1 просмотр

Развитие электронной коммерции в Центральной Азии

В странах ЦАРЭС наблюдается прогресс в создании условий для развития электронной коммерции

Развитие электронной коммерции в Центральной Азии

Развитие электронной коммерции в Центральной Азии

В 2015 году в Центральной Азии произошли важные изменения во внешних условиях для трансграничной электронной коммерции: вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) повысит прозрачность коммерции, в то время как членство Кыргызской Республики в Евразийском экономическом союзе расширит потребительскую базу.

Почему электронная коммерция?

По двум причинам. Во-первых, электронная коммерция снижает стоимость расстояния. Центральная Азия является самым высоким по стоимости торговли регионом в мире: огромные расстояния от крупных рынков затрудняют поиск покупателей, замедляют доставку товаров и увеличивают экспортные цены. Во-вторых, электронная коммерция может помочь вовлечь население, традиционно недостаточно представленное на экспортных рынках, включая представительниц женского пола, малые предприятия и сельских предпринимателей.

Среди стран Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) Китайская Народная Республика (КНР) выделяется показателями в области электронной коммерции. Согласно оценкам в 2015 году в КНР было 700 миллионов пользователей, что вдвое больше, чем в США и Японии вместе взятых. Ожидается, что к 2018 году КНР станет драйвером потоков глобальной электронной коммерции. Но насколько готовы остальные страны ЦАРЭС к использованию электронной коммерции?

Несмотря на наличие инфраструктуры, использование в бизнес-целях низкое

Для процветания бизнеса в интернете обязателен доступ к высокоскоростному интернету. В большинстве стран ЦАРЭС широкополосный доступ к интернету имеется, и в некоторых случаях интернет-инфраструктура способствовала высокому росту индивидуальных интернет пользователей в городской и сельской местности. Однако использование в бизнес-целях демонстрирует низкие показатели в сравнении с другими регионами Азии.

Несмотря на низкие показатели, есть примеры предпринятых частным сектором серьезных усилий по использованию электронной коммерции для стимулирования роста. Это казахстанский провайдер В2С www.chocolife.me и киргизский сайт электронной коммерции www.prodsklad.kg, являющийся провайдером В2В по продаже сельскохозяйственной продукции для ресторанов и отелей. Оплата наличными при доставке остается распространенным методом оплаты из-за ограниченного использования кредитных карт и опасений по поводу конфиденциальности данных.

Киберзаконодательство прогрессирует на двух скоростях в регионе

Электронной коммерции необходима надежная нормативно-правовая база в целях защиты как покупателей, так и продавцов. Данные свидетельствуют о том, что страны ЦАРЭС продвигаются в этом вопросе с разной скоростью.

Первая группа стран, включаящая Азербайджан, КНР, Казахстан и Пакистан, имеют полное правовое обеспечение борьбы с киберпреступностью, и почти у всех есть законы о защите данных и конфиденциальности. У второй группы имеются законы в двух или нескольких областях. Из четырех основных законодательных сфер во всех странах, как минимум, есть законопроект об электронных транзакциях.

Существующее законодательство в ключевых областях киберзаконов

Законодательство имеет важнейшее значение для укрепления доверия в странах, где электронная коммерция является новой. В Туркменистане и Кыргызской Республике государственные служащие сообщают, что доверие потребителей остается низким, что ограничивает темпы роста электронной коммерции. В Азербайджане напротив общественное доверие к электронной коммерции выросло с 2009 года. Принятие законодательных актов по информационной безопасности и связанным с этим вопросам является важнейшим фактором, способствующим росту доверия потребителей. Для Таджикистана процесс присоединения к ВТО также стал драйвером повышения юридической прозрачности, что способствовало развитию электронной коммерции.

Цель трансграничной электронной коммерции - соседи

Электронная коммерция в рамках ЦАРЭС в основном является внутренней и городской, но все больше страны создают структуры, необходимые для облегчения трансграничных покупок. Многие страны ЦАРЭС направляют усилия в сфере электронной коммерции на своих непосредственных соседей. Афганистан смотрит в сторону Индии. Казахстан планирует использовать инициативу «Коридор Алматы-Бишкек» (ИКАБ) для расширения электронной торговли с Кыргызской Республикой. В свою очередь Кыргызская Республика надеется, что ИКАБ сможет помочь им извлечь пользу из членства в Евразийском экономическом союзе, а также от вступления Казахстана в ВТО.

Ускоренные потоки посылок создают проблемы для таможни

Трансграничная электронная коммерция приводит к увеличению частоты потоков небольших посылок, что положительно влияет на объем торговли. Но таможенные чиновники в Центральной Азии отмечают три неожиданные проблемы.

1. Как справиться с объемом потоков. Таможенные органы Узбекистана и других стран были завалены большими партиями небольших грузов с использованием бумажных таможенных систем. Установка системы "единого окна" сможет решить эту проблему. В Азербайджане создана национальное система "единого окна"; Казахстан, Таджикистан, Кыргызская Республика и Узбекистан развивают свои; а Афганистан, Казахстан и Туркменистан внедряют системы ASYCUDA ЮНКТАД для автоматизации таможни.

2. Неопределенность в оценке риска для небольших посылок. Увеличение объемов импорта также создает проблемы в оценке рисков, и не всегда понятно, как применять новые глобальные правила по антитерроризму и борьбе с отмыванием денег к мелким посылкам.

3. Путаница в том, как оценивать пошлины. При оценке таможенных пошлин на основе метода доставки посылок, а не природе товара, традиционные почтовые услуги извлекают выгоду из преференций, закрепленных в старых международных соглашениях, что не характерно для товаров, доставляемых экспресс-службами.

Что же дальше?

В странах ЦАРЭС наблюдается прогресс в создании условий для развития электронной коммерции. С развитием автоматизации инфраструктура распространяется в сельскую местность, а между тем как региональное сотрудничество способствует трансграничному обмену мы можем ожидать развития частного сектора.

Появляются новые направления электронной коммерции, которые могут особенно подойти для условий Центральной Азии. Онлайн-торговля в животноводстве, например, могла бы удовлетворить потребности сельских торговцев. Одним из примеров является сайт www.farmia.co, который сводит продавцов и покупателей в Сербии. Вывод традиционных сфер торговли в интернет также открывает возможности для создания рабочих мест в секторе услуг, таких как транспортные решения и платежные системы, которые вкупе могут помочь странам активнее использовать региональные соглашения, которые в быстром темпе переходят в онлайн режим в регионе ЦАРЭС.

Об авторах:

Алисия Ди Каприо, специалист по региональному сотрудничеству Азиатского банка развития

Джеф Процак, специалист по региональному сотрудничеству Азиатского банка развития

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер