Перейти к основному содержанию

1007 просмотров

Сотрудник КИСИ рассказал о важности среднего класса в Казахстане

Юрий Булуктаев считает, что средний класс создает условия для запуска механизма системной модернизации

Фото: Shutterstock.com

Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте РК Юрий Булуктаев рассказал о важности среднего класса в Казахстане.

По его словам, создание среднего класса создает условия для запуска механизма системной модернизации, роста экономики, повышения занятости и решения социальных проблем. 

«Именно средний класс создает условия для перехода от одного типа общественного устройства к другому. Это весьма важно, поскольку попытки осуществления модернизации за счет внедрения новых технологий в одной или нескольких сферах — армии, промышленном или сельскохозяйственном производстве, образовании — вовсе не гарантирует качественных изменений в обществе. За последние два века такие попытки частичной модернизации не привели к желаемым результатам в целом ряде стран», – считает Юрий Булуктаев.

Также научный сотрудник КИСИ отметил, что для создания системы взаимодействия общества и государства необходим новый этап политической реформы. В предыдущие годы было объективно необходимо поддержание политической стабильности и межнационального согласия. Благодаря формуле «сначала экономика, а затем политика» Казахстан смог уверенно продвигаться по пути реформ. Но ситуация меняется. Уже возникают условия, когда новые группы и слои населения нуждаются в представительстве в органах власти, артикуляции своих запросов. 

Юрий Булуктаев напомнил, что президент Касым-Жомарт Токаев в послании народу Казахстана отмечал, что «мы будем осуществлять политические реформы без «забегания вперед», но последовательно, настойчиво и продуманно. Наш фундаментальный принцип: «успешные экономические реформы уже невозможны без модернизации общественно-политической жизни страны».

По его словам, казахстанское общество за последние годы выдвинуло из своих рядов новое поколение, которое, получив хорошее образование, в том числе и за рубежом, имея опыт практической работы, готово к деятельности в государственных органах власти. Нужны более мобильные социальные лифты, которые мобилизуют на службу стране следующее поколение руководителей разного уровня. 

Ранее президент подчеркивал, что «в политику и на госслужбу должны приходить только самые образованные люди, должен работать принцип меритократии». Одним из путей рекрутирования талантливой молодежи в органы государственного управления открывает Национальная комиссия по молодежному кадровому резерву при президенте.

«Политическая трансформация позволит создать систему общенационального диалога. Пожалуй, это самая трудная задача, поскольку приходится преодолевать не только политическую традицию предыдущих лет, но и психологические барьеры, которые формировались десятилетиями. Ведь диалог в постсоветских обществах воспринимается большинством государственных чиновников и политиков как первый шаг к отступлению. В то время как в развитых обществах именно диалог является основой политической коммуникации и средством к выработке общей или удовлетворяющей все стороны позиции», – говорит главный научный сотрудник КИСИ. 

Юрий Булуктаев рассказал, что президент, имеющий огромный опыт работы в международных организациях, а, следовательно, и имеющий опыт достижения консенсуса сторон, ставит задачу защиты интересов каждого гражданина страны. «Я не допущу разделения граждан по политическим взглядам и установкам, – заявил на своей инаугурации Токаев. – Мы основываемся на признании плюрализма мнений. Разные мнения – единая нация. Поэтому при принятии решения по стратегическим вопросам позиция большинства населения будет учитываться».

Старший научный сотрудник института экономики Российской академии наук Наталья Плискевич в своей работе написала, что «модернизационный процесс, основанный лишь на ускоренном экономическом росте, быстром заимствовании техники и технологий, разработанных в передовых странах, даже при уделении внимания таким компонентам социальной модернизации, как рост образовательного уровня населения и качественное улучшение медицинского обслуживания, рано или поздно упирается в тупик».

Наталья Плискевич также считает, что недомодернизированные общественные отношения, традиционалистские ценности большинства населения, нередко удобные для властей, а потому сознательно ими поддерживаемые, входят в противоречие с инструментальными и технологическими новациями. Они начинают тормозить развитие, сводя на нет успехи, достигнутые в ходе первичного модернизационного рывка. Результатом такой ситуации становится накопление социальных напряжений, и необходимость выхода из сложившейся ситуации ставит перед обществом и государством сложные проблемы.

Булуктаев рассказал, что рост патерналистских настроений произошел и в Казахстане. Это признает и президент Токаев: «Мы получили серьезный рост патерналистских настроений. За 5 лет численность получателей адресной социальной помощи в Казахстане выросла с 77 тыс. человек до более чем 1,4 млн. Объем выделяемых из бюджета средств на социальную поддержку с 2017 года увеличился в 17 раз и более. Другими словами, все больше людей предпочитают не работать либо, что еще хуже, утаивают свои доходы для получения социальной помощи».

По словам главного научного сотрудника КИСИ, для преодоления подобных тенденций необходимо развитие гражданской активности граждан на основе политической модернизации. Она включает в себя новое понимание многопартийности, гражданского общества, взаимоотношений ветвей власти, укрепление общественного согласия по базовым вопросам развития.

57235 просмотров

Российской делегации «досталось» на встрече премьеров в Алматы

О чем говорили на межправсовете стран–членов ЕАЭС

Фото: пресс-служба премьер-министра Республики Казахстан

Очередное заседание межправительственного совета Евразийской экономической комиссии в Алматы показало имеющиеся разногласия между странами ЕАЭС. За ходом переговоров наблюдал спецкор «Курсива».

Из поступивших за три дня до начала межправительственного заседания Евразийского экономического совета (ЕМПС) пресс-анонсов следовало, что работать совет и в узком, и в расширенном составе будет в расположенном в центре Алматы отеле Rixos. Это означало, что спуска лавин на курорте «Шымбулак», скорее всего, не предвидится, а заседание может непривычно начаться без задержки на три часа. 

Понервничать представителям СМИ все равно пришлось. Ближе к двум часам дня к расстеленной у центрального входа в отель красной дорожке один за другим стали подъезжать автомобили представительского класса. Вот только из них никто не вышел. Поочередно постояв по две-три секунды, лимузины выстроились на специально выделенной для них стоянке, чем еще больше удивили журналистов. «Похоже, что без вашего лыжного курорта не обошлось», – с явным кавказским акцентом предположил один из зарубежных представителей прессы. Вопреки этому предположению главы правительств появились ровно в 13.50 (как и было указано в пресс-анонсах), дабы сфотографироваться для протокола на фоне флагов своих стран.

И дальше все пошло по расписанию, поэтому регулярно присутствующие на подобных мероприятиях журналисты сделали вывод: смена председателей правительства способна влиять на пунктуальность в проведении встреч.

Тайны «слуховой комнаты»

«Слуховой комнатой» журналисты назвали помещение рядом с пресс-центром. Представителей СМИ в эту комнату не пускали, зато из нее регулярно выходили правительственные аналитики, чтобы заглянуть в буфет пресс-центра. Самые разговорчивые рассказали, что на повестке дня закрытого заседания было 14 вопросов, и, судя по наблюдениям случайных собеседников, переговоры шли непросто. 

Было отмечено, что страны ЕАЭС отказались поддержать идею России о поэтапном снижении беспошлинного порога на приобретение товаров с зарубежных онлайн-площадок. Согласившись с мнением армянской стороны, что подобный шаг на данном этапе может спровоцировать общественное недовольство, участники ЕМПС договорились вернуться к обсуждению этой темы на апрельском заседании в Минске. 

Кроме того, посетители «слуховой комнаты» рассказали о недовольстве Кыргызстана действиями Казахстана – якобы казахстанская сторона не устранила существовавшие до вступления Кыргызстана в ЕАЭС в 2015 году различные барьеры на поставку киргизских товаров и грузов не только на внешние рынки, но и на внутренний рынок союза. «Было отмечено, что казахстанские пограничники, ссылаясь на некий приказ сверху, продолжают жесткую проверку киргизских грузовых автомобилей, из-за чего очереди на границе с Казахстаном стали даже больше, чем это было ранее», – поделился с «Курсивом» услышанным на закрытом заседании один из посетителей охраняемой «слуховой комнаты».

На расширенном заседании ЕМПС, в котором вместе с главами правительств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России в качестве наблюдателя принял участие и недавно назначенный премьер-министром Молдовы Ион Кику, особых страстей уже не наблюдалось. Было заметно, что под пристальным вниманием СМИ члены правительственных делегаций сдерживают свои эмоции, которые в виде интонаций, мимики и отдельных жестов все же прорывались наружу. 

Чем недоволен Казахстан 

Так, премьер-министр Казахстана Аскар Мамин, который на правах хозяина открыл вторую часть заседания межправсовета, сначала обозначил основные проблемы мировой экономики, а когда речь зашла о барьерах внут­ри ЕАЭС, заметно сменил интонацию. «Сегодня мы ведем реестр согласованных препятствий, который имеет 68 позиций. А начинали с 60. Вместо того чтобы снижать данные показатели, к сожалению, мы с каждым годом их только увеличиваем, возводя все новые и новые барьеры, либо затягиваем их устранение», – заметил Аскар Мамин. Он напомнил, что Казахстан несколько раз инициировал внесение поправок в законодательные акты ЕАЭС, чтобы устранить упомянутые барьеры, но продвижения по этому вопросу так и не увидел. 

Инициативы Беларуси, Армении и Кыргызстана

На озвученные Аскаром Маминым предложения, будь то тема наложения штрафов за совершение нарушений на территории ЕАЭС или вопрос использования нелицензионной продукции, премьер-министры стран союза почти не отреагировали. Глава белорусского правительства Сергей Румас, сославшись на поручение своего президента Александра Лукашенко, объявил о желании ставшей во главе ЕАЭС Беларуси усилить наднациональную компетенцию Евразийской комиссии. Речь идет о повышении роли ЕЭК в решении таких вопросов, как «техническое регулирование применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, осуществления государственных закупок и предоставления субсидий». Помимо этого белорусская сторона намерена сосредоточиться на создании условий для проведения единой экономической политики стран ЕЭАС в сфере промышленности, сельского хозяйства, энергетики и транспорта. 

Идею Беларуси поддержал премьер-министр Армении Никол Пашинян. Он также заметил, что, по наблюдениям армянской стороны, снимаемые барьеры периодически возникают вновь из-за действий естественных монополистов. «Считаем, что необходимо консолидировать сов­местные усилия, направленные на устранение существующих препятствий и создание условий, исключающих возможность их повторного возникновения», – заявил Пашинян, с улыбкой подчеркнув, что говорит об этом не в первый раз. 

В отличие от улыбающегося Пашиняна глава правительства Кыргызстана Мухаммедкалый Абылгазиев был мрачен. Еще не отойдя от возникшего на закрытом заседании спора, он, тем не менее, нашел в себе силы, чтобы поблагодарить Аскара Мамина «за теплый прием и создание хороших условий для конструктивной работы». Однако отголоски ранее прозвучавших претензий в адрес Казахстана в выступлении Абылгазиева все же были. Подчеркнув, что главной задачей по завершению формирования единого рынка ЕАЭС является снятие внутренних барьеров, препятствующих свободному движению товаров, услуг, капитала и рабочей силы, премьер-министр Кыргызстана заметил, что для эффективной системы по устранению барьеров необходимо немедленное принятие сразу нескольких мер. «Первое – наделить ЕЭК дополнительными полномочиями по отмене национальных актов государств-членов, нарушающих правила ЕАЭС. Второе – установить порядок и определить сроки рассмотрения обращений по нарушению правил союза. Следующее – уполномочить ЕЭК правом подачи исков в суд ЕАЭС в случае неисполнения государством-членом ее решений. Кроме того, крайне важно внедрить механизм определенных санкций, взысканий и компенсаций судом ЕАЭС при неисполнении решения коллегии Евразийской экономической комиссии», – глядя в сторону разговаривающих между собой Аскара Мамина и министра финансов РК Алихана Смаилова, заявил премьер-министр Кыргызстана. При этом он выразил надежду, что ради достижения основополагающих целей ЕАЭС его предложения будут поддержаны всеми государствами – членами союза. 

Чем Мишустин отличается от Медведева 

Наконец, наступил черед председателя правительства России Михаила Мишустина, речь которого представители СМИ ждали с особым интересом. Немало журналистов сразу заметили, что стилем поведения Мишустин отличается от предшественника – Дмитрия Медведева. «Он не старается быть в центре внимания, легко находит контакт с представителями других делегаций, не чураясь подходит к ним без особого приглашения», – поделился с «Курсивом» своими наблюдениями корреспондент одного из российских федеральных телеканалов, сумевший пробраться в перерыве между заседаниями за кулисы межправсовета. Пикантность предстоящему выступлению придавал и тот факт, что, по информации посетителей «слуховой комнаты», именно в адрес России со стороны других стран – членов ЕАЭС было высказано больше всего претензий в создании всевозможных барьеров. 

Михаила Мишустина весь вылитый на делегацию России негатив не смутил. Напротив, в своем выступлении он подчеркнул, что Российская Федерация делает все возможное, чтобы живущие в Евразийском союзе люди чувствовали преимущества общего пространства и могли пользоваться равными возможностями. «Несколько слов о результатах, которых добился наш союз. За первые три квартала прошлого года совокупный ВВП союза увеличился на 1,4%. Рост промышленности и сельского хозяйства – на 2,7%. Есть изменения в структуре экспортных операций внутри союза. Доля машин, оборудования и транспортных средств достигла 20%. Внутренний рынок наполняется более разнообразными товарами, а у наших производителей появляются новые возможности для продвижения своей продукции. Вступило в силу соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся ЕАЭС, которое гарантирует всем гражданам нашей «пятерки» право на получение пенсий независимо от места работы на территории союза. Это затрагивает интересы миллионов людей! И еще одно знаковое решение: разница в ценах на билеты в музеи и другие учреждения культуры для граждан союза наконец устранена», – подчеркнул Михаил Мишустин, заметив, что Россия всегда идет навстречу конструктивным предложениям от коллег по союзу. 

Новый глава правительства РФ поставил перед странами ЕАЭС пять основных задач. Речь идет об устранении препятствий в торговле и развитии конкурентных условий для бизнеса, ускорении цифровизации экономик стран «пятерки», процессе по созданию крупного проекта евразийской сети промышленной кооперации, расширении международного сотрудничества, а также увеличении расходов на социальные нужды населения стран единого пространства. 

Взгляд со стороны 

Уже достигнутые по итогам заседания межправсовета поручения, распоряжения и решения по устранению существующих барьеров правительственные делегации стран ЕАЭС подписывали как-то неуверенно, у журналистов даже сложилось впечатление, что они пока не очень доверяют позиции России. Мишустин периодически подходил к своим коллегам из других стран и долго о чем-то с ними беседовал. Наблюдавший за этим зарубежный журналист заметил, что, похоже, в документах Евразийского союза не работает главный пункт – о добровольном участии в этом объединении. «Не понимаю, зачем уговаривать?! Если нет желания, то пусть каждый идет своим путем», – пожал плечами представитель прессы из Европы.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif