1554 просмотра
1554 просмотра

Kcell о настоящем и будущем Казахстана в эпоху «умных» гаджетов

Бекарыс Нурумбетов рассказал о тенденциях развития сотовой связи и Интернета Вещей

Фото: Аскар Ахметуллин

В мире информационных технологий IoT (Интернет Вещей) предназначен для объединения и обмена данными между множеством приборов. Это значительно помогает делать жизнь более комфортабельной и рациональной, налаживая связь между человеком и миром современных девайсов.

IoT (Интернет Вещей)-технологии успешно используются почти в любой индустрии от сельского хозяйства, медицины и авиаперевозок до банковского сектора.

О тенденциях развития сотовой связи и Интернета Вещей в Казахстане рассказал руководитель отдела New Business департамента стратегического развития АО «Кселл» Бекарыс Нурумбетов в ходе третьего ежегодного IOT форума в Нур-Султане.

- Каковы текущие тенденции в предпочтениях абонентов сотовых компаний?

- Наши абоненты - в большинстве своем пользователи смартфонов. Их интересы в основном сосредоточены на пользовании различными мобильными приложениями, в виду всеобщего распространения цифровизации. Мы стараемся отслеживать подобные тенденции и максимально участвовать в этих процессах. Социальные сети, мессенджеры, улучшения любого обслуживания, от подачи такси до доставки посылок, а также гигантские объемы потребления видеоконтента - то, что соответствует запросам современного абонента.

- Растет ли в стране количество устройств, подключенных к интернету?

- Да, конечно, эта тенденция также продолжается. Растет количество подключенных смартфонов и их доля среди мобильных устройств. Развивается также потребительский IoT, так как появляется все больше различных бытовых устройств, которым нужен интернет: сигнализации, умные дома, умные часы, информационно-развлекательной системы в автомобилях и т.д.

Мы как раз сегодня запустили тарифный план для носимых устройств. Это SIM-карта, которую можно вставить в детские часы с трекером или в домашнюю сигнализацию. Для конечного потребителя покупка такой SIM-карты будет выгоднее, чем обычной.

- В Казахстане достаточно большой объем потребляемого мобильными абонентами траффика. Будет ли он расти в ближайшие годы?

- В нашей сети объем трафика растет довольно быстро. Мы расширяем покрытие и емкости мобильной сети исходя из этой потребности. Технология 4G и выделенные под нее частоты утилизируются очень быстро. С внедрением 5G в ближайшие годы эта тенденция усилится. Об этом свидетельствуют как мировые практики, так и наши собственные ожидания: первыми и основными примерами применения 5G в нашей стране мы считаем массовое использование интернета как в домохозяйствах (так называемый фиксированный беспроводной доступ), так и мобильный интернет на смартфонах. Эти продукты будут генерировать гигантские объемы трафика. Именно это происходит сейчас в таких странах, уже внедривших 5G, как Корея, Великобритания и США.

- Есть мнение, что сектор телекоммуникаций может составить серьезную конкуренцию финсектору, предоставляя все большую линейку финансовых услуг. Когда об этом можно будет серьезно говорить в Казахстане? Будет ли это симбиоз телекомов с банками или первые предпочтут сделать это в одиночку?

- Этот процесс давно запущен. И симбиоз де факто уже происходит. Потребитель хочет использовать не банковский продукт, не карточку, не лицевой счет. Он хочет и уже довольно успешно на нашем рынке использует смартфон. Это цифровизация банковского обслуживания, и мы, так или иначе, принимаем в ней участие. Более того, мы предлагаем банкам сотрудничать, обогащая их скоринговые модели нашими данными об абонентах, проверяя их, помогая отслеживать мошеннические действия в информационных технологиях и так далее. Также мы помогаем финансовым организациям с цифровизацией их процессов от поиска и привлечения клиентов до проведения различных исследований, вплоть до замера NPS, используя знания о наших абонентах и наши каналы взаимодействия с ними.

- Как на отрасль могут повлиять планы различных компаний по запуску спутников для раздачи интернета?

