3288 просмотров

Сенат принял закон по парламентской оппозиции

Она сможет инициировать парламентские слушания не менее одного раза за сессию

Фото: Аскар Ахметуллин

Депутаты сената парламента на пленарном заседании палаты 28 мая приняли соответствующий проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов». Таким образом, закон считается принятым парламентом и направляется на подпись главе государства.

Депутат мажилиса парламента Азат Перуашев, представляя законопроект, сообщил, что для этого демократическая партия «Ак жол» актуализировала разработанный в 2012 году проект закона о парламентской оппозиции.

«Данный законопроект разработан во исполнение поручения президента Касым-Жомарта Токаева на заседании национального общественного совета о законодательном закреплении института парламентской оппозиции. Воспользовавшись данным поручением, демократическая партия «Ак жол» актуализировала ранее подготовленный законопроект о парламентской оппозиции в соответствие с современными требованиями», - сказал он.

В ходе выездов депутатов фракции законопроект был обсужден с учеными и представителями политического общества.

«Мы разделили свои предложения на два законопроекта «О внесении изменений в Конституционный закон «О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам парламентской оппозиции». На уровне Конституционного закона «О парламенте и статусе его депутатов» вводится определение парламентской оппозиции как политических партий, представленных в мажилисе, не входящих в парламентское большинство, как правило, выступающих по политическим и социально-экономическим вопросам с иной позицией, чем парламентское большинство», - сказал Перуашев.

Такая формулировка, по его словам, почти дословно воспроизводит определение доклада Европейской комиссии за демократию через право – так называемая Венецианская комиссия, о роли оппозиции в демократическом парламентом.

«Другими нормами за парламентской оппозицией закрепляются следующие правовые гарантии: на инициирование парламентских слушаний по актуальным вопросам жизнедеятельности государства и общества не менее одного раза за сессию, на определение повестки дня правительственных часов в парламенте не менее двух раз за сессию, внесение альтернативных законопроектов к тем правительственным законопроектам, с которыми оппозиция не согласна, и так далее», - сказал депутат.

Особого внимания, отметил он, заслуживает такая новелла как гарантированная Конституционным законом руководителям или представителям оппозиционных фракций право на выступление на совместных заседаниях палат парламента, пленарных заседаниях мажилиса, заседаниях комитетов, рабочих групп, парламентских слушаниях и всех иных мероприятиях в стенах парламента.

Сопутствующим законопроектом также предложено закрепить, что председатель одного из постоянных комитетов мажилиса избирается исключительно из числа депутатов от оппозиции. Аналогичное право избирания от оппозиции предложено внести для двух секретарей постоянных комитетов мажилиса.

По мнению Перуашева, перечисленные шаги в совокупности представляют собой важную политическую реформу.

Старт процессу становления института парламентской оппозиции дал в декабре 2019 года на заседании национального совета общественного доверия глава государства, поручив сформировать институт парламентской оппозиции. Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что разные мнения являются не началом стагнации, а одним из главных условий демократического развития.

Разработанные партией «Ак жол» поправки были обсуждены с учеными и представителями политического сообщества, в феврале законопроект был внесен в правительство, а уже в марте - в мажилис парламента.

banner_wsj.gif

В Казахстане впервые ввели гендерные квоты для партийных списков

Позволят ли они активно вовлечь женщин в общественно-политические процессы?

Фото: Аскар Ахметуллин

В Казахстане впервые были введены гендерные квоты для партийных списков. Согласно закону, в стране вводятся квоты в размере не менее 30% для лиц, не достигших 29-летнего возраста, и женщин от общего числа включенных в список лиц для регистрации кандидатов в депутаты мажилиса и маслихата от одной политической партии.

«Для введения данных квот существует комплекс причин», – говорит эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Айман Жусупова. Во-первых, Казахстан, декларируя свое намерение войти в число развитых стран, должен обеспечивать представительство женщин во власти. Так, Казахстан ратифицировал Конвенцию по ликвидации всех форм дискриминации женщин. В 2019 году ООН рекомендовал Казахстану пересмотреть Концепцию семейной и гендерной политики с целью установить 50%-ную квоту представленности женщин во всех сферах жизни.

Во-вторых, сегодня в стране очевидна активизация женских движений – все чаще выступают многодетные матери, есть движения против насилия над женщинами, а также молодежь в целом более четко стала заявлять о своих проблемах. Увеличение представительства женщин и молодежи в политике позволит вынести на обсуждение, повысить эффективность решения про­б­лем, важных для этих категорий населения, считает эксперт.

На сегодняшний день мажилис парламента РК представлен 104 депутатами, среди них 27 женщин (на момент выборов в 2016 году их было 29), соответственно, доля женщин-депутатов составляет 26%.

По данным Института общественной политики, в маслихатах в среднем по стране 22% женщин депутатов – они занимают 740 из 3335 мест. При этом статистика по регионам сильно различается. Наиболее высокий уровень участия женщин в маслихатах наблюдается в северных регионах страны: в Костанайской области – 31,23%, в Павлодарской области – 29,13%, в СКО – 28,57%.

Самые низкие показатели в южных регионах. В Туркестанской области доля женщин – депутатов маслихатов составляет 5,24%. В городе Шымкенте и Кызылординской области – 10,34% и 14,29% соответственно.

«Женщин у нас среди избирателей 52%, молодежи среди избирателей 17%, то есть обе эти группы суммарно набирают примерно 60% избирателей, а может, и больше», – говорит политолог Марат Шибутов. Он добавляет: «У нас парламент и маслихаты – это государственные органы, которые представляют интересы населения. Может ли мужчина в возрасте 55 лет (средний депутат мажилиса) хорошо представлять интересы молодых женщин? Конечно, есть такая возможность, но в целом там есть много недопонимания, большая разница в восприятии, и поэтому шансов маловато. Поэтому и надо, чтобы эти категории получили своих представителей в законодательной власти на всех уровнях».

Шибутов отмечает несколько положительных моментов введения квот для женщин и молодежи. Во-первых, формирование новых списков заставит политические партии подтягивать вверх эти категории, а потом и давать им места в случае выигрыша. Во-вторых, это сразу ставит вопросы об организации внутри партий соответствующих подразделений – женского и молодежного крыла. В-третьих, это будет влиять на предвыборную программу партий – надо будет вносить соответствующие установки и лозунги, это фокусирует на них внимание и ресурсы. Выборы покажут, насколько население поддерживает новую повестку.

«Сегодня сложно однозначно сказать, как изменится повестка дня в связи с введением гендерной квоты», – говорит Айман Жусупова. Она отмечает ряд ограничений, связанных с введением системы квот в текущих реалиях. Во-первых, 30%-ная квота для регистрации партийного списка не является гарантией того, что она будет соблюдена при распределении мандатов. Политическая партия уже самостоятельно будет решать, какое количество мандатов отдать такой категории. Во-вторых, соотношение обеих категорий в списках той или иной партии будет всецело зависеть от ее руководства. Некоторые депутаты отмечают, что молодежь не имеет достаточного профессионального и жизненного опыта для того, чтобы заниматься законотворческой деятельностью, полноценно осознавать глубину обсуждаемых проблем и последствия принимаемых решений.

Более того, женщины и молодежь должны представлять ту или иную политическую партию, что отсекает от участия в парламентских выборах большое количество молодежи и женщин, которые не являются членами партий.

Тем не менее на текущий момент введение квоты – это, конечно, положительный шаг, считает эксперт. Это позволит вынести на обсуждение проб­лемы, касающиеся женщин и молодежи, более четко, с пониманием истинного положения вещей. «В то же время важно, чтобы кандидаты действительно отражали чаяния и проблемы представляемой категории, были нацелены на их решение», – отмечает Жусупова.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер