nedvijimost-v-krizis.png

2378 просмотров

Air Astana не согласна с политикой МАА

Крупнейшие авиакомпании мира Air France-KLM, British Airways, Ryanair и Iberia сообщают о падении прибыли в 2008 году в связи с подорожанием топлива. На казахстан¬ском рынке с аналогичной проблемой могут столкнуться и местные авиаперевозчики.

Крупнейшие авиакомпании мира Air France-KLM, British Airways, Ryanair и Iberia сообщают о падении прибыли в 2008 году в связи с подорожанием топлива. На казахстан¬ском рынке с аналогичной проблемой могут столкнуться и местные авиаперевозчики.

Крупнейшая авиакомпания мира по количеству пассажиров - Air France-KLM сообщила о падении чистой прибыли в I квартале на 59,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост цен на топливо сокращает прибыль большинства авиакомпаний. Только за прошлую неделю об этом сообщили ирландский дискаунтер Ryanair (падение прибыли на 85%), испанская Iberia (-72%), British Airways (-90,1%). Все они в своих финансовых проблемах винят цены на авиакеросин. Не спасает Air France-KLM даже то, что число ее пассажиров увеличилось на 3,7%, а средняя за¬грузка рейсов достигла 80,3%.

Цены на нефть сейчас опустились до $120 за баррель с рекордной отметки в $147 в середине июля, что дает надежду на снижение цен на авиатопливо.

На казахстанском рынке авиакомпаний тоже не все ладно. Национальный авиаперевозчик - компания Air Astana выразила возмущение политикой руководства международного аэропорта Алматы (МАА) «решать возникающие проблемы между сторонами путем давления».

Менеджер центра оперативного управления Air Astana Бердыхан Агмуров пояснил, что 6 августа был задержан более чем на 2 часа вылет рейсового самолета авиакомпании из алматинского аэропорта в Актау. Аэропорт отказывался осуществить заправку судна, пока компания не примет его новые тарифные условия. По утверждению президента Air Astana Питера Фостера, алматинский аэропорт повышает тарифы на обслуживание самолетов на 80%, в результате чего становится одним из самых дорогих аэропортов в мире. «Это первый случай за 25 лет моей работы в авиационной индустрии, когда мне пришлось столкнуться со случаем, который ярко демонстрирует преднамеренный срыв деятельности национальной гражданской авиации, выразившийся в отказе главного аэропорта страны заправить воздушные суда национальной авиакомпании», - отметил глава Air Astana.

Однако, как сообщили «Къ» в АО «Международный аэропорт Алматы» (МАА), согласно меморандуму по распределению авиатоплива, подписанному на совещании у вице-премьера РК Умирзака Шукеева в феврале 2008 года, была достигнута договоренность о выделении авиакомпании Air Astana 6200 тонн топлива в месяц с отечественных НПЗ для заправки их воздушных судов. В связи с этим поставки топлива в аэропорт с отечественных НПЗ существенно сократились и на данный момент составляют 10-15% месячной потребности. Остальной объем топлива аэропорт добирает с российских НПЗ, что влияет на ценовую политику. В связи с создавшейся ситуацией МАА заключил договор с Air Astana о хранении и заправке собственного топлива авиакомпании. Ситуация, сложившаяся 6 августа, по утверждению МАА, возникла из-за того, что поставки Air Astana собственного топлива не были осуществлены вовремя и в полном объеме. Однако после первого же обращения авиаперевозчика к аэропорту города было отпущено топливо по действующим ценам, несмотря на возможность создания невыполнения договорных обязательств перед другими авиакомпаниями.

Как пояснили в МАА, причина изменения цен на авиа¬ГСМ – изменение закупочных цен или накладных расходов, включаемых в цену поставки. В настоящее время вырабатываемого на отечественных заводах-изготовителях количества авиатоплива недостаточно для обеспечения нужд авиакомпаний, в том числе и МАА. Так, меморандумом о партнерстве между аэропортами и основными ресурсодержателями нефти и нефтепродуктов по обеспечению внутреннего рынка авиатопливом МАА было выделено 10000 тонн авиатоплива. Данное распределение имело силу до июня. Затем распределение было пересмотрено, в результате чего МАА было выделено 3800 тонн в месяц, т.е. 15% ежемесячного потребления авиатоплива. В данной ситуации аэропорты вынуждены обращаться к импортерам авиатоплива или посредникам, цены которых гораздо выше, чем у отечественных производителей. Это, в свою очередь, влияет на отпускные цены аэропортов.

В мировой практике имеются методы регулирования повышения издержек и расходов авиакомпаний. Как поделился опытом с «Къ» директор по корпоративным коммуникациям Lufthansa в Европе Ааге Дюнхаупт, авиакомпания могут хеджировать свои риски, связанные с изменением цен на топливо. Благодаря хеджированию ценового риска на топливо немецкий авиаперевозчик обеспечивает будущий ценовой коридор на нефть существенно ниже фактического. В 2008 году Lufthansa хеджировала более чем 85% всего потребляемого керосина, в 2009 году хедж составляет 45%. С начала использования этого инструмента в 1991 году авиакомпания сэкономила более 2 млрд евро.

Как сообщил вице-президент по правительственным, корпоративным связям и безопасности Air Astana Ербол Оспанов, в прошлом году расходы компании в связи с подорожанием топлива составили около $7 млн, в этом году расходы компании составят $14 млн. Тем не менее, согласно заявлению представителя Air Astana, компания не намерена «перекладывать» расходы на своих клиентов путем повышения цен на авиабилеты.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif