Быть ли легкой промышленности в Казахстане?

Опубликовано
Названы факторы, которые негативно сказываются на конкурентоспособности отечественных предприятий легкой промышленности

Растущая конкуренция, связанная со снятием таможенных барьеров, скажется на деловой активности отечественных компаний-производителей в легкой промышленности. К такому выводу пришли эксперты НПП, анализируя основные проблемы отрасли в Казахстане.

В частности, называются следующие главные барьеры для развития бизнеса:

1. Реэкспорт товаров из Китая через Кыргызстан

Поставками контрафактной продукции через Казахстан в РФ и дальнее зарубежье занимаются в основном так называемые челночники, которые в большинстве случаев используют обходные пути ввоза товаров из Китая, а в последующем товар поступает на рынки Кыргызстана. У контролирующих органов Кыргызстана существует проблемный вопрос по регулированию поставок китайского импорта. В добавок имеются проблемы и на самой границе с так называемыми "несунами" — лицами, пересекающими границу по несколько раз в день с определенным количеством товаров, с целью не платить пошлины. Тем самым товары из Китая попадают на рынок под видом кыргызских товаров, а в дальнейшем и страны ЕАЭС.

По некоторым данным экспертов, прибыль кыргызстанских компаний от реэкспорта в Казахстан составляет примерно 300 млн долларов в год.

2) Развитый оптовый рынок

Рынок «Дордой» в городе Бишкек в полтора раза больше алматинского рынка, его оборот составляет около 3,5 млрд долларов ежегодно. «Дордой» обслуживает Казахстан и часть России. Товарооборот этого рынка вместе с другим крупным базаром «Карасуу» в Оше составляет 90 процентов всего розничного оборота страны, Львиная доля общего сбыта товаров Киргизии приходится на иностранных граждан. Рынок «Карасуу» охватил своим товаром Таджикистан и Узбекистан.

Учитывая близость городов Алматы и Бишкека и упрощение процедуры пересечения границы, можно предположить частичный переток потребительского спроса жителей Алматы на кыргызский рынок.

Однако данная тенденция идет на спад. В Казахстане стал набирать обороты «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», который в ближайшем будущем и должен будет стать основным конкурентом рынка «Дордой». Уже сейчас в ряде кыргызских СМИ стала появляться информация, где всерьез обсуждаются перспективы возможного закрытия рынка-гиганта «Дордой». Так, по данным Государственной налоговой службы Киргизии, в 2014 году с «Дордоя» ежемесячно в госказну поступало около 34 млн сомов, а в январе 2016-го собрано всего 24,5 млн. Не так давно арендная плата за контейнер составляла здесь более $1 тыс.. Сейчас владельцы готовы сдавать их бесплатно, лишь бы кто-то смог оплачивать взносы за него. Оптимизма данные факты не добавляют, поскольку открытие аналогичного рынка в Казахстане не даст импульса для развития легкой промышленности в стране, а лишь только увеличит поток реэкспорта товара из Китая.

3) Рабочая сила

Население Кыргызстана составляет 5,5 миллиона человек. 2,5 миллиона из них – трудоспособное население. 1 миллион человек находится на заработках в Казахстане и России. В Кыргызстане средняя заработная плата в легкой промышленности составляет 175 долларов США, в Казахстане, по данным КС МНЭ, в 2014 году средняя заработная плата в легкой промышленности составила 230 долларов США.

В связи с растущей конкуренцией, после снятия таможенных барьеров отечественным компаниям будет непросто выстоять, а некоторым из них, возможно, придется уйти с рынка, возможно также вытеснение местных производителей с собственных рынков. Приток рабочей силы из Кыргызстана может привести к повышению конкуренции на казахстанском рынке труда и всплеску трудовой миграции. По расчетам Евразийского банка развития, вступление Кыргызстана в ЕАЭС приведет к росту потоков трудовой миграции на 3,5% в год.

4) Кыргызские товары народного потребления более конкурентны по себестоимости

Существенными конкурентными преимуществами кыргызских производителей продукции легкой промышленности являются: низкие ввозные пошлины на сырье и оборудование из КНР, низкие транспортные расходы на ввоз сырья и оборудования в силу географического положения, а также дешевая рабочая сила. По данным КС МНЭ РК, в структуре себестоимости легкой промышленности Казахстана наибольшую долю занимает сырье и материалы — 55%, фонд заработной платы — 17%, электроэнергия — 4%.

В этой связи существует риск перетока размещения заказов отечественных производителей на производственные мощности Кыргызстана. Такой подход известен как «контрактное производство». Он широко распространён в Китае и странах Юго-Восточной Азии (Adidas, Zara, H&M). При этом стимулирование роста продаж будет являться главным фактором развития отрасли.

Вывод

Объем производства за 5 лет вырос в 2,4 раза и составил 65,8 млрд тенге. За последние 5 лет импорт продукции вырос в 4,6 раза и составил 2235,5 млн долларов США.

По данным КС МНЭ РК, в 2014 доля продаж отечественных предприятий легкой промышленности в общей структуре потребления составила 11%. При этом, по данным Ассоциации предприятий легкой промышленности, доля продаж отечественных предприятий на розничном рынке составила порядка 4%. Основная часть внутреннего потребления формируется за счет государственных закупок национальных компаний и государственного оборонного заказа.

Таким образом, учитывая вышеуказанные факты, которые негативно сказываются на конкурентоспособности отечественных предприятий легкой промышленности, Секретариатом Комитета обрабатывающей промышленности предлагается сфокусировать внимание на следующих направлениях:

1) Включение экспортоориентированных предприятий легкой промышленности в программу поддержки экспортеров АО «KAZNEX INVEST» по направлению «Зонтичные бренды».

2) Оказание содействия по участию отечественных предприятий легкой промышленности в оснащении «ЭКСПО-2017», «УНИВЕРСИАДА-2017», «Олимпийские игры — 2016 в Рио-де-Женейро».

3) Принятие мер по внедрению системы маркировки товаров легкой промышленности в целях противодействия ввозу, производству и обороту нелегальной и контрафактной продукции.

4) Рассмотрение вопроса по освобождению от НДС предприятий легкой промышленности с полным циклом производства, при условии, что основная часть налогооблагаемой прибыли будет рефинансироваться в развитие производства.

5) Выработка подходов и предложений по стимулированию роста продаж продукции отечественных производителей легкой промышленности на внутреннем рынке в рамках Комплексного плана по поддержке легкой промышленности 2015-2019 гг.

6) Содействие укрупнению производств (создание консорциумов) для усиления позиции ОТП при участии в гособоронном заказе.

Читайте также