- Интересный вопрос. Спутниковый интернет в традиционном понимании - технология не новая, очень дорогая и сложная, ограниченная в применении. Часть этих ограничений устраняют новые глобальные инициативы в этом направлении - такие как Starlink и OneWeb. Но все же остается ряд нерешенных вопросов, таких как высокое качество покрытия всегда и везде, доступность и универсальность конечных устройств, а также цена. Мобильные сети, во всяком случае, пока являются более доступной и привычной альтернативой, с развитой экосистемой тех же смартфонов, номеров телефонов и приложений. Именно эта экосистема формирует пока что рыночную ценность.

- Тематика стенда Kcell на данном форуме «Индустрия 4.0 (направление: решения для сельского хозяйства)». Расскажите подробнее о деятельности компании в данном направлении.

- АО «Кселл» запустил пилотный проект по контролю за животными на технологии 3G/NB-IoT, которые помогут сократить затраты фермерских хозяйств и увеличить продуктивность поголовья крупного рогатого скота. Специальное устройство анализирует поведение животного и работает с помощью алгоритма машинного обучения. Датчик регулярно отправляет информацию о животных на облачную платформу мониторинга. Также в устройство встроен GPS-модуль, который определяет местонахождение животного и упрощает процесс поиска пропавших или украденных особей, вовремя сигнализируя об этом.

Датчики собирают комплексную информацию о местоположении животных в течение дня. Трекер, размещенный на шее коровы, помогает не только отслеживать местоположение, но и контролировать репродуктивный период животного. Прибор автоматически определяет период максимальной репродуктивности животного с точностью до 95 процентов. А мониторинг уровня активности животных позволяет контролировать статус здоровья дойных коров.В результате с помощью трекеров 3G/NB-IoT фермеры смогут увеличить надой молока на 25-30%.

- Насколько сильны риски в отношении безопасности данных интернет-пользователей, в частности мобильных?

- Говоря о потребительском IoT, мы всегда предусматриваем те риски, которые с ним связаны. Любой взлом любой умной колонки, умного дома или домашней сигнализации - угроза безопасности граждан. Мы как оператор сети IoT считаем важным обеспечить определённую защиту данных потребителей в этой связи. Наши решения как раз предполагают сквозную защиту и, например, отсутствие необходимости передавать данные о пользователях куда-нибудь зарубеж. В этом наше преимущество и суть наших решений в IoT.

- Где IoT-решения активно применяются в Казахстане? А в каких сферах они только начинают появляться? Что Вы можете сказать о перспективах развития Интернета Вещей в Казахстане?

- IoT активно развивается в сфере муниципальной и жилищной инфраструктуры. Умные города и умные дома - первые потребители IoT-решений с целым набором технологий от LPWAN до ZigBee. Однако высокую ценность IoT будет иметь в индустриальных вертикалях, транспорте и логистике. Это те сферы, где цифровизация поможет значительно изменить подходы к бизнесу и его эффективности, а также даст значительный эффект с точки зрения технологического развития и конкурентоспособности.

- Ваши услуги в основном индивидуально подбираются под каждого клиента или есть универсальные?

- Наши проекты включают в себя не только услуги. В основном это большие платформы и эко-системные вещи. Мы не можем говорить о том, что они заточены под определенного клиента. Они способствуют созданию сервиса как для B2C, так и для B2B клиентов, не только индивидуальных, но и массовых. Сегодня мы создаем основу для того, чтобы в будущем у нас была огромная система для массового и оперативного создания и запуска новых сервисов. Такой подход дает нам полное переосмысление создания продуктов.

- Какого рода клиенты могут обращаться к Вам за кастомизированным решением IoT – только юридические лица или все?

- Как я уже говорил, мы даем решения не только для B2B, но и для массового B2C сегмента и B2G. Наши решения подойдут для широкого спектра людей ничем не ограниченных, ни сегментацией, ни рынком. Например, «Умные дома» для B2C, и «Умные города» для B2G сегмента. Наша платформа и эко система, которую мы разворачиваем будет позволять нам оперативно создавать продукты и услуги для всего рынка Казахстана.
 
- Каков процесс обращения к Вам? Как в этом случае вырабатывается решение?

- Процесс обращения достаточно прост. Вы отправляете свой запрос на наш прямой адрес iot@kcell.kz Все предложения и запросы мы рассматриваем в индивидуальном порядке с подбором специализированной команды, которая будет заниматься разработкой и оптимизацией продуктов и услуг для покрытия Ваших потребностей.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

rgo