КТЖ ставит вопрос о строительстве зерновых терминалов в Афганистане

Опубликовано
Глава КТЖ связывает проблему нехватки вагонов-зерновозов с отсутствием необходимой разгрузочной инфраструктуры в странах-импортерах казахстанского зерна

Председатель правления — президент АО «НК «Казахстан Темир Жолы» Канат Алпысбаев связывает проблему нехватки вагонов-зерновозов с отсутствием необходимой разгрузочной инфраструктуры в странах-импортерах казахстанского зерна.

«Отдельно хотелось бы остановиться на проблеме перевозки зерна железнодорожным транспортом, в прошлом году очень большая была полемика по этому поводу, но надо учитывать, что у нас имеются большие затруднения в точках выгрузки», — сказал Алпысбаев на коллегии министерства по инвестициям и развитию 14 февраля.

По его словам, речь идет, прежде всего, об Афганистане, где «отсутствуют элементарные технические возможности по разгрузочным операциям», и зачастую эти операции осуществляются ручным способом, что приводит к простою вагонов на срок от двух до трех недель.

«Для окончательного решения данной проблемы необходимо решить вопрос строительства специализированных терминалов для выгрузки муки и зерна на территории Афганистана», — заявил глава КТЖ.

Проблема нехватки зерновозов в Казахстане обострилась в очередной раз прошлой осенью — в начале октября на совещании в правительстве председатель правления АО «НК «КТЖ» сообщил, что заявки от зерновиков Казахстана на 10 октября 2017 года составили 1,2 млн тонн, при этом компания планировала погрузить в октябре не более 850 тыс. тонн зерна.

«На сегодня у нас в наличии в парке более 6 тыс. зерновозов, и мы готовы с рынка привлекать дополнительно порядка 2 тыс. вагонов, то есть если смотреть по нормативам и обороту, то данного парка должно хватать, — подчеркнул Алпысбаев на коллегии 14 февраля 2018 года. — Единственное, что данный парк простаивал от 2 до 3 недель в сопредельных государствах: кроме Афганистана, это еще и Узбекистан. Здесь необходимо еще и ужесточение оборота вагонов со стороны клиентов, работа по недопущению превращения вагонов в склады на колесах, которое сейчас имеет место», — признал он.

В прошлом году железнодорожным транспортом в Казахстане было перевезено 8,9 млн тонн зерна (из них во внутриреспубликанском сообщении — 3,1 млн тонн, на экспорт — 5,8 млн тонн) и 3,2 млн тонн муки (в том числе во внутриреспубликанском сообщении — 0,8 млн тонн, на экспорт — 2,4 млн тонн). В Узбекистан было поставлено 2 млн тонн, экспорт в Афганистан составил 2,1 млн тонн.

При этом глава КТЖ признал, что вопрос о нехватке вагонного парка поднимается не только зерновиками, но и другими «крупными грузоотправителями».

«У нас есть соответствующие решения, но мы предлагаем при этом крупным грузоотправителям перейти на долгосрочные контрактные обязательства, с учетом взаимной ответственности сторон по обеспечению равномерности погрузки в течение всего календарного года, по привлечению вагонов с рынка под гарантированный объем перевозок и по выполнению ими нормативных оборотов подвижного состава», — заметил Алпысбаев.

Одновременно он заявил, что дальнейший рост перевозок железнодорожным транспортом в стране связан с контейнеризацией экспортных грузопотоков, которая касается и перевозок зерна.

«В прошлом году впервые обеспечены экспортные отправки зерна в контейнерах на рынки Турции, Вьетнама и Китая. Это увеличит географию экспорта казахстанской продукции, открывая казахстанским экспортерам новые рынки сбыта. Мы в этом году хотим вынести на рассмотрение министерства по инвестициям и развития программу стратегии развития контейнеризации грузов, которая даст дополнительный импульс развитию экспортных перевозок», — подчеркнул он.

Президент КТЖ напомнил, что президентом Казахстана поставлена задача по наращиванию транзитных грузопотоков до 2 млн контейнеров к 2020 году и достижения доходов от транзита в $5 млрд.

«Рост контейнерных транзитных перевозок в 2017 году через территорию Казахстана составил 60 %, при этом по железнодорожным транспортным коридорам страны мы планируем в этом году достичь уровня не менее 550 тыс. контейнеров против 340 тыс., перевозки которого были выполнены в прошлом году», — уточнил Алпысбаев.

По его словам, основным драйвером контейнерных перевозок является маршрут КНР-Европа-КНР, в 2017 году данный маршрут обеспечил практически двукратный рост транзитных контейнерных перевозок — более 200 тыс. контейнеров, при этом обратная загрузка в направлении с Европы в Китай была обеспечена на уровне 60%.

«В этом году мы себе ставим достижение целевого показателя не менее 70 % обратной загрузки, компанией организованы продажи (своих услуг — Къ) в 17 провинциях Китая, в текущем году мы намерены расширить географию маркетинга и продаж, довести до 30 провинций», — заключил председатель правления АО «НК «КТЖ».

Читайте также