21276 просмотров

Токаев получит новые полномочия

Речь идет о применении мер военного положения

Фото: REUTERS

Депутаты сената парламента на пленарном заседании палаты 4 июня одобрили проект закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам военного положения». Таким образом, закон считается принятым парламентом и направляется на подпись главе государства.

Как сообщил представлявший законопроект первый заместитель министра обороны Мурат Бектанов, основной целью законопроекта является совершенствование законодательства в области военного положения, что продиктовано необходимостью поддержания оборонного потенциала государства для адекватного реагирования на современные вызовы и угрозы безопасности Казахстана.

Законопроект предусматривает внесение поправок в Трудовой кодекс и шесть законов: о военном положении, об обороне и Вооруженных силах РК, о мобилизационной подготовке и мобилизации, государственных секретах, об образовании, о воинской службе и статусе военнослужащих.

«Ключевыми моментами является вопросы правового регулирования, функционирования государства как в период военного положения, так и в подготовке к нему в мирное время.  В частности, в законе о военном положении предлагается дополнить полномочия президента, которые могут быть реализованы в мирное время. Это определение порядка применения мер военного положения, утверждения положений о ставке Верховного главного командования Вооруженных сил, о советах обороны, об организации деятельности правительства в период военного положения», – сказал Бектанов.

В частности, дополнена статья 9 закона «О военном положении». Согласно поправкам, президент Казахстана в период военного положения образует ставку Верховного главного командования Вооруженных сил Республики Казахстан, осуществляет общее руководство организацией обеспечения военного положения; утверждает положение о советах обороны областей, городов республиканского значения, столицы; утверждает положение об организации деятельности правительства Республики Казахстан в период военного положения, утверждает положение о государственных органах, непосредственно подчиненных и подотчетных ему, на период военного положения.

Глава государства также утверждает порядок применения мер военного положения, а также полномочия госорганов по обеспечению этих мер; издает нормативные правовые акты по вопросам военного положения. Кроме того, президент принимает и вводит чрезвычайный государственный бюджет и незамедлительно информирует об этом парламент; устанавливает порядок применения Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, государственных органов для обеспечения военного положения и определяет их задачи.

Президент также устанавливает запреты или ограничения на организацию и проведение мирных собраний, забастовок; определяет особенности прохождения воинской службы; устанавливает особый режим работы транспорта, коммуникаций, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и окружающей среды. 

Кроме того, сообщил Бектанов, компетенции правительства предлагается дополнить полномочиями в мирное время по утверждению положения о министерствах в период военного положения, по организации перевода госорганов на структуры и штат военного времени, по становлению задания местным исполнительным органам, по обеспечению мероприятий гражданской и территориальной обороны. Также предлагается предусмотреть полномочия местных исполнительных органов в период военного положения, в том числе наделить их полномочиями на образование советов обороны области, города республиканского значения, столицы. Советы обороны как органы военного управления будут обеспечивать выполнение мер военного положения и образуются только на период военного положения, поэтому не будут входить в структуры Вооруженных сил.

banner_wsj.gif

353 просмотра

В Казахстане впервые ввели гендерные квоты для партийных списков

Позволят ли они активно вовлечь женщин в общественно-политические процессы?

Фото: Аскар Ахметуллин

В Казахстане впервые были введены гендерные квоты для партийных списков. Согласно закону, в стране вводятся квоты в размере не менее 30% для лиц, не достигших 29-летнего возраста, и женщин от общего числа включенных в список лиц для регистрации кандидатов в депутаты мажилиса и маслихата от одной политической партии.

«Для введения данных квот существует комплекс причин», – говорит эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Айман Жусупова. Во-первых, Казахстан, декларируя свое намерение войти в число развитых стран, должен обеспечивать представительство женщин во власти. Так, Казахстан ратифицировал Конвенцию по ликвидации всех форм дискриминации женщин. В 2019 году ООН рекомендовал Казахстану пересмотреть Концепцию семейной и гендерной политики с целью установить 50%-ную квоту представленности женщин во всех сферах жизни.

Во-вторых, сегодня в стране очевидна активизация женских движений – все чаще выступают многодетные матери, есть движения против насилия над женщинами, а также молодежь в целом более четко стала заявлять о своих проблемах. Увеличение представительства женщин и молодежи в политике позволит вынести на обсуждение, повысить эффективность решения про­б­лем, важных для этих категорий населения, считает эксперт.

На сегодняшний день мажилис парламента РК представлен 104 депутатами, среди них 27 женщин (на момент выборов в 2016 году их было 29), соответственно, доля женщин-депутатов составляет 26%.

По данным Института общественной политики, в маслихатах в среднем по стране 22% женщин депутатов – они занимают 740 из 3335 мест. При этом статистика по регионам сильно различается. Наиболее высокий уровень участия женщин в маслихатах наблюдается в северных регионах страны: в Костанайской области – 31,23%, в Павлодарской области – 29,13%, в СКО – 28,57%.

Самые низкие показатели в южных регионах. В Туркестанской области доля женщин – депутатов маслихатов составляет 5,24%. В городе Шымкенте и Кызылординской области – 10,34% и 14,29% соответственно.

«Женщин у нас среди избирателей 52%, молодежи среди избирателей 17%, то есть обе эти группы суммарно набирают примерно 60% избирателей, а может, и больше», – говорит политолог Марат Шибутов. Он добавляет: «У нас парламент и маслихаты – это государственные органы, которые представляют интересы населения. Может ли мужчина в возрасте 55 лет (средний депутат мажилиса) хорошо представлять интересы молодых женщин? Конечно, есть такая возможность, но в целом там есть много недопонимания, большая разница в восприятии, и поэтому шансов маловато. Поэтому и надо, чтобы эти категории получили своих представителей в законодательной власти на всех уровнях».

Шибутов отмечает несколько положительных моментов введения квот для женщин и молодежи. Во-первых, формирование новых списков заставит политические партии подтягивать вверх эти категории, а потом и давать им места в случае выигрыша. Во-вторых, это сразу ставит вопросы об организации внутри партий соответствующих подразделений – женского и молодежного крыла. В-третьих, это будет влиять на предвыборную программу партий – надо будет вносить соответствующие установки и лозунги, это фокусирует на них внимание и ресурсы. Выборы покажут, насколько население поддерживает новую повестку.

«Сегодня сложно однозначно сказать, как изменится повестка дня в связи с введением гендерной квоты», – говорит Айман Жусупова. Она отмечает ряд ограничений, связанных с введением системы квот в текущих реалиях. Во-первых, 30%-ная квота для регистрации партийного списка не является гарантией того, что она будет соблюдена при распределении мандатов. Политическая партия уже самостоятельно будет решать, какое количество мандатов отдать такой категории. Во-вторых, соотношение обеих категорий в списках той или иной партии будет всецело зависеть от ее руководства. Некоторые депутаты отмечают, что молодежь не имеет достаточного профессионального и жизненного опыта для того, чтобы заниматься законотворческой деятельностью, полноценно осознавать глубину обсуждаемых проблем и последствия принимаемых решений.

Более того, женщины и молодежь должны представлять ту или иную политическую партию, что отсекает от участия в парламентских выборах большое количество молодежи и женщин, которые не являются членами партий.

Тем не менее на текущий момент введение квоты – это, конечно, положительный шаг, считает эксперт. Это позволит вынести на обсуждение проб­лемы, касающиеся женщин и молодежи, более четко, с пониманием истинного положения вещей. «В то же время важно, чтобы кандидаты действительно отражали чаяния и проблемы представляемой категории, были нацелены на их решение», – отмечает Жусупова.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg