Перейти к основному содержанию
922 просмотра

Сотрудник КИСИ рассказал о важности среднего класса в Казахстане

Юрий Булуктаев считает, что средний класс создает условия для запуска механизма системной модернизации

Фото: Shutterstock.com

Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте РК Юрий Булуктаев рассказал о важности среднего класса в Казахстане.

По его словам, создание среднего класса создает условия для запуска механизма системной модернизации, роста экономики, повышения занятости и решения социальных проблем. 

«Именно средний класс создает условия для перехода от одного типа общественного устройства к другому. Это весьма важно, поскольку попытки осуществления модернизации за счет внедрения новых технологий в одной или нескольких сферах — армии, промышленном или сельскохозяйственном производстве, образовании — вовсе не гарантирует качественных изменений в обществе. За последние два века такие попытки частичной модернизации не привели к желаемым результатам в целом ряде стран», – считает Юрий Булуктаев.

Также научный сотрудник КИСИ отметил, что для создания системы взаимодействия общества и государства необходим новый этап политической реформы. В предыдущие годы было объективно необходимо поддержание политической стабильности и межнационального согласия. Благодаря формуле «сначала экономика, а затем политика» Казахстан смог уверенно продвигаться по пути реформ. Но ситуация меняется. Уже возникают условия, когда новые группы и слои населения нуждаются в представительстве в органах власти, артикуляции своих запросов. 

Юрий Булуктаев напомнил, что президент Касым-Жомарт Токаев в послании народу Казахстана отмечал, что «мы будем осуществлять политические реформы без «забегания вперед», но последовательно, настойчиво и продуманно. Наш фундаментальный принцип: «успешные экономические реформы уже невозможны без модернизации общественно-политической жизни страны».

По его словам, казахстанское общество за последние годы выдвинуло из своих рядов новое поколение, которое, получив хорошее образование, в том числе и за рубежом, имея опыт практической работы, готово к деятельности в государственных органах власти. Нужны более мобильные социальные лифты, которые мобилизуют на службу стране следующее поколение руководителей разного уровня. 

Ранее президент подчеркивал, что «в политику и на госслужбу должны приходить только самые образованные люди, должен работать принцип меритократии». Одним из путей рекрутирования талантливой молодежи в органы государственного управления открывает Национальная комиссия по молодежному кадровому резерву при президенте.

«Политическая трансформация позволит создать систему общенационального диалога. Пожалуй, это самая трудная задача, поскольку приходится преодолевать не только политическую традицию предыдущих лет, но и психологические барьеры, которые формировались десятилетиями. Ведь диалог в постсоветских обществах воспринимается большинством государственных чиновников и политиков как первый шаг к отступлению. В то время как в развитых обществах именно диалог является основой политической коммуникации и средством к выработке общей или удовлетворяющей все стороны позиции», – говорит главный научный сотрудник КИСИ. 

Юрий Булуктаев рассказал, что президент, имеющий огромный опыт работы в международных организациях, а, следовательно, и имеющий опыт достижения консенсуса сторон, ставит задачу защиты интересов каждого гражданина страны. «Я не допущу разделения граждан по политическим взглядам и установкам, – заявил на своей инаугурации Токаев. – Мы основываемся на признании плюрализма мнений. Разные мнения – единая нация. Поэтому при принятии решения по стратегическим вопросам позиция большинства населения будет учитываться».

Старший научный сотрудник института экономики Российской академии наук Наталья Плискевич в своей работе написала, что «модернизационный процесс, основанный лишь на ускоренном экономическом росте, быстром заимствовании техники и технологий, разработанных в передовых странах, даже при уделении внимания таким компонентам социальной модернизации, как рост образовательного уровня населения и качественное улучшение медицинского обслуживания, рано или поздно упирается в тупик».

Наталья Плискевич также считает, что недомодернизированные общественные отношения, традиционалистские ценности большинства населения, нередко удобные для властей, а потому сознательно ими поддерживаемые, входят в противоречие с инструментальными и технологическими новациями. Они начинают тормозить развитие, сводя на нет успехи, достигнутые в ходе первичного модернизационного рывка. Результатом такой ситуации становится накопление социальных напряжений, и необходимость выхода из сложившейся ситуации ставит перед обществом и государством сложные проблемы.

Булуктаев рассказал, что рост патерналистских настроений произошел и в Казахстане. Это признает и президент Токаев: «Мы получили серьезный рост патерналистских настроений. За 5 лет численность получателей адресной социальной помощи в Казахстане выросла с 77 тыс. человек до более чем 1,4 млн. Объем выделяемых из бюджета средств на социальную поддержку с 2017 года увеличился в 17 раз и более. Другими словами, все больше людей предпочитают не работать либо, что еще хуже, утаивают свои доходы для получения социальной помощи».

По словам главного научного сотрудника КИСИ, для преодоления подобных тенденций необходимо развитие гражданской активности граждан на основе политической модернизации. Она включает в себя новое понимание многопартийности, гражданского общества, взаимоотношений ветвей власти, укрепление общественного согласия по базовым вопросам развития.

622 просмотра

Путин позовет соседей посмотреть на военную мощь Кремля

Как прошел саммит ОДКБ в Бишкеке

Фото: Sputnik

На саммите ОДКБ в Бишкеке подписано сразу 17 важных документов о взаимодействии стран – членов Организации договора о коллективной безопасности. Саммит завершил председательство Кыргызстана в ОДКБ – оно перешло к России.

Недовольных лиц на состоявшейся в столице Кыргызстана очередной сессии Совета безо­пасности ОДКБ замечено не было. 

Напротив, президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, а также премьер-министр Армении находились в очень хорошем расположении духа. Судя по всему, связано это с пока не появившимся в свободном доступе содержанием подписанных в Бишкеке документов по взаимодействию между странами-членами в вопросах коллективной безопасности. Ведь даже их названия дают основание считать, что каждая участвующая в ОДКБ страна фактически добилась желаемых результатов. 

К примеру, Россия, которой перешло председательство в ОДКБ, на основании подписанного плана мероприятий по празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, вполне может рассчитывать на участие лидеров Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана в ожидаемо масштабной демонстрации военной мощи Кремля 9 мая 2020 года.

Учитывая уже озвученный рядом лидеров западных стран отказ от участия в параде на Красной площади, России данный документ представляется важным – хотя бы для того, чтобы продемонстрировать западному миру, что у нее еще есть союзники. 

Должен устраивать Российскую Федерацию и согласованный в Бишкеке с другими странами – участницами ОДКБ план коллективных действий по ре­ализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2019-2021 годы. Если в 2017 году предложение России об отправке военнослужащих из стран ОДКБ в Южный Судан и Чад не получило понимания, то в 2020 году, по словам Владимира Путина, Москва рассчитывает на положительное решение этого вопроса. Более того, нельзя исключать, что вслед за решением по этим двум африканским странам появятся разговоры о появлении миротворцев из Казахстана, Беларуси или Кыргызстана где-нибудь на сирийско-турецкой границе. Если, конечно, ООН решится на создание миротворческого контингента для этих территорий.

Не требует особых разъяснений и подписанный на саммите в Бишкеке перечень дополнительных мер, направленных на снижение напряженности в таджикско-афганском приграничье. Очевидно, что гарантии, данные странами ОДКБ, должны несколько успокоить официальный Душанбе, в последнее время живущий под страхом вторжения боевиков из террористической организации «ИГИЛ» (запрещена в Казахстане. – «Курсив») со стороны северных границ Афганистана. В определенной степени устраивает этот «перечень дополнительных мер» и Кыргызстан, где хорошо помнят Баткенские события, произошедшие в 1999-2000 годах в результате вторжения террористов со стороны Таджикистана. К тому же помимо предположительного получения в рамках «перечня мер» нового российского оружия, о невероятных возможностях которого во время саммита упомянул президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, у официального Бишкека автоматически снимается вопрос по угрозам со стороны последователей экс-президента Алмазбека Атамбаева.
 
Что касается Армении, Беларуси и Казахстана, то почти наверняка им понравились договор о базовой организации в области развития кооперационных и интеграционных связей предприятий и организаций ВПК стран – членов ОДКБ и положение о порядке организаций и проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Ведь оба документа дают возможность не только увеличить количество рабочих мест на предприятиях их военно-промышленных комплексов, но и в будущем расширить продажу полученной продукции на внешних рынках.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance