nedvijimost-v-krizis.png

8376 просмотров

Как привлечь инвестиции в здравоохранение?

Пока государственная клиника не станет частной, нет смысла говорить об инвестициях

Как привлечь инвестиции в здравоохранение?

Как привлечь инвестиции в здравоохранение?

Мы не будем рассматривать этот вопрос с позиций государства. Мы рассмотрим этот вопрос с позиций поликлиник. У нашей компании накопился достаточно большой опыт взаимодействия с инвесторами и некоторыми медицинскими клиниками. В этой статье мы хотели бы рассмотреть основные проблемы и вопросы, с которыми придется столкнуться клиникам в процессе привлечения частных инвестиций.

Поликлиники уже задаются вопросом, зачем им инвестиции и для каких целей? Вероятно, для решения наболевших проблем. Например, строительство современного дополнительного здания к поликлинике, закуп медоборудования, расширение линейки представляемых услуг. В общем, для улучшения деятельности клиники.

Но просто так инвестор не предоставит этой клиники заём или не купит ее акции, пока не убедиться в возвратности своих инвестиций. Например, инвестор планирует инвестировать $20 млн в поликлинику. Обычно горизонт инвестиций около 5-7 лет, то есть за 5-7 лет инвестор должен вернуть себе $20 млн и еще получить прибыль.

Где гарантии прибыльности поликлиники? Где гарантии возвратности инвестиций? Это означает, что его инвестиции в клинику должны приносить около $3 млн дивидендов ежегодно, раз он один из акционеров клиники. Второй вариант для инвестора это выход из бизнеса, то есть он продает свою долю в клинике через 5 лет другим инвесторам за $30 млн. Тогда, его доход составит около $2 млн в год, не считая возврат инвестиций в размере $20 млн. Это самые идеальные сценарии для инвестора. Но инвестор знает, что получить такие доходы сложно, если только поликлиника не будет очень популярной, эффективной и прибыльной. Вообще, потерять инвестиции очень легко. Много факторов невозврата инвестиций. Поэтому у инвестора возникает много вопросов к клинике. Он будет тщательно обдумывать, насколько риск обоснованный, насколько трудно ему будет работать с другими акционерами клиники.

В этой ситуации клинике нужно убедить инвестора, что она сможет генерировать такие доходы, она имеет сильную клиентскую базу, у нее высокое качество медуслуг, у нее есть еще прочие конкурентные преимущества перед остальными клиниками. Не должно быть никакой наивности и самонадеянности у руководителей и собственников медклиник. Клиника должна показать и доказать свою доходность, и, что немаловажно, долгосрочную устойчивость бизнеса. Конечно, клинике придется, возможно, обратиться к консультантам, чтобы повысить свою операционную и организационную эффективность, каналы продаж, определить стратегию и поработать над долгосрочной устойчивостью.

Иностранным инвесторам интересы те клиники, которые рассчитаны на 300-500 койко-мест, то есть на большие поликлиники в крупных городах. В Казахстане пока один мегаполис и два быстрорастущих города - Шымкент и Астаны. Караганда входит уже в метрозону Астаны. Хотя, не исключено, что могут найтись инвесторы, которые заинтересованы приобрести региональную поликлинику на 100-150 койко-мест.

Государственная клиника не сможет привлечь инвестиций, так как государство не праве продавать акции клиники инвестору. Тем не менее, государственные клиники могут развиваться за счет проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). По нашим сведениям, некоторые клиники уже заключили около 30 контрактов на ГЧП проекты, среди которых контракты на обновление дорого медоборудования госклиник.

Эти предпосылки приводят к нас к тому, что пока государственная клиника не станет частной, нет смысла говорить об инвестициях. Программа приватизации должна предоставить возможность поликлиникам стать частными компаниями. В Казахстане уже началась кампания по приватизации государственных больниц и клиник в свете концепции Yellow Pages, то есть максимального снижения доли государства в экономике и развитию конкуренции. Однако, этот процесс будет очень долгим. Некоторые клиники существуют в виде РГП (республиканское государственное предприятие), то есть их форма юридического лица не предполагает выпуска акций. Соответственно, чтобы продать клинику, необходимо для начала РГП преобразовать в АО, а затем организовать приватизацию АО путем продажи полного пакета акций частным лицам.

После приватизации эти поликлиники получают возможности ускоренного роста и развития за счет привлечения инвестиций. Они могут создавать совместные предприятия, приглашать новых акционеров за счет дополнительной эмиссии акций, получать займы, конвертируемые в конце срока в акции поликлиники.

Однако, система обязательного социально-медицинского страхования (ОСМС) вносит новые правила игры. Мы предполагаем, что конкуренция между клиниками только усилиться. По системе ОСМС пациент сам выбирает клинику, в которой ему лечиться или диагностироваться. Деньги за пациента будут поступать в медклинику после завершения услуг от Фонда социально-медицинского страхования (ФСМС). К примеру, уже новая прописная система позволяет будущим пациентам прикрепиться к любой клинике, выбирать любые клиники, то есть не из твоего района. Раньше была приписка населения только к ближайшей больнице, без учета нравится тебе там лечиться или нет.

Вопрос о привлечении инвестиций равнозначен с вопросом привлечении большего числа пациентов. С одной стороны, фактически все крупные и ведущие поликлиники это государственные поликлиники. С другой стороны, у государственных клиник много пациентов в силу не качества услуг, а старой приписной системы БСМП. Поскольку такой системы больше не будет, то государственные клиники становятся быстроуязвимыми в потере пациентов, хотя для них это пока не очевидно.

Причин много. Посудите сами, государственные медклиники жалуются на государственные закупки, из-за которых невозможно делать ремонты или эффективные закупы. Проверяющие по госзакупкам систематически «кошмарят» руководство поликлиник. По словам ученого и руководителя Кеннета Алибека, он начал испытывать страх от такой бюрократии. В большинстве случаев топ менеджмент (совет директоров) медклиник состоит в основном из чиновников Правительства, которые не является профессиональными управляющими с большим опытом работы в корпоративной среде. Ручным управлением клиник фактически занимаются сами врачи, у которых не достаточно навыков работы в конкурентной среде. Как следствие в поликлиниках долгие очереди, неэффективное лечение, неэффективные траты, которые отпугивают в конечном итоге пациентов. Но, клиники этого пока не видят, из-за быстрой миграции сельских жителей в города и недавнего роста населения с 2007 года. Пока спрос превышает предложение.

Частные клиники за десятилетие научились многому. Это маркетинг своих услуг, достойная конкуренция с государственными клиниками, эффективные бизнес процессы, правильные бюджетные политики, обновление и расширение сети. Но, и частные клиники не должны расслабляться, так как в скором времени многие государственные клиники будут частными. Поэтому, вопрос будет в том, кто быстрее сделает себя привлекательным для инвестиций и капиталовложений, кто быстрее сделает себя привлекательным для пациентов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif