«Эйр Астана» – полет нормальный!

Опубликовано
Причиной задержки рейса у авиаперевозчика может стать незначительная задержка подачи топлива или необходимых деталей для самолета, и даже несвоевременная загрузка бортового питания. О том, как национальный оператор «Эйр Астана» борется с задержками авиарейсов, «Къ» рассказала вице-президент по закупкам Галина Умарова.

«Эйр Астана» – полет нормальный!Причиной задержки рейса у авиаперевозчика может стать незначительная задержка подачи топлива или необходимых деталей для самолета, и даже несвоевременная загрузка бортового питания. О том, как национальный оператор «Эйр Астана» борется с задержками авиарейсов, «Къ» рассказала вице-президент по закупкам Галина Умарова.

– Галина Болатжановна, как обстоит дело с обеспечением авиатопливом на сегодняшний день? Снизилась ли цена на авиатопливо в связи со снижением цен на нефть?
– Сегодня авиакомпания «Эйр Астана» приобретает авиационный керосин в соответствии с Меморандумом о партнерстве между основными ресурсодержателями нефти и нефтепродуктов, аэропортами и авиакомпаниями, который был утвержден Министерством энергетики и минеральных ресурсов РК и Министерством транспорта и коммуникаций РК. В данном меморандуме обозначен объем авиатоплива, производимый отечественными нефтеперерабатывающими заводами для нужд авиакомпании и аэропортов РК. Необходимо отметить, что ситуация значительно изменилась, так как еще в прошлом году цены на авиатопливо достигали небывалых отметок. Ситуацию усугубил мировой финансовый кризис, и когда снижение цен на нефть в 2008 году не отразилось в полном масштабе на отечественном рынке и цены на авиатопливо остались на прежнем уровне, стало понятно, что необходимо принять срочные меры для решения проблемы. Конкурентная среда зарубежного рынка позволяет в режиме реального времени наблюдать процесс формирования конечной стоимости нефтепродуктов. Так, стоимость авиационного керосина, заправляемого «в крыло» наших воздушных судов на международных станциях, утверждается с учетом результатов торгов, проведенных на ведущих мировых рынках, где уровень цен на авиатопливо непосредственно связан с уровнем цен на нефть. В Казахстане эту параллель на тот момент поставщики не проводили, и только благодаря усилиям антимонопольных органов РК основные держатели нефтяных ресурсов были включены в Государственный Реестр субъектов рынка, занимающих монопольное положение, и, соответственно, уровень цен на авиакеросин ключевых игроков стал регулируемым.

– Авиапарк авиакомпании состоит из 21-го воздушного судна зарубежного производства. Расскажите, каким образом функционирует система обеспечения авиадеталями компании «Эйр Астана»? Где закупаются необходимые детали, и как гарантируется их качество?
– В силу специфики отрасли закуп авиадеталей производится только у сертифицированных поставщиков, в роли которых выступают преимущественно западные компании, так как ни в Казахстане, ни в СНГ нет компаний, отвечающих всем требованиям производителей. И поскольку безопасность полетов является приоритетом авиакомпании, закупу авиадеталей уделяется особое внимание. В случае необходимости плановой замены либо модификации какой-либо системы мы размещаем соответствующий запрос только среди поставщиков, одобренных отделом гарантии качества авиакомпании «Эйр Астана». При этом гарантия качества деталей определяется производителем и цехом по ремонту и, как правило, гарантированный срок эксплуатации составляет 36 месяцев на новые агрегаты и 12 месяцев на детали после ремонта.

– Контролируются ли закупки авиакомпании «Эйр Астана» со стороны государственных органов и каким образом?
– Процесс осуществления закупок авиакомпании контролируется АО «Фонд Национального Благосостояния «Самрук – Казына», так как 51% акций «Эйр Астаны» принадлежит Правительству Республики Казахстан. В соответствии с Едиными правилами осуществления закупок АО «Эйр Астана» отчитывается перед Фондом и ТОО «Самрук – Казына Контракт» обо всех планируемых и осуществленных закупках. Кроме того, в проводимых авиакомпанией тендерах участвуют представители общественных объединений, таких как НДП «НурОтан», НЭП «Союз Атамекен».

– Одной из проблем авиаперевозчиков в Казахстане является отсутствие конкуренции на рынке кейтеринга. У каких поставщиков вы закупаете продукты и услуги по обеспечению питанием?
– Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации бортового питания в РК, склады хранения должны располагаться на территории аэропортов, данное требование является одной из мер по обеспечению свежести продуктов. Данное условие способны выполнить только цеха бортового питания, созданные самими аэропортами, у которых мы и закупаем бортовое питание. В Казахстане в одном аэропорту представлен только один цех, в зарубежных аэропортах авиакомпания имеет возможность отбора из десятка конкурентных компаний. Авиакомпания «Эйр Астана» стремится к эффективному использованию своих ресурсов для приготовления питания наилучшего качества, уделяя особое внимание его свежести и кулинарным достоинствам, а также учитывая сезонные изменения. Меню, предлагаемое на рейсах авиакомпании «Эйр Астана», разрабатывается сотрудниками службы бортового питания авиакомпании в сотрудничестве с партнерами в Казахстане и во всем мире. Кроме того, наши пассажиры могут указать свои предпочтения в еде при покупке билетов.

– Недавно было принято решение о замене горячего питания на бутерброды на коротких рейсах, таких как Алматы-Астана. С чем связано данное решение и действительно ли авиакомпании было выделено 3,5 млрд тенге на осуществление закупок услуг по обеспечению питанием пассажиров, как было упомянуто в ленте одного из информационных агентств? Куда была направлена данная сумма? Проводился ли тендер?
– Основной причиной изменения меню стала необходимость поддержания высоких стандартов безопасности и качества предоставляемых услуг. В полетах на малые расстояния очень сложно успеть обеспечить всех пассажиров горячим питанием и напитками, так как разрешенный период для обслуживания на борту составляет не более часа после взлета и набора высоты перед тем, как самолет пойдет на посадку. Если рейс выполняется на авиалайнере «Боинг-767» со 190 креслами в эконом и 30 креслами в бизнес-классе, на обслуживание одного пассажира остается примерно 30 секунд. Но ведь бортпроводникам еще необходимо успеть подогреть питание, приготовить чай или кофе, соблюсти все процедуры по обеспечению безопасности и еще отвечать на все просьбы пассажиров с улыбкой и готовностью помочь! Поэтому было принято решение заменить горячее питание на коротких рейсах авиакомпании сэндвичами с мясом, курицей, рыбой, омлетом и зеленью, которые не уступают по калорийности и вкусовым качествам горячим блюдам. К сэндвичам, в зависимости от времени суток, подаются йогурт, шоколад, печенье, а также прохладительные напитки, чай и кофе.

Кроме того, авиакомпания «Эйр Астана» на проведение закупа услуг по обеспечению питанием пассажиров выделяет средства из собственного бюджета, поэтому заявление, что авиакомпании было выделено 3,5 млрд тенге, не соответствует действительности. Бюджет на обеспечение питанием пассажиров утверждается Советом Директоров, а данная сумма направляется на обеспечение питанием пассажиров на всех рейсах авиакомпании, выполняемых из аэропортов РК. Поставщики услуг определяются результатами тендера. Например, конкурс на определение поставщиков на закупку услуг по обеспечению питанием пассажиров на борту самолетов на 2009 год был проведен авиакомпанией «Эйр Астана» в первом квартале 2009 года в соответствии с Едиными Правилами осуществления закупок.

– В этой же статье со ссылкой на депутата Моргунова также было упомянуто, что авиакомпания покупает в Нидерландах пакетированный сахар по цене 50 евро за 1000 пакетов, вместо того, чтобы приобретать его в Казахстане. Так ли это?
– Авиакомпания закупает пакетированный сахар не в Нидерландах, а в Казахстане у местных поставщиков. И в настоящее время стоимость отечественного пакетированного сахара, приобретаемого авиакомпанией, составляет 2050 тенге за одну тысячу полипропиленовых упаковок, а не 50 евро за 1000 шт., как заявил г-н Моргунов. Поставщик был определен в соответствии с процедурами осуществления закупок.

– В условиях кризиса многие компании пересматривают взаимоотношения с потенциальными поставщиками в сторону уменьшения тарифов на услуги или же увеличения. Каким образом обстоят дела у авиакомпании «Эйр Астана», в особенности в сфере взаимодействия с аэропортами? Произошли ли изменения с тарифами на наземное обслуживание в аэропортах РК в текущем году?
– Данный вопрос сегодня наиболее актуален. В условиях кризиса и жесточайшего дефицита финансовых ресурсов повышение тарифов на услуги потенциальных поставщиков является проблемой для многих отечественных компаний и предприятий.

Тем не менее, большое количество поставщиков находит разумное решение вопроса или, по крайней мере, готово к компромиссу и конструктивному диалогу. Многие из них пошли навстречу предложению «Эйр Астаны» с просьбой пересмотреть условия действующих договоров, в том числе и цены. Таким образом, нам удалось частично направить высвобожденные средства на покрытие расходов, которые не компенсируются доходами от авиаперевозок в связи с падением пассажиропотока. Однако отдельные участники авиарынка, в частности аэропорты не идут на снижение цен. Так, в текущем году из 16 аэропортов Казахстана 5 продолжают повышать тарифы на дополнительные услуги, входящие в процесс наземного обслуживания. Тем не менее, это не отразилось на цене авиабилетов, так как «Эйр Астана» является социально ответственной компанией, национальным авиаперевозчиком страны.

Насколько это возможно, государство в лице антимонопольных органов сдерживает повышение тарифов на отдельные, отмечу, регулируемые антимонопольным законодательством услуги аэропортов. Но это не снимает с повестки дня вопрос в силу того, что тарифы на большее количество дополнительных услуг не регулируются государством.

Читайте также