«Эйр Астана» и «Чешские Авиалинии» не поделили рейс

Опубликовано
2 июня не состоялся первый рейс компании «Чешские Авиалинии» Астана – Прага – Астана. Генеральный агент авиакомпании «Чешские Авиалинии» Air Travelsystem обвиняет национального авиаперевозчика «Эйр Астана» в препятствовании открытию нового рейса. В свою очередь «Эйр Астана» считает действия чешской стороны некорректными.

2 июня не состоялся первый рейс компании «Чешские Авиалинии» Астана – Прага – Астана. Генеральный агент авиакомпании «Чешские Авиалинии» Air Travelsystem обвиняет национального авиаперевозчика «Эйр Астана» в препятствовании открытию нового рейса. В свою очередь «Эйр Астана» считает действия чешской стороны некорректными.

Как известно, авиакомпания «Чешские Авиалинии» с 2008 года осуществляет рейсы в Казахстане по направлению Алматы – Прага – Алматы. В конце 2009 года авиакомпания обратилась с запросом в Комитет гражданской авиации Казахстана дать разрешение на открытие нового маршрута Астана – Прага – Астана, а также на увеличение частоты рейсов, выполняемых по направлению Алматы – Прага – Алматы. В марте этого года был получен ответ от Комитета гражданской авиации, в котором говорилось о необходимости получения согласия национального авиаперевозчика страны.

Однако чешская сторона уверена, что Меморандум о взаимопонимании от 2002 года, который при отсутствии межправительственного соглашения является единственной основой, регулирующей авиаперевозки, обязывает авиаперевозчиков согласовывать только объемы и частоты данного направления, и не обязывает их заключать коммерческое соглашение. А тем более ставить соглашение «Эйр Астаны» условием выдачи разрешения на осуществление данного рейса.

Чешская сторона при этом просит казахстанские госорганы обратить внимание на то, что для авиакомпании «Эйр Астана» были установлены отдельные ограничения в части неувеличения частоты рейсов, выполняемых по европейским направлениям, а остальным казахстанским авиакомпаниям они и вовсе запрещены, что, по мнению чешской стороны, делает лишним получение согласия на уровне национальных авиаперевозчиков. Чешская сторона при этом хочет начать переговоры по заключению межправительственного соглашения по авиасообщению между обеими странами.

Тем не менее «Чешским Авиалиниям», по словам директора филиала Travelsystem в г. Астана Натальи Литвиненко, все же пришлось, начиная с 20 мая, направить в «Эйр Астану» три предложения о сотрудничестве, два из которых были отклонены, а третье до сих пор не утверждено официально «Эйр Астаной». Известно, что третье предложение подразумевает совместное выполнение полетов двумя авиакомпаниями и может быть одобрено «Эйр Астаной».

Член правительственной комиссии Чешской республики по вопросам взаимных отношений, координатор рейса Астана – Прага Йозеф Вашичек отмечает, что сейчас процесс выходит за рамки коммерческих отношений двух компаний и становится объектом переговоров на уровне посольств и министерств иностранных дел двух стран.

Что касается примерной оценки расходов, которые несут «Чешские Авиалинии», Йозеф Вашичек говорит, что на раскрутку новых среднеазиатских направлений маркетинговые расходы составляют на первом трехмесячном этапе $300 тыс., следующие полгода после запуска рейса – $200 тыс. При этом «Чешские Авиалинии» проводили маркетинговую подготовку нового рейса и продали билеты на первые рейсы, связанные также с рядом благотворительных акций.

Чешская сторона считает, что проведение маркетинговой кампании и продажа авиабилетов, не имея правительственного разрешения на полеты, отвечает мировой практике. Продажа авиабилетов проводится под ограничением subject to governemental approval (перевод). Более того, во многих странах маркетинговые шаги предшествуют разрешению, так как обычно оно выдается с определенным опозданием, и сама маркетинговая программа должна пройти за несколько месяцев до планируемого запуска.

