В регионах Казахстана появятся магазины «все по одной цене»

Опубликовано (обновлено )
В Алматы открылся четвертый магазин «Одна цена». Все представленные на его полках товары продаются по фиксированной цене – 300 тенге.

В Алматы открылся четвертый магазин «Одна цена». Все представленные на его полках товары продаются по фиксированной цене – 300 тенге. Инициаторы проекта сообщают о намерении мультиплицировать опыт южной столицы в других регионах: в течение ближайших 2-3 лет в республике планируется открыть порядка 50 магазинов сети. Выручка, предположительно, составит более 1,5 млн тенге на квадратный метр.

Директор сети «Одна цена» Ботагоз Тлемисова давно вынашивала идею создания магазина подобного формата. Ее семья на протяжении достаточно долгого времени проживала за границей, и домочадцы оценили удобство магазинов, в которых буквально за несколько долларов можно приобрести товары хорошего качества и в широком ассортименте. В частности, на прилавках алматинской сети «Одна цена» в настоящее время представлена бытовая химия, посуда, текстильные изделия и товары для рукоделия, бижутерия, канцтовары, товары для ремонта и отдыха.

Инициаторы бизнеса приняли решение начать развитие сети именно с Алматы, ориентируясь на показатели потребительской способности регионов. Через бывшую столицу проходит до половины республиканского объема торговли непродовольственными товарами. Так, в сегменте косметических и туалетных принадлежностей доля Алматы приближается к 40%, по текстилю составляет свыше 54%, а в сегменте посуды и столовых приборов – почти 20%.

По словам Ботагоз Тлемисовой, запуск бизнеса, который изначально не предполагал получения высокой маржи, потребовал досконального изучения рынка и точных расчетов. «В прошлом году мы почти месяц провели в Китае – оценивали рынок, искали поставщиков качественного товара по хорошей цене, среди тысяч наименований выискивали то, что может понравиться казахстанским покупателям», — рассказывает Ботагоз Тлемисова. Изначально предприниматели планировали реализовывать товар в Казахстане по более низкой цене, но когда договор был заключен, а поставки оплачены, произошла девальвация. Сегодня, отмечает директор сети, удается удерживать более чем демократичную цену за счет заключения прямых контрактов с поставщиками и производителями. Таким образом, отсутствует длинная цепочка посредников и соответственно, все дополнительные расходы, имеющиеся в цепочке перепродажи, продукция поступает на полку магазинов непосредственно с заводов.

Эксперты отмечают, что такая концепция — от производителя в магазин и к потребителю — вообще лежит в концепции торговых точек данного формата. Позитивно сказывается на ценообразовании и отсутствие расходов на рекламу.

По мнению директора Международного центра экономической грамотности Гульмиры Арбабаевой, для покупателя главное преимущество данной концепции на рынке ритейла заключается в прозрачности и очевидности: количество товаров в корзине легко подсчитать, никто не поменяет ценник и не обманет на кассе, а значит, легко контролировать свои расходы, не впадая в стресс из-за «сверхплановых» трат. «В пик финансового кризиса, когда лозунг «экономика должна быть экономной» как никогда актуален, открытие магазинов формата «все по одной низкой цене» своевременно», — считает эксперт. Данную точку зрения разделяет и генеральный директор казахстанского представительства ГК «ИНТАЛЕВ» Дмитрий Кривоносов. «Концепция таких магазинов давно известна на Западе, и там они пользуются заслуженной популярностью. В условиях снижения покупательской способности просматриваются хорошие перспективы и в наших условиях. Дополнительный фактор успеха — значительная часть товара завозится из Китая, что уменьшает транспортные расходы», — считает он.

Имеет значение и психологический аспект. Во-первых, сам ценник привлекает внимание точно так же, как ценники на акциях в торговых сетях. Во-вторых, на кухонную утварь, бытовую химию и другие товары, продаваемые в таких магазинах, спрос есть всегда, а значит, всегда будет постоянный покупатель, например, домохозяйки или пенсионеры. По мнению экспертов, рассматривавших опыт открытия подобных торговых точек за рубежом, воздействие на психологию во многом становится одним из факторов того, что магазины формата «все по одной цене» окупаются уже в течение 6-12 месяцев. По мнению Дмитрия Кривоносова, одним из ключевых факторов успешности для магазинов формата «все по одной цене» — местоположение магазина и стоимость аренды. «Тут мы сталкиваемся с взаимоисключающими моментами. С одной стороны, место должно иметь хорошую проходимость, с другой — приемлемую стоимость аренды. Если организаторам подобного бизнеса удастся разрешить эту дилемму, то вероятность итоговой успешности проекта существенно повышается», — считает эксперт.

Сегодня в ассортименте магазинов в Алматы представлена продукция китайских и российских производителей, инициаторы проекта готовы расширять список поставщиков, в том числе за счет казахстанских компаний. Именно поэтому казахстанская сеть не рассматривала франшизу известных мировых сетевых брендов, планируя напрямую работать с местными поставщиками, без мировых посредников.

Руководство сети пока не планирует повышать цены, но вынужденная привязка к доллару не позволяет делать долгосрочных прогнозов. «Мы удерживаем цену, насколько возможно, иногда в ущерб себе и работаем только на обороте, без маржи», — говорит директор сети. Как отмечают эксперты, в связи с тем, что маржинальность подобного бизнеса относительно невелика, необходимо жестко контролировать такие ключевые показатели ритейла, как оборачиваемость, упущенные продажи и избыточные запасы, важно придерживаться стратегии операционной эффективности.

Примерно раз в месяц руководство сети планирует обновлять 20% ассортимента магазинов, на постоянной основе будут продаваться только бестселлеры. К слову, порой в эту категорию попадают, на первый взгляд, неожиданные категории товаров. Так, директор «Одной цены» отмечает, что для руководства сети в некоторой степени открытием стал высокий спрос со стороны покупателей-мужчин на строительные инструменты и товары для автомобилей, ведь изначально предполагалось, что основной целевой аудиторией сети станут женщины 25 лет и старше, которые обзавелись семьей, детьми, ведут домашнее хозяйство. Большие партии товаров казахские семьи покупают, например, на свадьбы, для обряда тойбастар. Пользуются спросом щетки для чистки гриля, которым нашлось неожиданное применение – с помощью этих щеток жители сельской местности вычесывают шерсть баранов.

Дешево и сердито

Родоначальником формата магазинов, где все товары продаются по одной цене, считается Фрэнк Вулворт. В 1877 году Вулворт, работавший в одном нью-йоркском магазине, разложил залежавшиеся товары на прилавке с табличкой «все по 5 центов». В 1878 году в Ютике, штат Нью-Йорк, появился магазин Woolworth’s Great Five Cent Store. Крупная сеть формата «fix price» (фиксированная цена) под названием Dollar Tree была основана в США в 1986 году. Все товары в ней продаются за доллар и меньше. Сейчас сеть включает свыше 13 тысяч магазинов в США и Канаде. Среди других крупных сетей можно назвать японскую Daiso (свыше 5 тыс. магазинов в разных странах мира), канадскую Dollarama, британскую Poundland.

Читайте также