Перейти к основному содержанию
2029 просмотров

Бахтияр Макен: «Привыкли к аэропорту имени Назарбаева – привыкнем и к нурсултанчанам»

Экс-спикер сената Касым-Жомарт Токаев после принесения присяги народу в качестве исполняющего обязанности президента страны предложил переименовать Астану в Нурсултан

Фото: Shutterstock.com

Депутат мажилиса парламента Казахстана Бахтияр Макен 20 марта заявил, что к новому названию столицы жители Казахстана быстро привыкнут.

В среду, 20 марта, после принесения присяги народу Казахстана в качестве исполняющего обязанности президента республики экс-спикер сената Касым-Жомарт Токаев предложил увековечить имя первого президента страны Нурсултана Назарбаева, переименовав Астану в Нурсултан.

«Нурсултане, нурсултаны, нурсултанчане, мы же к названию аэропорта уже привыкли», - сказал Макен журналистам в кулуарах совместного заседания палат парламента в ответ на вопрос, как будут именоваться жители столицы в случае ее переименования.

Международный аэропорт Астаны носит имя Нурсултана Назарбаева с 21 июня 2017 года. Предложение переименовать Астану в Нурсултан уже высказываюсь парламентариями в декларации, принятой 23 ноября 2016 года по случаю 25-летия Независимости Республики Казахстан.

«Вновь назначенный президент очень хорошо сказал, что название самой столицы Нурсултан очень своевременно. Есть мировые столицы, носящие имя деятелей - как Вашингтон. Астана – это город, который он (Назарбаев – Kursiv) создал в тяжелые времена. Я лично сам эту новость воспринял, как правильную. Мы давно об этом говорили, время настало», - считает Макен.

В свою очередь, министр юстиции Казахстана Марат Бекетаев напомнил, что название столицы определено и закреплено в Конституции.

«Надо внимательно читать эти нормы Конституции, в установленном порядке будут все изменения вносится. Процедура - это внесение изменений в Конституцию. Это не первый случай изменения Конституции в нашей стране… Мы можем обратиться к истории, посмотреть, как вносились изменения в Конституцию и соответствующие выводы для себя сделать. Наверное, это все-таки работа политологов и экспертов для такого рода прогнозов и размышлений, но изменения возможны. Я сам поддерживаю данное предложение», - сказал Бекетаев журналистам.

banner_wsj.gif

9559 просмотров

Четыре обещания Токаева

Законы, которые в той или иной степени должны их реализовать, уже приняты или находятся в стадии разработки

Фото: Akorda.kz

Перевод мирных собраний с разрешительного на уведомительный порядок, введение 30%-ных квот в предвыборных списках партий для женщин и молодежи, появление понятия «парламентская оппозиция» и снижение порога для регистрации партий – все это новеллы законов, подписанных президентом страны Касым-Жомартом Токаевым буквально за последние несколько недель.

Что поменялось в законах и где они почти не меняют сложившийся статус-кво, разбирался «Курсив».

От разрешительного к уведомительному

Еще в сентябре 2019 года, в первом для себя послании народу, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев высказался о митингах. По его словам, местным властям нужно «идти навстречу», если «мирные акции не преследуют цель нарушения закона и покоя граждан». Позднее, в декаб­ре 2019 года, на заседании Нацио­нального совета общественного доверия (НСОД) он выразил свою позицию еще четче: проведение митингов должно носить уведомительный характер.

Министерство информации и общественного развития взялось за разработку поправок в законодательство о мирных собраниях. Подход ведомства к организации и проведению митингов почти ничего не менял и был широко раскритикован. 

Например, из рабочей группы мажилиса парламента вышел директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис. Он готовил текст законопроекта с 2007 года, и именно этот документ был взят за основу, но окончательный вариант, по его словам, оказался другим. Правозащитник настаивал, что законопроект в предлагаемом виде не защищал права граждан на свободу выражения мнения в общественных местах.

Основные новеллы законопроекта включали следующее: если ранее нужно было подавать заявление в местные исполнительные органы власти, чтобы получить разрешение на проведение митинга, то теперь организатору собрания достаточно уведомить местные власти о планах провести собрание или пикет не позднее чем за пять дней до проведения мероприятия.

При этом места для собраний и митингов местные маслихаты определяют сами, а вот для одиночных пикетов ограничений нет, за исключением мест массовых захоронений или объектов транспортной инфраструктуры.

Кроме того, в законе появилась новая норма – «презумпция в пользу проведения собрания». Это означает, что при отсутствии обоснованных причин для ограничения или запрета на проведение собрания оно может состояться.

Что касается шествий и массовых демонстраций, то их все же нужно согласовывать. Однако новый закон сокращает срок подачи заявления организаторами с 15 до 10 рабочих дней, а срок рассмотрения – с 10 до 7 дней.

Редакцию законопроекта, которая прошла нижнюю палату парламента, критиковали за рубежом, в том числе ООН, Amnesty International, Human Rights Watch и многие другие организации.