В свою очередь «Эйр Астана» заявляет, что действующий Меморандум предусматривает согласование количества частот и провозных емкостей на договорных маршрутах между назначенными авиаперевозчиками Казахстана и Чехии на паритетных и взаимовыгодных условиях. При этом не должны ущемляться права ни одной из сторон.

«Чешские авиалинии» с 2008 года начали выполнять рейсы по маршруту Прага – Алматы – Прага. Авиакомпания «Эйр Астана» в свою очередь планировала с 2010 года открыть авиасообщение между Астаной и Прагой. Однако в 2009 году Комиссия по безопасности полетов Европейского союза наложила ограничение для «Эйр Астаны» на увеличение частоты рейсов, выполняемых по европейским направлениям, до последующего разрешения ситуации.

Сегодня «Эйр Астана» готова приступить к выполнению рейсов в Прагу сразу после снятия всех ограничений Европейского Союза. Однако «Чешские авиалинии» объявили о том, что со 2 июня 2010 года они начнут осуществлять полеты в одностороннем порядке по маршруту Прага – Астана – Прага, а также озвучили намерение открыть дополнительную частоту по маршруту Прага – Алматы – Прага.

«Эйр Астана» подчеркивает, что «Чешские Авиалинии» начали рекламную кампанию и продажу авиабилетов и при этом не попытались связаться с авиакомпанией «Эйр Астана». А также, что 20 мая в ходе встречи представителей двух авиакомпаний «Эйр Астане» было предложено условие, ставящее национального авиаперевозчика Казахстана в позицию агента по продаже билетов авиакомпании «Чешские Авиалинии».

«Чешские Авиалинии», пользуясь ситуацией наложения ЕС ограничений на казахстанские авиакомпании, пытаются захватить казахстанский рынок, не имея при этом никаких правовых оснований», – заявляет директор по связям с общественностью АО «Эйр Астана» Белла Тормышева.

На вопросы о потенциальных упущенных доходах «Эйр Астана» отвечает, что речь идет, скорее, о потере казахстанскими перевозчиками потенциала развития на европейском направлении в период действия ограничения для Казахстана со стороны ЕС.

На сегодня авиакомпании Европы выполняют 23 регулярных рейса в неделю в Казахстан, полностью удовлетворяя спрос на данном направлении, в то время как казахстанские авиакомпании, а на сегодня это только «Эйр Астана», ограничены 15 частотами в неделю. В Казахстан выполняют рейсы крупнейшие европейские авиакомпании «Люфтганза», «КЛМ», «Австрийские Авиалинии», «Бритиш Мидланд» и другие. Очевидно, что пока компании продолжают обмениваться обвинениями. Так, Йозеф Вашичек также приводит пример, когда три года назад «Чешские Авиалинии» при открытии рейса Алматы – Прага начали переговоры с «Эйр Астаной», которая предложила условия, делавшие данный рейс нерентабельным.

Компания «Эйр Астана» считает, что проводить маркетинг нового рейса и одновременно продавать билеты без получения разрешения госорганов некорректно, это является давлением на казахстанские власти, и напоминает, что аналогичная ситуация произошла в России в прошлом году. Тогда авиакомпания «Чешские Авиалинии», не имея разрешений на выполнение полетов, объявила об открытии рейсов в город Новосибирск и начала продажу авиабилетов. Но Министерство транспорта РФ так и не допустило тогда авиакомпанию на рынок России.

Тем не менее сейчас и «Чешские Авиалинии», и «Эйр Астана» заявляют о своей готовности к диалогу, и вероятность того, что авиакомпании договорятся, очень велика.

В частности, АО «Эйр Астана» заявляет, что готова начать выполнять полеты в Прагу на паритетной основе с «Чешскими Авиалиниями» при получении разрешения со стороны ЕС.

Читайте также