Как меняются предпочтения потребителей в кризис

Опубликовано
Потребители становятся менее лояльны к брендам и ищут более дешевые альтернативы

В кризисных условиях потребители стараются экономить, принимая участие в акциях и специальных предложениях в дешевых магазинах, при этом отдавая предпочтение отечественным товарам. Такое мнение высказали аналитики на III Международном бизнес-саммите Retail Business Kazakhstan 2016, прошедшем в Алматы.

Как показывают исследования группы коммуникационных агентств Dentsu Aegis Network Kazakhstan, в условиях кризиса казахстанские потребители стараются экономить на различного рода затратах посредством участия в промо-акциях, путем поиска специальных выгодных предложений.

Покупать про запас в доступных по ценовому сегменту магазинах — один из новых трендов поведения покупателей. Потребителей, согласных с высказываниями “Я считаю, что продукты надо покупать про запас” и “Я всегда ищу специальные предложения” увеличилось на 3,6% и 6,5% соответственно. Клиентов, не придающих значение стоимости продуктов, сократилось на 6,8%.

По мнению управляющего директора Dentsu Aegis Network Kazakhstan Виктора Елисеева, казахстанцы “становятся менее лояльны к брендам и ищут более дешевые альтернативы”. Более того, потребители чаще выбирают продукты отечественных производителей.

Спикер отмечает, что за последнее десятилетие наблюдается спад в “потребительской уверенности”, в то время как клиентская доходность стала значительно выше.

В 2006 году средний доход казахстанца составлял 19 152 тенге. За десять лет данный показатель увеличился на 48 766 тенге. При этом, расходы на еду уменьшились на 6%. Если в 2006 году казахстанцы могли позволить тратить 45% от общего бюджета на продовольственные затраты, то в условиях нынешнего кризиса данные затраты составляют 39%. Вдобавок, возможность осуществления сделок по приобретению недвижимости существенно снизилась на 11,56%.

Управляющий директор компании Nielsen, Central Asia and Caucasus Константин Локтев утверждает, что покупательная способность денег потребителей снизилась и будет снижаться по причине высоких темпов инфляции. В таком случае, образованный дефицит бюджета из-за разницы потребностей и номинального дохода потребителей повлияет на покупательское поведение. Дефицит в бюджете в почти 560 млрд тенге в год скажется на закупе товаров в гипермаркетах. Казахстанцы будут посещать их на один визит меньше за период одного квартала. Более того, в степень риска попадут предметы домашнего обихода, одежда и обувь.

Виктор Елисеев также подчеркивает двух-трехкратное увеличение потребления замороженных мясных и овощных продуктов. На 50-60% ослаб интерес к концентрированной готовой продукции, на 25% — к растворимому кофе и на 47% — к кофе в зернах. Индекс потребительских цен с 2006 по 2015 год вырос на 7-8%. Цены на продовольственные товары поднялись на 11%, тогда как на непродовольственные товары взлетели на 22,5%. Повышение цен на платные услуги населения составило 8%.

Спикер обозначает и положительные изменения в потребительском поведении. За последнее десятилетие люди в Казахстане стали в свободное время больше посещать спортивные организации и пользоваться услугами красоты, что составляет 10% и 14% соответственно. Визиты в ресторан у соотечественников стали занимать 17% досуга. Равным образом, походы в кинотеатры увеличились на 8%. Каждый третий казахстанец имеет автомобиль, это 34% населения страны. Уровень проникновения сотовой связи достиг почти абсолютного значения — 97%, а индекс удовлетворения потребителей мобильным оператором — 77%.

По расчетам компании Nielsen, покупатели стали больше покупать только необходимое, избегая излишеств. Сократилось почти в два раза клиентов, на которых не влияют никакие факторы в принятии решения о покупках. В плане миссии шоппинга казахстанцы посещают магазины из-за срочных покупок на 16% больше, чем ранее.

Читайте также