В итоге сенат парламента вернул законопроект в мажилис, предложив свои изменения. Например, количество специальных мест для собраний и митингов в городах республиканского значения и центрах областей должно быть не менее трех, а с организаторов собраний сняли обязанность требовать, чтобы участники не скрывали своих лиц, потому как обеспечение общественного порядка – это компетенция органов внутренних дел. Кроме того, сенаторы предложили, чтобы вероятность нарушения работы транспорта или социальной инф­раструктуры не становилась больше причиной отказа в проведении мирных собраний. 

Мажилис предложенные изменения принял, президент подписал закон 25 мая. В своем новом виде законодательство о митингах стало, очевидно, либеральнее, хотя у местных властей осталось еще много законных поводов отказывать в проведении мирных собраний.

Обязательная квота

Новшество, которое казахстанцы увидят на предстоящих выборах в парламент и маслихаты, – это появление 30%-ных квот для женщин и молодежи в предвыборных списках партий.

О необходимости «стимулировать активный приход женщин в политику» и «приход в парламент и местные представительные органы молодежи» Токаев также заявил в декабре 2019 года на заседании НСОД.

Предложенный разработчиком законопроекта – Министерством юстиции – механизм квотирования слишком размыт. Еще в феврале, представляя концепцию документа на Межведомственной комиссии по законотворчеству, вице-министр юстиции Наталья Пан заявила, что право распределения 30%-ной квоты для женщин и молодежи оставляют «определять самим партиям».

Другой вопрос – это вероятность прохода квотированных кандидатов в окончательный состав органов представительной власти. Дело в том, что по закону, например, при подаче списков на выборы в мажилис парламента партии могут их формировать на полный состав нижней палаты.

Допустим, некая партия представила список на 100 позиций, из которых 30%, или 30 человек, составляют женщины и молодежь. Если по итогам выборов партия получит в палате 60 или 70 мест, то квотированные могут остаться за бортом.

Поэтому, похоже, все остается на откуп самим партиям. Сейчас в мажилисе парламента женщины составляют 26% от всего числа депутатов, а в маслихатах страны к началу года они занимали более 22% мест. Поэтому пространство для достижения гендерного равенства в законодательной власти Казахстана остается.

В парламенте появляется оппозиция 

В нижней палате парламента и ранее была оппозиция – это Коммунистическая народная партия Казахстана и Демократическая партия «Ак жол», которые позиционируются как противовес президентской партии «Нур Отан» и создают многопартийность. Правда, в нижней палате у них на двоих 14 депутатских мандатов на 107-местную палату.

Новый закон вводит понятие «оппозиция» в законодательное поле – ранее его не было. Появляется определение «парламентская оппозиция»: это политические партии, представленные в мажилисе, но не входящие в парламентское большинство и, как правило, выступающие по политическим и социально-экономическим вопросам с позицией, которая отличается от парламентского большинства.

Последние поправки в законодательство дают парламентской оппозиции право инициировать как минимум один раз за сессию парламентские слушания и не менее двух раз за сессию – правительственные часы. Кроме того, закрепляется возможность вносить альтернативные законопроекты к правительственным документам, с которыми они не согласны.

Также поправки гарантируют руководителю или представителю оппозиционных фракций право выступать на совместных заседаниях палат парламента, пленарных заседаниях мажилиса, заседаниях комитетов, рабочих групп, парламентских слушаниях и других мероприятиях, которые проходят в парламенте. Лидеры фракций регулярно выступали на подобных мероприятиях и ранее, хоть это и не было закреплено законодательно. 

20 тысяч – для регистрации партии

И последнее важное изменение – снижение порога для регистрации партий с 40 до 20 тыс. человек. Еще в сентябрьском послании народу Токаев заявлял, что видит свою задачу в том, чтобы «содействовать развитию многопартийности, политической конкуренции и плюрализма мнений в стране».

Очевидно, поправка по снижению порога для регистрации партий подготовлена для предстоящих выборов в мажилис и маслихаты, так как они, по словам Касым-Жомарта Токаева, «должны способствовать дальнейшему развитию многопартийной системы в стране».

Изменение законодательства о партиях в его нынешнем виде похоже скорее на косметическое. Главная проблема в регистрации политических объединений, как не раз заявляли общественники, – это сама процедура. По закону для государственной регистрации в составе новой партии должно быть не менее 20 тыс. членов, которые представляют подразделения во всех областях, городах республиканского значения и столице с численностью не менее 600 членов в каждом из них.

Это, по словам политических активистов, остается значительным препятствием для появления новых партий, которые формируются в крупных городах. На начальном этапе своего становления у инициативных групп попросту нет административного ресурса и возможностей охватить все регионы страны. Потому и появление новых зарегистрированных политических движений затруднено. Изменение этого положения закона смогло бы реально преобразовать ситуацию с партийным строительством.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png