Рынок электроники и вопросы энергоэффективности

Опубликовано
Минувший год для казахстанского рынка бытовой техники и электроники не был благополучным – по данным Gfk TEMAX, только в III квартале прошлого года он снизился на 21,7%.

Минувший год для казахстанского рынка бытовой техники и электроники не был благополучным – по данным Gfk TEMAX, только в III квартале прошлого года он снизился на 21,7%. Несмотря на это в масштабе Центральной Азии, в том числе в Казахстане, бытовая техника и электроника представляют собой один из самых активно развивающихся сегментов энергопотребления.

Тяжелый год

По результатам исследований, в результате кризиса пострадали практически все категории товаров.

В частности, продажи черной техники (телевизоры, аудио- и видеотехника) снизились на 28,4%, цифровой техники (смартфонов, планшетов, ноутбуков, ПК, мониторов) и мелкой бытовой техники – на 23,7% и 23,5%, соответственно.

Сегмент белой техники продемонстрировал снижение на 10,4%. Наименее ощутимо просел сегмент кондиционеров, в котором снижение продаж составило 4%. Оказались в минусе, но по сравнению с другими категориями показали довольно неплохие результаты кухонная бытовая техника (этот сегмент потерял 2%), встраиваемые поверхности (-4%), посудомоечные машины (-6%), стиральные машины (-8%), а также чайники и смартфоны (по данным категориям падение рынка составило порядка 13%).

Как отметил операционный директор компании «Технодом» Давид Галинек, впервые за последние годы упал рынок смартфонов, данная категория всегда росла. Тем не менее роста спроса на дешевые марки не наблюдается: казахстанцы любят бренды и предпочтут купить бюджетную модель известного производителя.

Несмотря на то, что рынок еще не оправился после февральской девальвации 2014 года, прошлогодняя августовская девальвация девальвация в краткосрочном периоде сыграла роль катализатора в первую очередь в сегменте крупной бытовой техники: дабы уберечь свои сбережения от обесценивания, люди стремились успеть купить товары по старым ценам.

Как отмечается в отчете, выросла популярность встраиваемых посудомоечных машин (после девальвации рынок посудомоечных машин вырос в численном выражении в 1,5 раза), повышенным спросом пользовались холодильники и стиральные машины. Несмотря ни на что, хозяйки не намерены отказываться от покупки техники, делающей более легким и приятным процесс готовки, поэтому в сегменте мелкой бытовой техники сохранился и даже вырос спрос на кухонные комбайны и на миксеры.

В сегменте компьютерной техники производители самой востребованной группы товаров — мобильных компьютеров, в отличие от производителей смартфонов, подняли цены пропорционально росту валютного курса, что сказалось на объеме продаж. Единственным растущим сегментом, занимающим менее 1% рынка, остались компьютерные планшеты, а устройства «2-в-1», недавно показывавшие более чем двукратный рост, оказались в минусе.

Комфорт и тайные угрозы

И все же нельзя сказать, что казахстанцы отказываются от электронно-бытовых благ цивилизации в ущерб собственному комфорту. Снижение продаж, наметившееся во многих сегментах, отчасти показывает высокий уровень обеспеченности: в наличии у большинства казахстанских семей есть все необходимые приборы, и влияние кризиса проявляется в том, что мы считаем нужным повременить с заменой старых устройств на новые.

По данным подготовленного Региональным экологическим центром Центральной Азии и Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) отчета об оценке энергоэффективности бытовых электроприборов и о политике в области стандартов и маркировки энергопотребления, в Казахстане наблюдается высокий уровень обеспеченности домохозяйств практически всеми видами бытовой техники.

Практически у 100% казахстанских семей есть холодильники, в квартирах и частных домах 99% казахстанцев установлены стиральные машины, а количество телевизоров превышает 120 на 100 домохозяйств. 87% казахстанцев доверяют уборку квартиры пылесосу, в домах 66% установлены микроволновые печи, чуть меньше, 63%, регулярно пользуются феном, 59% — электрочайниками; 44% казахстанских домохозяйств оснащены компьютерами, 27% — ноутбуками.

Менее широко распространены сезонные товары — обогреватели, кондиционеры, вентиляторы, а также бойлеры и электроплиты. В жилом секторе Казахстана (как, впрочем, и в Кыргызстане) широко применяются различные виды ламп. По официальным данным, в Казахстане на 100 домохозяйств приходится 770 ламп накаливания, 250 галогенных ламп, 29 светодиодных и 15 люминесцентных ламп, соответственно.

По мнению экспертов, растущий парк бытовой техники в домохозяйствах а также рост потребления электроэнергии этой техникой обязывает государства региона разрабатывать и внедрять регулирующие меры и инструменты в сфере энергосбережения. «Широкое использование бытовой техники в жилом секторе увеличивает нагрузку на сети, расходы на электроэнергию либо для самих жильцов, либо для государства — в случае субсидирования тарифов. Кроме того, возрастает риск аварийного отключения, и проблема энергосбережения очень актуальна. В мировой практике повышение уровня энергоэффективности электроприборов происходит за счет научно-технического прогресса и реализации странами соответствующей политики по повышению энергоэффекктивности электроприборов», — отмечает Искандер Абдуллаев из Регионального экологического центра Центральной Азии.

Благодаря развитию международной торговли, отмечают эксперты, энергоэффективная продукция попадает на рынок разных стран, в том числе тех, где нет четкой политики в области энергоэффективности электроприборов, нет четких требований к уровням энергопотребления разными видами техники, к маркировке класса энергоэффективности.

В странах Центральной Азии уже создана общая нормативно-правовая база, поощряющая действия по реализации потенциала энергоэффективности в сегменте электроприборов, разработаны планы по внедрению программ маркирования и стандартизации. В Казахстане, в частности, реализуется государственная программа по постепенному замещению неэффективных ламп накаливания более энергоэффективными, реализуются проекты международных организаций, содействующих этому процессу. Но, считают эксперты, в этой работе необходимо двигаться дальше, строить нормативную и техническую базу для решения конкретных задач, проводить аналитическую работу по оценке затрат и выгод от внедрения стандартов и маркировок энергоэффективности.

Альтернативная энергетика — первые шаги

На волне подготовки к ЭКСПО-2017, главной темой которой станет «зеленая» экономика, вопросы энергоэффективности, энергосбережения и развития альтернативной энергетики обсуждаются все более активно.

Между тем, специалисты компаний, осуществляющих поставку таких систем, пока говорят об отсутствии четких тенденций. По словам генерального директора компании «Bosch Termotechnik Казахстан, Центральная Азия и Монголия» Владимира Коломыцына, хотелось бы, чтобы клиенты осознали, насколько большие выгоды приносит, скажем, использование возобновляемых источников энергии.

В этом, убеждает эксперт, несложно убедиться даже на примере частного сектора, где можно с успехом применять, например, специальные коллекторы для того, чтобы в течение дня подогревать воду в бассейне на участке, накапливать ее, а ночью использовать для обогрева бассейна.

Читайте также