? Потому что все новые технологии в мировой телекоммуникационной сфере завязаны на ее высокие возможности: облачное видеонаблюдение, «интернет вещей», анализ больших данных с выработкой оптимальных решений, построение умных городов – все это в конечном счете требует высоких пропускных способностей, которые дает стандарт пятого поколения. И если мы хотим цифровизовать нашу экономику и жизнь, то должны разворачивать этот стандарт в нашей стране. А это требует синергии всех игроков рынка – и гораздо проще и оперативнее эта синергия обеспечивается тогда, когда игроки находятся в одной команде. Так что сведение брендов Kcell и Tele2 под одним зонтиком нужно не только «Казахтелекому» – оно нужно было всему рынку. 

Именно эти шаги, предпринятые для интеграции и совместного использования технических возможностей операторов сотовой связи, позволят Казахстану в ближайшем будущем тиражировать проекты Smart City – умных городов, полный прототип которых был представлен в начале прошлого года в Акколе в Акмолинской области. Все развернутые в нем технологии: облачное видеонаблюдение, «интернет вещей» (IoT) и использование больших данных для аналитики – постепенно разворачивались в прошлом году и в других городах Казахстана. Благодаря этим новинкам жизнь горожан в стране стала намного удобнее, комфортнее и, самое главное, безопаснее.

Однако тут возникает другая сторона проблемы: все эти новинки доступны жителям городов республики, но было бы несправедливо ограничивать в возможностях использования этих технологий жителей сельской местности – и поэтому в стране в прошлом году был развернут беспрецедентный проект по строительству волоконно-оптической связи. Широкополосным доступом к интернету было обеспечено в 2019 году почти 470 сельских населенных пунктов, а до конца нынешнего, 2020 года, этот проект охватит более 800 сел с общим количеством жителей почти 2,5 млн человек. Для этого предстоит проложить суммарно более 16 тыс. км волоконно-оптических линий связи.

Всего в Казахстане более 6 тыс. сел, при этом часть сельских населенных пунктов уже присоединена к оптоволокну – 1,2 тыс., а после реализации проекта таких сел станет 2 тыс., то есть треть сельских населенных пунктов может быть автоматически вовлечена в построение такой интегрированной сети. Еще 3–3,5 тыс. сел можно будет подключить к этой системе через систему радиодоступа по технологии LTE800. Таким образом, реализуя проект по строительству ВОЛС, «Казахтелеком» одновременно создает инфраструктуру для будущих подключений сельчан к этой единой интегрированной сети. ВОЛС становится базовой инфраструктурой, на основе которой можно будет варьировать технические решения, использовать другие типы оборудования для различных типов подключений населения других сельских населенных пунктов.

В результате сельчане получат доступ к тем услугам, которые уже стали обыденностью для горожан. Это не только получение государственных услуг в режиме онлайн, дистанционное образование и телемедицина, но и видеонаблюдение за своим домом, которое можно вести с помощью смартфона, получая картинку на экран, и высокоскоростной интернет, позволяющий использовать смартфон в качестве замены телевизору и компьютеру.

Я пока не берусь ответить на вопрос о том, когда эти стандарты мобильного сегмента связи станут обыденностью для казахстанского села, но могу смело утверждать: первый шаг к этому был сделан в 2018 году, когда совет директоров «Казахтелекома» принял решение о приобретении пакета акций АО «Кселл», а правительство выбрало нашу компанию партнером для реализации проекта ВОЛС. Плацдарм для разворачивания нового стандарта в стране уже создается, так что появление новой интегрированной сети в стране – это дело времени. Причем уже ближайшего.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance