Смена правительства: а кто сказал, что будет легко?

Надо прямо сказать: столь пристального внимания к смене правительства в Казахстане ранее не наблюдалось никогда

Фото: Аскар Ахметуллин

Смена правительства Казахстана стала в стране главной темой прошлой недели. И для немалого числа наших граждан она по-прежнему остается сенсационной. Однако эксперты «Курсива» спокойны. По их наблюдениям, произошло лишь обновление кабинета министров. Хотя ожидания грядущих изменений у них все же есть.

Надо прямо сказать: столь пристального внимания к смене правительства в Казахстане ранее не наблюдалось никогда. Ведь о решении Нурсултана Назарбаева уволить команду Бакытжана Сагинтаева сообщили не только все без исключения СМИ Казахстана, но и большинство ведущих мировых изданий. Все-таки нечасто глава какого-либо государства, подчеркивая, что исполнительная власть работает очень плохо, говорит: «Считаю, что правительство должно уйти в отставку».

Если бы был тотализатор

Естественно, нечто невероятное начало твориться и в социальных сетях. Начиная с 21 февраля, когда президент недобро попрощался с Сагинтаевым, они преобразились до неузнаваемости. Куда-то на второй план ушли обсуждения цен на базарах и в магазинах. Были почти забыты рассуждения о работе общественного транспорта. Не так много, как обычно, наблюдалось и обеспокоенности по поводу загрязнения воздуха в городах страны. Да что там! Значительная часть наиболее активных в Казахстане блогеров даже про надвигающееся вручение премий «Оскар», вопреки сложившимся традициям, ничего писать не стала. Все правильно. Какой там Голливуд, когда у нас вот-вот новые лица в кабинете министров появиться могут?!

Скажем больше, будь в стране некое подобие политического тотализатора, его организаторы собрали бы огромное количество участников. Причем в области гаданий по самым различным министерским позициям. Все потому, что общественность страны в течение нескольких дней пыталась угадать, во-первых, кто станет новым премьером, во-вторых, кто войдет в новый состав кабмина. Прогнозов было не счесть. Одни уверяли, что правительство возглавит Дарига Нурсултановна. Другие «располагали достоверными сведениями» о возвращении Карима Кажимкановича. Третьи вплоть до появления странного видео в YouTube «ни на грамм не сомневались»: Бакытжану Абдировичу будет предложено собрать новую, «незапятнанную скандалами» команду. Другое дело, что в итоге правыми оказались те из постоянных жителей социальных сетей, кто сразу отрезал: коли президент назначил Аскара Мамина исполняющим обязанности премьера, значит, и быть ему главой кабмина.

Интересно, что люди, действительно знающие секреты политической кухни официальной Астаны, от комментариев по поводу смены правительства упорно отказывались и отказываются. «Смену правительства и его новый состав не комментирую. Елбасы лучше нас знает, что надо делать в текущих условиях», – сухо заметил «Курсиву» один влиятельный человек из окружения главы государства.

Задача Мамина

Но вот что невозможно предугадать с помощью какого-либо тотализатора, так это понимания, насколько успешно выполнит новый состав правительства во главе с Аскаром Маминым поставленные перед ним и партией задачи. Тем более что в условиях токсичности международной обстановки их удачная реализация выглядит достаточно проблематично. И здесь без подсказки экспертов не обойтись. В итоге получилось весьма любопытно.

К примеру, декан Школы государственной и общественной политики и права AlmaU Аскар Нурша в комментарии нашему изданию заметил, что нынешний состав правительства не новый, а скорее обновленный, но с новым премьером. «Был произведен ряд точечных, но важных кадровых изменений. Они хорошо показывают, с одной стороны, где проседало и требовалось кадровое усиление, а с другой стороны, какие новые акценты будут расставлены», – кратко охарактеризовал он кабмин Аскара Мамина. При этом политолог обратил внимание на то, что фигура нового главы правительства удивления не вызывает: «До назначения на пост премьера он выполнял очень большой функционал, выходил далеко за рамки транспортно-коммуникационной проблематики, совершал международные поездки, вел серьезные переговоры. Поэтому внешнеполитический опыт, нужный премьеру, тоже имеет. Личная задача Мамина – показать, что его правительство – это не правительство Сагинтаева-2, и продемонстрировать свою управленческую эффективность и стиль».

По мнению Аскара Нурши, уже сейчас проглядываются и основные тренды работы обновленного правительства Казахстана. Прежде всего речь идет о цифровизации, повышении эффективности государственного аппарата, усиления социальной политики, сельском хозяйстве и снижении социальной протестности среди населения. «Где-то министрам не хватало административного веса и опыта, и они были заменены более опытными старшими товарищами. Также из правительства президентом были убраны отдельные члены правительства, раздражающие население и его активные слои», – заметил в беседе с «Курсивом» Аскар Нурша, подчеркнув, что большая часть правительства все же сохранила свои места, даже несмотря на то, что их деятельность вызывала вопросы у общества. «Это тоже о многом говорит: с точки зрения власти, они поставленные перед ними задачи выполняют. Что это значит? Реформы будут продолжены, но в контролируемом и управляемом режиме, темпы политической модернизации серьезно ускоряться не будут», – поделился своим прогнозом с «Курсивом» Аскар Нурша.

Оптимального состава нет

Надо полагать, что если бы Аскар Нурша участвовал в каком-нибудь политическом ток-шоу вместе с советником от КНПК, политологом Султанбеком Султангалиевым, то горячий спор между ними вряд ли получился. Если бы и наблюдались разногласия, то только по вопросу о способности правительства принимать самостоятельные решения. Наш второй эксперт считает отечественное правительство инертным. «Стратегических инициатив можно ожидать только Нурсултана Назарбаева. И они уже прозвучали, в том числе и на съезде партии «Нур Отан». Задача же правительства – эффективно их реализовывать, с чем не справился кабинет министров Бакытжана Сагинтаева», – заметил в своем комментарии «Курсиву» Султанбек Султангалиев. При этом он высказал мнение, что и обновленный лишь на одну треть состав правительства не является оптимальным для решения комплексных задач, которые перед страной и обществом ставит даже не президент, а само время и стечение обстоятельств различного, как объективного, так и субъективного характера. «Есть сильные министры. Есть откровенно слабые. И в данном, прямо скажем, прискорбном случае главную роль будет играть умение первой скрипки. То есть умение премьер-министра наладить взаимодействие между отдельными министерствами для решения совместных задач. У Бакытжана Сагинтаева, при всем моем личном уважении к профессионализму и компетентности бывшего премьера, подобного, к сожалению, не получилось», – подчеркнул Султанбек Султангалиев.

Кстати, весьма любопытно, что политолог от КНПК в обновленном составе кабмина считает опытным лишь ставшего министром труда и социальной защиты Бердибека Сапарбаева. Тогда как ряд министров новой волны особого доверия у него пока не вызывает, поскольку у них не видно навыков государственного мышления.

Между тем можно не сомневаться, что официальный сайт президента Республики Казахстан в ближайшую неделю, а может даже и две, будет бить все рекорды посещаемости. Ведь не только СМИ, но и социальные сети ожидают продолжения масштабных изменений во властных структурах. В конце концов, вряд ли просто так, выступая на съезде «Нур Отана», Нурсултан Назарбаев сказал: «Сейчас у нас установился порядок, когда аким делает отчет один раз в год. Это превратилось в формальность. Аким должен в течение года регулярно встречаться с населением, с разными категориями, с молодежью отдельно, с учителями отдельно и так далее».

Первая_Назначения_СЕРЫЕ_ГОРИЗОНТ3-1.jpg

*Инфографика - Вячеслав Батурин

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Чем Аскар Жумагалиев запомнился на посту министра

С перерывом он курировал цифровую отрасль семь лет

Фото: Аскар Ахметуллин

Аскар Жумагалиев был освобожден от должности министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана 20 июля 2020 года. В правительстве страны он два раза занимался связью и цифровизацией – с 2010 по 2014 и с 2017 по 2020 год. «Курсив» вспоминает о том, как оцифровывался Казахстан под его руководством. 

ЦОНы

До появления центров обслуживания населения для получения паспорта, покупки или продажи недвижимости необходимо было взять десяток справок и документов в разных краях города, отстояв при этом очередь. На элементарные процедуры уходили недели. Сегодня все услуги можно получить в одном окне ЦОНа за 1 час, а при необходимости и онлайн.

Например, на переоформление автомобиля в автоЦОНе уходило не меньше двух дней. После объединения систем разных государственных органов все сведения проверяются за минуты. Системы стали надежнее, прозрачнее и быстрее. Речь идет о 17 министерствах, 48 комитетах и 10 местных исполнительных органах, которые пользуются единой платформой интернет-ресурсов. 

Напомним, в своем послании 2005 года первый президент Казахстана поставил перед правительством задачу открыть государственные центры обслуживания населения. Первые ЦОНы были запущены в январе 2007 года. 

eGov

Как и в случае с ЦОНами, до появления eGov по любому вопросу, связанному с личными документами, необходимо было ездить в разные части города и решать бюрократические ребусы. Сегодня портал электронного правительства пользуется высокой популярностью у населения. Количество зарегистрированных на портале пользователей в 2020 году составило 11 млн, а в 2009 году их было всего около 11 тыс.

За неделю казахстанцам предоставляется более 1,5 млн услуг онлайн. Это уже омниканальный сервис – 83% госуслуг доступны на сайте, через мобильное приложение или через telegram-боты.

Интернет

К 2020 году зарегистрировано 17 млн казахстанцев, имеющих доступ к Интернету. К сети Интернет в Казахстане подключены все 118 городов и более 4,2 тыс. сел. Планируется, что благодаря проекту «250+» уже к следующему году к широкополосному интернету будет подключено еще более 1200 сел (4,8 млн человек).

В плане подключения к глобальной сети Казахстан демонстрирует относительно приличную статистику – 84% от всего 18-миллионного населения страны. В России уровень проникновения интернета составляет 76%, в Китае – 53%, а в Индии – 34%.

Связывают страну гигабитные пассивные оптические сети (GPON). Это механизм многоточечного доступа: он позволяет использовать одну-единственную оптоволоконную линию из центрального офиса поставщика для обслуживания нескольких домов и малых предприятий. Технология GPON весьма прогрессивна – например, даже в Германии до сих пор строят сети ADSL (интернет по телефонной линии).

Аскар Жумагалиев запомнился вниманием к новым форматам связи. В Казахстане сети связи третьего поколения (3G) были запущены еще в 2010 году, а, например, украинцы перешли на него только четыре года назад – в 2016-м, когда в РК уже перешли на стандарт четвертого поколения связи (LTE).

При этом стоимость связи в Казахстане остается одной из самых дешевых в мире. В прошлом, 2019 году Казахстан занял второе место в мире по дешевизне мобильного интернета и пятое – по фиксированному интернету в рейтингах сравнения цен.

Инфраструктура

При Аскаре Жумагалиеве был проведен апгрейд до новых форма­тов оптической связи (когерентной) в части магистральных сетей интернета, которые дают пропускную способность в несколько десятков гигабит в секунду.

Казахстан имеет большой ресурс для развития транзитного трафика данных благодаря своему географическому положению – это кратчайшее расстояние от дата-шлюзов КНР до Европы. Кроме того, на время восстановления в случае повреждения сети влияет и способ протяжки кабеля: наземный можно починить быстрее, чем морской.

В Казахстане 15 центров обработки данных классов Tier II и Tier III. Поддержание функционирования такого количества центров необходимо для более качественной локализации популярных сервисов. Ведь казахстанец быстрее скачает информацию из Павлодара, чем из Нью-Йорка.

Стартапы

Astana Hub – это тоже детище Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Технопарк создан в 2018 году для развития культуры стартапов. На сегодняшний день участниками хаба стали 2187 команд. В 2019 году IT-стартапы привлекли около 29 млрд тенге, а в 2020-м эта цифра дошла до 37,9 млрд. Только за прошлый год в Казахстане открылось свыше пятисот новых IT-компаний. Этот рост стал возможен благодаря налоговым льготам в юрисдикции технопарка: КПН – 0%, ИПН – 0%, НДС – 0%, социальный налог с доходов нерезидентов – 0%.

Smart City

«Умный город» Акколь – это тоже начинание Аскара Жумагалиева. Акколь – город в Акмолинской области, который был выб­ран в качестве испытательной площадки для внедрения передовых технологий по управлению городской средой. В настоящее время в Акколе проживает чуть более 14 тыс. человек. В городе построена необходимая цифровая инфраструктура: запущены 17,5 км волоконно-оптических линий связи, энергоэффективная сеть LoRaWAN, организованы точки Wi-Fi в общественных местах, модернизирована сеть LTE.

Законодательная инициатива

При Аскаре Жумагалиеве были разработаны законодательные акты по вопросам регулирования цифровых технологий, направленные на расширение применения и дальнейшее внедрение технологий в Казахстане. Благодаря этому в РК теперь реальны проекты, связанные с блокчейном, искусственным интеллектом и другими инновационными направлениями. Кроме того, цифровые документы теперь наделены юридической силой. Эта мера предусматривает целый ряд изменений в сфере предоставления государственных услуг, защиты персональных данных и обеспечения информационной безопасности. Помимо этого появились нормы, ограничивающие участие квазигоссектора в предпринимательской деятельности на рынках, где уже работают частные фирмы. Таким образом, обеспечивается более полное соблюдение принципов Yellow Pages Rules в IT-отрасли.

Майнинг

Вплоть до 2019 года рынок майнинга находился в подвешенном состоянии на территории Казахстана. Не так давно произошло разделение регулирования майнинга и рынка криптовалюты. В настоящее время майнинговый бизнес считается полноправным участником рынка коммуникационных услуг. Майнинговые компании могут заниматься в Казахстане официальной предпринимательской деятельностью по типу ЦОДов, предоставляя вычислительные мощности и аренду серверов на коммерческой основе.

Подобные законопроекты позволят Казахстану вступить в игру на международном рынке майнинга в качестве сильного и конкурентоспособного игрока. И страна имеет все возможности для этого: низкую стоимость электроэнергии и профицитные регионы, заинтересованные в утилизации излишков электроэнергии.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg