Перейти к основному содержанию


1003 просмотра

О чем премьер-министры прикаспийских государств говорили на КЭФ

У автора «Курсива» сложилось впечатление, что каждая из сторон упорно тянула одеяло на себя

Фото: Studio Photo MH / Shutterstock.com

Спустя год после подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря главы правительств пяти прибрежных стран встретились на I Каспийском экономическом форуме (КЭФ). 

Место проведения КЭФ – главный туркменский курорт «Аваза». Помимо глав правительств прикаспийских государств – Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана, для участия в работе I Каспийского экономического форума сюда прилетели премьер-министры Узбекистана и Болгарии, а также представители ООН, ЕС, ОСЭР, ШОС, СНГ и ряда транснациональных корпораций. 

Главный тезис мероприятия: Каспий, наряду с Персидским заливом, ныне является своеобразным магнитом для всех ведущих экономик мира.

При этом интерес наблюдается не только к богатым природным ресурсам Каспийского моря, но и к его транспортно-логистическим возможностям, а также выгодному геостратегическому расположению, позволяющему контролировать сразу несколько важных для мировой экономики территорий. Повестка форума предлагала обсуждение всех этих тем с упором на совместное использование преимуществ Каспия. На практике это оказалось сделать не так уж просто, особенно на фоне того, что Россия и Иран до сих пор не ратифицировали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. 

Каждый сам за себя

Из сообщений СМИ, освещавших работу КЭФ, сложилось впечатление, что в действительности каждая из сторон упорно тянула одеяло на себя, подчеркивая исключительное преимущество своих предложений для сотрудничества. К примеру, представители Туркменистана при обсуждении вопроса о транспортно-логистических возможностях Каспия предлагали участникам форума внимательно присмотреться к возможностям нового международного морского порта в городе Туркменбаши (бывший Красноводск). Подчеркивалось, что открытый в 2018 году порт, глубина которого составляет до 7 метров, способен принимать одновременно до 17 судов и гарантирует продвижение в кратчайшие сроки по интермодальным маршрутам «Восток – Запад» и «Юг – Восток» до 17 млн различных грузов в год. 

Характеристики порта в Туркменбаши впечатляют, тем не менее у него есть конкуренты в виде казахстанских морских портов Актау, Баутино и Курык, совокупная мощность которых превышает приведенные показатели. 

Азербайджанский экономист Фуад Ализаде дал комментарий Sputnik Азербайджан, в котором оценил перспективы грузоперевозок из Туркменистана в Россию по Каспийскому морю – о том, что они будут налажены, было объявлено на форуме. Ализаде назвал такие перевозки малоэффективными. По его мнению, грузы из Туркменистана в Россию экономически целесообразнее возить железной дорогой через Казахстан. Одна из причин – в осенне-зимний период воды Каспийского моря севернее Мангышлака и Чеченского острова чаще всего замерзают, существенно затрудняя судоходство. 

Одним – курорты, другим – круиз

В вопросе по развитию туристического кластера на берегах Каспийского моря – тоже каждый сам за себя. С одной стороны, все прикаспийские страны согласны, что при наличии развитой инфраструктуры пляжного отдыха курортные зоны Каспия могут привлечь больше миллиона зарубежных туристов в год. С другой – каждая из сторон уверена, что именно с нее должны начаться активные «туристические» инвестиции в регион.

В частности, Туркменистан намерен и дальше развивать свой напоминающий Дубай мега-курорт «Аваза», активно рекламируя его при любой возможности. Ради этого близ расположенного рядом города Туркменбаши построен международный аэропорт, куда пока можно добраться разве что из туркменских городов, и объявлено об увеличении морских паромных перевозок в сторону Азербайджана и России. 

Соседи по Каспию, хоть хвалят туркменский курорт, но считают свои места отдыха более привлекательными для большого количества потенциальных зарубежных туристов. На I Каспийском экономическом форуме представители Азербайджана как бы между прочим напомнили о находящемся непосредственно на берегу Каспийского моря Баку с его развитой инфраструктурой и рассказали о преимуществах курортных зон в Набрани и на полуострове Апшерон. Иранская делегация сообщила о готовности принять зарубежных гостей в каспийских субтропиках Рамсара, Энзели и Ноушехра с их многочисленными отелями и санаториями при условии, что иностранные туристы будут соблюдать особенности законодательства, не допускающего совместное нахождение на пляже женщин и мужчин.

О планах развивать туризм на берегах Каспия заявила и Россия. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что уже со следующего года в свое первое плавание отправится круизное судно нового поколения «Петр Великий». «На нем можно будет пройти по круговому маршруту с заходом в порты всех пяти прикаспийских стран или совершить круиз по Каспийскому, Черному и Азовскому морям», – подчеркнул российский премьер. 

Безымянный_56.png

Хочется, да не можется

Говорил об активизации взаимовыгодного сотрудничества прикаспийских государств в туристической сфере и глава правительства Казахстана Аскар Мамин – правда, скорее, в обобщенной форме. Хотя республика обладает самой протяженной береговой линией на Каспии, курортные зоны Казахстана неспособны на равных конкурировать с тем, что предлагают другие прикаспийские страны. Прежде всего, из-за климатических особенностей казахстанской части побережья Каспийского моря. К тому же у РК выставлены несколько иные приоритеты в развитии своих каспийских территорий – нефтегазовый сектор, транзит грузов, рыболовство и экология. 

Говорить об успешном взаимодействии с прикаспийскими странами в этих сферах экономики пока не приходится. Это во многом связано с тем, что Россия и Иран до сих пор не ратифицировали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря (подписанную 12 августа 2018 года в Актау).

И если Российская Федерация в лице премьера Дмитрия Медведева пообещала сделать это «в самое ближайшее время», то иранская сторона все еще хранит молчание, несмотря на неоднократные призывы со стороны Азербайджана, Казахстана и Туркменистана ускорить процесс. 

В результате Казахстан вместе с Туркменистаном и Азербайджаном не смогут ни реализовать совместный проект по строительству Транскаспийского трубопровода, ни начать возведение собственного нефтепровода по дну Каспия в сторону Закавказья с присоединением к магистралям Баку – Новороссийск и Баку – Тбилиси – Джейхан. Под вопросом остается и участие в создании транспортного коридора по перемещению грузов и пассажиров через Кавказ и Черное море в страны Европы в рамках программы ЕС – ТРАСЕКА.

Остался ряд неразрешенных вопросов между прикаспийскими странами и в области промышленного рыболовства. Возможно, поэтому сообщения об итогах I Каспийского экономического форума в официальных казахстанских СМИ были краткими и носили чисто информационный характер.


2206 просмотров

Касым-Жомарт Токаев о градостроительных ошибках, экологии и развитии бизнеса

Какие поручения дал президент на совещании по развитию Алматы

Фото: Akorda.kz

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев посетил Алматы с двухдневным рабочим визитом.

«Как коренной алматинец не могу согласиться с возведением крупного жилого дома на месте исторического здания ТЮЗа на проспекте Абылай хана, а также огромной гостиницы на улице Кабанбай батыра рядом с сосновым парком», – заявил президент Токаев на совещании по социально-экономическому развитию Алматы. 

Он, как и многие жители южной столицы, считает ошибкой решение о сносе кинотеатра «Алатау» и спорным решение о ликвидации трамваев. 

«В прошлом в сфере градостроительства, особенно в центральной части Алматы, были допущены серьезные ошибки», – отметил Касым-Жомарт Токаев, добавив, что плотную застройку в центральных частях южной столицы следует запретить, а количество парковых зон необходимо увеличивать. 

Строительство на Кок-Жайляу –  еще один острый вопрос для алматинцев – президент и вовсе запретил. Кроме того, Токаев поручил ликвидировать стихийные свалки, которые есть даже на Большом Алматинском озере и в урочище Медеу, да и в целом навести порядок в вопросах использования природоохранных зон. Еще одно поручение – взять на особый контроль вопрос сохранения и культивации яблоневых садов в предгорьях Заилийского Алатау. 

Обеспечить высокие темпы роста экономики Алматы президент предложил за счет развития бизнеса и инноваций. Он привел в пример индустриальную зону города, где зарегистрировано 33 компании и инвестировано свыше 156 млрд тенге. 

Токаев подчеркнул, что за семь лет с момента создания этой зоны в эксплуатацию было введено лишь шесть новых предприятий. Глава государства рекомендовал акиму города привлечь в индустриальную зону новые проекты, прежде всего высокотехнологичные и ориентированные на экспорт.

0001_5.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций