Авиакомпании выводят из списка

Опубликовано
Министерство транспорта и коммуникаций (МТК) планирует в 2010 году вывести все отечественные авиакомпании из «черного списка» Евросоюза. Однако, по мнению участников рынка, данная задача невыполнима, так как в данный список входят компании, никогда не выполнявшие полеты в ЕС.

По словам заместителя председателя Комитета гражданской авиации МТК (КГА МТ) Талгата Ластаева, первые 2-3 казахстанские авиакомпании планируется представить для вывода из «черного списка» Европейской комиссии уже в феврале. «В настоящее время Комитет МТК оценивает, кто из них наиболее соответствует требованиям Еврокомиссии», – говорит он.

Премьер-министр РК Карим Масимов поставил перед Министерством задачу: в течение 2010 года вывести казахстанские авиакомпании из «черного списка» ЕС.

Министр транспорта и коммуникаций РК Абельгазы Кусаинов утверждает, что в течение текущего года ситуация будет исправлена, подразумевая вывод всех казахстанских авиакомпаний из пресловутого списка.

По мнению вице-президента АО «Авиационная компания «Tulpar Avia Service» (АО «АК «TAS») Владимира Агафонова, задача выведения авиакомпаний РК из «черного списка» ЕС не реальна, так как в данный список входят авиакомпании, которые никогда не собирались и тем более не выполняли полеты в Евросоюз. Это авиакомпании, осуществляющие свою деятельность в сельхозавиации специального применения (Ан-2, Ан-28, вертолетный парк). «Поэтому, – говорит он, – КГА МТ, наверное, проведет ревизию авиакомпаний с последующим отзывом сертификатов эксплутанта, а после подаст данный лист ревизий и список авиакомпаний, соответствующих нормам и требованиям авиационным нормам Евросоюза (EASA). Только так все субъекты гражданской авиации КГА МТ сможет вывести из «черного списка», но при этом будет отстаивать интересы тех авиакомпаний, которые будут отвечать данным нормам».

В данный момент Минтранском настаивает на необходимости отложить подписание горизонтального соглашения в процессе перехода к Единым стандартам и требованиям Евросоюза, в том числе в области авиаперевозок, до принятия ЕС решения об исключении авиакомпаний республики из «черного списка».

В свою очередь региональный вице-президент Международной ассоциации воздушного транспорта (ІATA) в Европе Питер Грифитс обещает Казахстану содействие Ассоциации в выведении казахстанских авиакомпаний из «черного списка» ЕС.

«В марте текущего года МТК РК намерено вывести из эксплуатации самолеты, не соответствующие стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которыми в настоящее время осуществляется 40 % субсидированных авиарейсов, с заменой на современные», – говорит Абельгазы Кусаинов.

По словам Владимира Агафонова, замена парка самолетов производства СССР в АО «АК «TAS» будет произведена на 100 %, начиная с 31 марта 2010 года, на региональный самолет типа ATR 42-300, поставка которого производится из Евросоюза. Причем тендер на нее не проводится. Приобретение самолетов типа ATR 42-300 в 2010 году АО «АК «TAS» будет производить за счет внешнего заимствования.

При этом Владимир Агафонов отмечает, что вопросом обновления парка самолетов регионального класса занимается не только АО «АК «TAS», но и АО «Авиакомпания «Scat», к тому же еще с 2002 года, а результата пока нет. Все потому, что источники финансирования в банковской системе РК доступны под 19 % годовых и предоставление ликвидных залогов, а это – невыполнимые условия.

По словам Абельгазы Кусаинова, важным вопросом является субсидирование авиаперевозок. В текущем году на эти цели выделен 881 млн тенге по 8 авиамаршрутам.

В этой связи он, в целях стимулирования обновления авиапарка, попросил Премьер-министра РК Карима Масимова выделить дополнительное финансирование в размере 400 млн тенге.

Владимир Агафонов считает, что, скорее всего, Абельгазы Кусаинов запросил выделение дополнительных средств на нужды аэропортовых комплексов: реконструкцию ВПП, аэровокзалов.

«В гражданской авиации наиболее важным является принятие нового Закона «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации», а также дальнейшее обновление авиапарка», – отметил Абельгазы Кусаинов.

Если говорить о поправках в данный Закон, который сегодня обсуждают в Парламенте, то можно сделать вывод: государство заставит казахстанских авиаперевозчиков покупать новые самолеты стоимостью от 4,5 млрд тенге($30 млн).

Главные изменения – внедрение европейских стандартов безопасности полетов. Таким образом власти надеются не только периодически обновлять авиапарк и тем самым обезопасить полеты, но и поддержать рынок финансовых услуг, хотя в поддержке нуждаются сами авиаперевозчики.

Владимир Агафонов считает сумму в $30 млн за самолет нонсенсом. Так как в классе самолетов до 50 кресел – ATR 42-600 стоит до $15 млн, Bombardier Q400 – $18 млн, МА-60 – $18 млн, АН-140-100 – $17 млн. «А цена в $30 млн соответствует самолету Boeing 737-300NG выпуска 1999-2000 годов. Новый самолет класса B737-700(800) выпуска 2005 года может стоить около 54 млн тенге. Не будет же самолет такого класса и приобретенный за такую сумму летать по маршруту: «Караганда – Оскемен» со 170 креслами и продолжительностью полета 35 минут», – подытожил он.

Евросоюз внес в «черный список» ненадежных авиаперевозчиков все 70 авиакомпаний Казахстана, за исключением национального авиаперевозчика «Air Astana».
Во время аудита казахстанской авиации, проведенного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), РК были выставлены две претензии: авиационное законодательство страны не соответствует требованиям ИКАО, за авиацией нет должного контроля со стороны уполномоченного органа.
В конце 2009 года из «черного списка» Еврокомиссии была выведена казахстанская авиакомпания «Беркут».

Читайте также